Среди возможных версий возникновения случившегося, пользователи соцсетей выделяют и костры, которые могли развести на территории объекта вандалы или лица без определенного места жительства, и умышленное уничтожение – территория усадьбы и парка является «лакомым кусочком» для застройщиков, как считают некоторые москвичи. Официальная версия случившегося пока озвучена не была.
Напомним, что имение Покровское-Стрешнево пребывает в фактическом запустении на протяжении нескольких десятков лет. В начале 90-х годов прошлого века здесь начинались восстановительные работы, которые были прерваны в начале нулевых. Затем у усадьбы несколько раз менялся собственник, в результате чего, в 2016 году имение перешло в собственность Правительства Москвы. Представители компетентных органов регулярно поднимали вопрос о реставрации усадьбы добропорядочным инвестором. Однако, случившееся происшествие может внести свою негативную лепту в поиск нового собственника.
В марте этого года я снял интерьеры главного дома и виды оранжереи. Предлагаю и вам взглянуть на последнюю заброшенную усадьбу Москвы.
Центральная часть главного дома с деревянным парадным этажом с мезонином построена в конце XVIII - начале XIX века, до 1805 года. Опись интерьеров относится к 1805 году.
2. Центральная часть северо-западного фасада усадебного дома.
Фото до 1910 года. Главный дом усадьбы Покровское-Стрешнево ос стороны парка.
3. Главный дом. План второго этажа.
В центральном объеме находится парадная лестница, переделанная при перестройке дома, но сохранившая обходную галерею с двумя парами колонок и плафон. С другой стороны гостиной, в темном проходном помещении должна была находиться лестница в мезонин (вероятно, и в первый этаж), но следов ее не найдено. К проходной примыкает парадная спальня с большим окном на северном торце дома. Она была расчленена парадными колонками. В верхней части задней стены спальни проделаны два круглых окошка: одно из них освещает проходную, а другое выходит в смежную с ней комнату. По литературным сведениям, в спальне были серые обои с цветочным бордюром.
4. Парадная лестница в главном доме усадьбы Покровское-Стрешнево.
Огромные, почти квадратные тройные окна по сторонам террасы и лоджии подчеркивают загородный характер дома. Одновременно укрупненный масштаб этих частей фасада усиливает монументальность решения центрального объема. Его контрастно выделяют совершенно нейтральные, рядовые фасады боковых частей дома. Они воспринимались как переход к столь же лаконичной, но более мелкой по членениям архитектуре двухэтажных флигелей.
5.
6.
Внутренняя планировка парадного этажа с анфиладой вдоль паркового фасада несколько более традиционна, но и здесь главную роль играет центр, где на основной оси расположены два самых значительных помещения. Благодаря двойной креповке фасада, линия анфиладных проемов, идущая в боковых помещениях вдоль окон, как и принято в классицизме, выходит в центральном Белом зале на его поперечную ось. Такое пересечение основных осей дома могло бы породить чрезмерно монументальное центрическое решения зала, но его пространство определяет вытянутый восьмиугольник колоннады, несущей торжественный антаблемент.
7. Парадную лестницу украшают тритоны.
Остальные помещения парадного этажа неоднократно меняли назначение и оформление. В 1920-х годах в юго-западному углу дома еще сохранился тонкий, безусловно первоначальный, живописный плафон большой столовой, а рядом с гостиной и лоджией - поздняя спальня, сплошь затянутая тюлем и кружевами. Деревянные внутренние лестницы занимали три угла дома, исключая лишь столовую. В нижнем этаже симметрично парадной лестнице находились еще одна гостиная с парой колонн в глубине.
8.
9. Цокольный этаж главного дома.
10. Тритон.
11.
12.
13.
14.
Фрагментарно сохранился наборный паркет. Угловые печи при перестройке дома переделаны в камины. Очень необычны полукруглые нишки под окнами, выходящими на террасу.
15. Голубая гостиная в усадебном доме.
16. Плафон в Голубой гостиной.
17.Камин в Голубой гостиной.
Проемом в глубине против окон зал связан со вторым осевым помещением гостиной, выходящей в лоджию парадного фасада. Она несколько ниже зала. В квадрат ее плана вписана изящная коринфская колонная ротонда с высокой падугой над антаблементом. Ее также украшали тонко орнаментированные наборные паркеты и полукруглые подоконные нишки. В поздний период печи также были переделаны в камины, а стены выкрашены в темно-голубой цвет с бордюрами и силуэтами, стилизирующими древнегреческую чернофигурную вазопись.
18.
19. Капитель колонны в Голубой гостиной.
20.
21.
22.
23.
24. Камин в Белом зале.
25. Белый зал с выходом на террасу.
26.
27. Камин в Белом зале.
28. Вид на парк.
29. Парковый фасад.
Фото до 1910 года. Главный дом усадьбы Покровское-Стрешнево. Северо-западный фасад.
Проект Резанова предполагал полную перестройку и даже переориентировку дома. Парадный вход он помещал на южном торце. Кирпичная ограда, заворачивая от линии шоссе, примыкала к стенам дома по сторонам въезда. Подъезд с пышным порталом выглядел как башенка, выступавшая перед полукруглым обемом и увенчанная короной (фамильной чертой Стрешневых было стремление увековечить память о своем родстве с царским домом).
30.
Дальше по анфиладе комнаты с простым интерьером.
31.
32.
Множество надписей на стенах, скорее всего здесь проводили квест.
33.
34.
Человечки.
35.
Надписи, стихи, цитаты.
36.
Из комнаты лучше не выходить.
37.
Когда я был в доме, охранник ждал съемочную группу. Наверное, снимали, что-то наподобие этого http://deadokey.livejournal.com/326859.html
38.
39.
40.
Подышим воздухом.
41.
Фото до 1910 года. Боковой вид северо-западного фасада дома в усадьбе Покровское-Стрешнево.
42.
И через парк пройдем к оранжерее.
43.
Последняя сохранившаяся скульптура в усадебном парке.
44.
Это старая открытка с фотографией Еремина 30-х годов прошлого века. Есть у меня такая в коллекции.
Фото до 1930 года. Статуи в парке усадьбы Покровское-Стрешнево.
Оранжерея является единственным кроме главного дома сооружением старой усадьбы, которое сохранилось со времен XVIII - начала XIX веков. В начале XX века здание было приспособлено под ресторан, в результате его сильно исказили. А в дальнейшем оно было почти разрушено.
45.
В наше время был воссоздан первоначальный облик Оранжереи. Композиция здания - укрупненный центр и симметрично вытянутые крылья теплицы. Такое архитектурное решение характерно для парадных парковых оранжерей XVIII - начала XIX веков. Яркий пример такой композиции - оранжереи в усадьбах Кусково и Кузьминки. Фасад здания ориентирован на юг.
46.
47.
Округленный купольный выступ центральный объема - зимнего сада - окружала деревянная тосканская колоннада, воссозданная в камне.
48. Внутри оранжереи.
49. Оранжерея. Помещение центральной ротонды.
Эти фотографии я снимал в марте 2017 года, в августе опять произошел пожар, уцелела только центральная часть. МЧС в сми обозначило его как советскую постройку, но мы же знаем, что это объект культурного наследия федерального значения оранжерея конца XVIII–начала XIX века усадьбы "Покровское-Стрешнево".
50.
Что будет с последней заброшенной московской усадьбой?
51.
Journal information