Уже при П. П. Вяземском усадьба Остафьево превратилась в своеобразный музей. Здесь, в бывшем кабинете Карамзина, находились жилет Пушкина, простреленный пулей Дантеса; кора с березы, возле которой стоял Пушкин во время дуэли; трость Абрама Ганнибала, в набалдашник которой была вделана золотая пуговица с мундира Петра I; письменный стол Пушкина; дорожный сюртук Карамзина и многое другое. В громадной библиотеке были развешаны портреты государственных и исторических деятелей, рядом с Екатериной II висел портрет Пугачева…
В 2016 году в декабре в Остафьево практически завершились реставрационные работы и открылись новые экспозиции. Давайте взглянем сначала на старые архивы, как выглядела усадьба при Вяземских и Шереметевых и какой ее описал Алексей Греч в своем "Венке усадьбам". Современные интерьеры я выложу в ближайших постах. Но, а если вам не терпится посмотреть на заново открывшуюся усадьбу, то присоединяйтесь 13-го мая к поездке вместе с "Усадебным экспрессом". Вас ждет литературно-музыкальная программа «Карамзину следовал я…» и классическая экскурсия по парку и интерьерам.
2.
3.
4. За Бородинское сражение Вяземский был награжден орденом св. Владимира четвертой степени с бантом и памятной медалью. В честь этих событий Вяземские украсили боковые фасады Остафьевского дома четырьмя барельефами.
5. Барельеф.
6. Галерея.
7. В 1903 г. правительством был издан указ, согласно которому Остафьево и соседнее с ним Никульское, тоже принадлежащее С.Д. Шереметеву, обращались в заповедник.
8. Усадьба Остафьево для князя П.А. Вяземского была святым местом, куда он стремился душою.
9.
10. Две пушки, реликвии 1812 года.
11.
12. Храм Святой Троицы.
13. Промышленник К.М.Матвеев, владевший усадьбой во второй половине XVIII века, выстроил церковь Михаила Архангела (начало 1780-х гг.).
14.
К основному кубическому объему храма, над которым возвышается глухая ротонда, увенчанная куполом с четырьмя люкарнами, примыкают с противоположных сторон равные по высоте и ширине трапезная и алтарная часть. Элементы декора храма частично выполнены из белого камня.
15. Круглый зал.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25. Старое Остафьево времен строителя дома А. И. Вяземского сохранилось в немногих комнатах. Особенно ясно чувствуется оно в угловой библиотеке, где стоят деревянные, доморощенной работы, книжные шкафы с витринами, хранящими в себе прекрасную, собранную во время заграничных путешествий, библиотеку французских авторов XVIII в" в кожаных, стильных переплетах того времени и небольшую коллекцию резных камней, среди которых есть хорошие произведения, главным образом, английских мастеров (Брауна, Мёрчанта, Бёрча и др.).
26. Картины на мифологические сюжеты, разные "древности", правда, оказавшиеся подделками XVIII века, ящичек с египетскими амулетами-все это, не менее чем книги, обрисовывает личность первого остафьевского хозяина, собравшего у себя, в подмосковной, творения классиков французской литературы, сочинения по искусству и археологии, серьезные отделы путешествий и военных наук.
27.
28.
29.
30. Бронза николаевского времени, стиля позднего ампира, вазы-урны, украшенные фигурами крылатых женщин, различные канделябры и три пары более ранних по времени, скромных стенников, вместе с фарфоровыми вазами-кашпо той же эпохи, дополняют общий, довольно хорошо выдержанный, за исключением плафона, вид залы. Последний, расписанный на холсте внуком строителя дома, П.П. Вяземским, совместно с каким-то живописцем Джованни, является крайне странным произведением.
31.
32. Отчасти сохранилась от восемнадцатого века угловая спальня, разделенная поперек аркой на двух колоннах, соответствуя, таким образом, обычному характеру дворцовых опочивален. Ряд вещей по стилю и характеру своему вполне подходит к убранству этой комнаты. Отметим, прежде всего, два интересных кресла красного дерева, обитых малиновым сафьяном, с резными сфинксами на ручках, раннего русского ампира и туалетный стол того же времени с бронзовыми украшениями-фигурками и замысловатыми ящиками.
33.
34. По многим комнатам остафьевского дома расставлены чудесные предметы наборной работы, прекрасно обрисовывающие это производство, особенно расцветшее в России, вероятно, в силу врожденного дарования русских мастеров к тонкой деревянной мозаике. Повторяя формы западной мебели, эти, зачастую крепостные художники, были, однако, довольно свободны в выборе сюжета и в трактовке рисунка.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56. Главная аллея парка, подходящая вплотную к дому, имеет свое название. Пушкин, гостивший у Вяземских, окрестил ее, по преданию, "Русский Парнас"; действительно, по ней гуляли Жуковский, Карамзин, Дмитриев, Мицкевич, Д. Давыдов, Пушкины и многие другие гости Остафьевского хозяина.
57.
58.
Памятник князю Вяземскому.
59. Памятник князю Вяземскому.
60.
61.
62. Сколько подлинного величия душевного — в одной хотя бы фразе о Пушкине из письма Жуковского Вяземскому 1815 года: «Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастет».
63. В 1911 году в парке Остафьева по проекту Н. 3. Панова был поставлен памятник Н. М. Карамзину. В верхней его части — отлитые из металла тома «Истории государства Российского». Памятник стоит напротив окна бывшего кабинета Карамзина.
Источник:
А. Греч. Остафьево
Journal information