Ровно год назад мы с Дмитрием Черниговским и Борисом Бочарниковым присутствовали при знаковом событии – установке памятной мемориальной доски на месте погребения великого архитектора-палладианца в ротондальной церкви-усыпальнице Львовых, расположенной в усадьбе Никольское-Черенчицы.
Я уже давно хотел вам показать фотографии интерьеров этого уникального сооружения, облик которого отразил все грани таланта великого русского архитектора Николая Львова.
Николай Львов родился 15 мая в усадьбе Никольское-Черенчицы близ Торжка. Его родители принадлежали к небогатому дворянскому роду. Юный Львов с раннего детства проявлял интерес к искусству и графике. Он стремился получать знания из книг, архивных материалов и сочинений известных философов. Николай Львов поступил в Преображенский полк, а впоследствии был избран в Российскую академию наук и был ее почетным членом.
2.Памятник Львову в г. Торжок.
3.Храм-усыпальница Львовых.
Обладая многочисленными талантами, он быстро смог зарекомендовать себя в качестве перспективного архитектора. За более 20 лет своей деятельности в качестве зодчего он создал ряд уникальных построек в Санкт-Петербурге, Торжке и его окрестностях, Москве и Подмосковье, а также в других регионах. Его авторству принадлежат такие знаменитые достопримечательности, как Приоратский дворец в Гатчине, усадьба Гавриила Державина на Фонтанке, собор Борисоглебского монастыря в Торжке, главный дом усадьбы Знаменское-Раек, усадьбы Введенское, Вороново, валунный мост в усадьбе Василево, «Львовская ротонда» в Валдае и другие замечательные произведения.
4.
5.
Многие исследователи отмечают, что одной из главных вех в профессиональном вкладе Львова в историю российской архитектуры было не только сооружение великолепных дворцов, но и храмов. Так, одной из самых известных храмовых построек Львова является ротондальный усадебный храм-усыпальница в его родном имении Никольское-Черенчицы. Излюбленной архитектурной формой Николая Львова была ротонда. За свою творческую жизнь он создал множество храмов, в основу которых лег круг – как философский символ бесконечности. Храм в Никольском не стал исключением.
6.
7.
Прошение на строительство храма в собственной усадьбе зодчий подал в 1784 году, однако, строительство культовой постройки, которая одновременно стала бы и семейной усыпальницей, началось лишь в 1789 году. К моменту смерти Николая Александровича храм еще не был полностью достроен.
8.
Для строительства церкви в Никольском избрали возвышенность, которую преобразили в холм, возвышающимся над прудом, придавая будущей усыпальнице особую значение в ансамбле усадьбы, наподобие мавзолею Волконских в Суханово.
9.
Львов задумал храм-усыпальницу как двухэтажное сооружение, в нижнем этаже которого, находилась, собственно, родовая усыпальница с храмом, а на верхнем – летняя церковь. Снаружи объём храма был окружён колоннадой, придающей ему вид величественной ротонды. Венчает храм круглый барабан, несущий пологий купол, вершиной которого стал позолоченный шар с крестом. Диаметр барабана полностью соответствует диаметру церкви. Исследователи считают, что одним из образцов вдохновения, которым руководствовался Львов при создании храма-ротонды в собственном имении, был римский Пантеон. Последнее суждение подтверждается мастерски использованным «двойным куполом», создающим иллюзию света, освещающего всё внутреннее пространства храма.
10.
11.
12.
13.
Нижний купол в Никольском также находится в основании барабана. Как и в верхнем куполе, в его вершине было прорезано круглое отверстие, диаметр которого был несколько больше.
14.
Удивительное по красоте и задумке зрелище представляет собой верхний свод храма – он расписан под ясно-голубое небо, что создает удивительное впечатление, будто над храмом парит широкий небосвод.
15.
16.
Под этим рукотворным небом нашли свой покой несколько представителей рода Львовых, включая самого гениального зодчего. Николай Александрович прожил недолгую жизнь – всего 50 лет. Его смерть стала настоящим ударом для близких, друзей и почитателей таланта зодчего. К сожалению, после революции 1917 года вечный покой архитектора и членов его семьи был варварски потревожен. Большевики извлекли их останки из склепов и надругавшись выбросили их из усыпальницы. Вскоре останки и обломки убранства иконостасов обоих храмов были вновь брошены в крипту, а то что не поместилось было сожжено там же.
17.
18.
Спустя век после прихода советской власти о сохранении памяти великого зодчего стали задумываться всерьез. В 2004 году в центре Торжка был установлен памятник Николаю Александровичу Львову. Эта инициатива была реализована благодаря стараниям членов Фонда имени Львова и усилиям местной администрации.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
А год назад, 15 мая 2016 года, в родовом храме-усыпальнице Львова была установлена памятная доска. В этот день в память о великом зодчем была совершена панихида, на которой присутствовали историки, краеведы и местные активисты.
26.
27.
Атмосфера народного единения, сложившаяся в этот день, вселила в каждого участника памятного мероприятия еще большее желание всеми силами сохранять архитектурное наследие и память о гениальном архитекторе.
28.
29.
значительную роль в восстановлении памяти об упокоении памяти зодчего сделали волонтёры, представители фонда Дворянской культуры, представители семьи Львовых и историк архитектуры Илья Евгеньевич Путятин, присутствовавший на панихиде и церемонии освещения мемориальной доски-надгробия.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
Про интерьеры главного дома усадьбы Никольское-Черенчицы я сделаю отдельный пост.
38.
39.
Вот такой вид от главного дома на храм-усыпальницу в Никольском.
40.
40.
Перенесемся в г. Торжок.
41.
Дмитрий Черниговский открывает мероприятия, посвященные днб рождению Н.А. Львова.
42.
43.
Наследие архитектора Львова, признанное многими историками искусства зарубежом ещё недостаточно оценено в наше время. Его постройки, без которых немыслим золотой фонд отечественной архитектуры, ветшают и стремительно разрушаются. Усыпальница Львовых - один из тех шедевров, который необходимо возродить в том виде, в котором его задумывал его великий зодчий. В грядущем 2018 году мы будем отмечать 265-летие со дня рождения архитектора, и потому, возродить усыпальницу архитектора, равно как и его дом, необходимо как дань памяти великому зодчему.
Journal information