24 июля 2012 г. Усадьба Д.Ф. БЕЛЯЕВА, Рюмин переулок, д.2 Рюмины, Беляевы М О С К В А г о р о д |
Уже ниже, от Гончарной улицы, отходит Рюмин переулок, названный по домовладельцу. Известен с XVIII века как Сахаров переулок, позже Вшивогорский (Швивогорский) переулок (по Швивой горке — юго-западному склону большого Таганского холма). Название Сахаров и более позднее — Рюмин — по фамилиям домовладельцев. |
2. Продолжаем гулять по Гончарной улице и через пару домов свернем налево в Рюмин переулок. |
В этом небольшом переулке находится интересный образец московского модерна - особняк потомственного почетного гражданина Д. Ф. Беляева, перестроенный из более старого здания в 1903 г. по проекту А. А. Галецкого. Александр Антонович Галецкий (1872 - после 1926) - русский архитектор, один из видных мастеров московского модерна. В 1894 году окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества с серебряными медалями по рисунку и архитектуре.
|
3. Улица Гончарная д.3. Музей русской иконы. Доходный дом — административное здание Грачёвой (1913, архитектор Н. Д. Поликарпов). |
С 1894 по 1898 годы учился в Императорской Академии художеств в мастерской А. Н. Померанцева, которую окончил со званием художника-архитектора и малой серебряной медалью за проект Великокняжеского дворца.
|
4. Стена Афонского подворья. |
В 1900-1901 годах работал помощником архитектора Ф. О. Шехтеля, принимал участие в некоторых его постройках. До 1900 года служил архитектором Донецко-Юрьевских заводов.
|
5. Дом Д. Е. Грачёва (1913, надстроен архитектором Н. Д. Поликарповым) разрушен. Современный жилой дом построен в 1999 году по индивидуальному проекту. |
С 1900 по 1902 годы являлся архитектором Никольской мануфактуры С. Т. Морозова, для которой построил больницу, санаторий и начал возведение зимнего театра. С 1907 года служил архитектором Строгановского училища. В 1926 году работал в Мосрекламе. Дальнейшая судьба А. А. Галецкого неизвестна.
|
6. Что-то происходит за этими окнами в доме №3 по Гончарной улице. |
Дом середины XVIII века заводчика, и владельца старейшей Столбцовской игольной фабрики в России - Рюмина был перестроен им в стиле модерн.
|
7. Афонское подворье в отражении. |
У дома были выполнены уникальные по рисунку кованные изделия, мозаика, лепнина интерьеров.
|
8. Стена Афонского подворья. |
Балконы, обращенные к Центру Москвы, их перила, состоят из объемных кованных ирисов и тюльпанов; ограда по переулку - в образе развивающихся весной из клубка змеиных тел; ограда палисада двора в виде японских иероглифов.
|
9. Балкон новостроя. Гончарная ул. д.5. |
Панно восточного фасада - венецианской фирмы "Мурано" - "Маки на закате" - символ четырех возрастов человека.
|
10. ул. Гончарная. Налево за деревянным домом - Рюмин переулок. Направо - усадьба Тутолмина. |
Своды залов второго этажа украшены лепниной - ветвями цветущей сакуры. Водосточные трубы - напоминают бамбуковые стебли.
|
11. Гончарная ул. д.5. |
Зеленная фасадная керамика-"кабанчик" дома, в сочетании с весенними (лепными) цветами, и масками Лорелей - образ Весны.
|
12. Жилой дом XIX века. |
Возможно ограду особняка проектировал учитель А.Галецкого - Ф.Шехтель.
|
13. |
В 30-х гг. XX века в усадебном доме находился ЗАГС (см. старые фотографии ниже).
|
14. Резной домик. |
Некоторое время после Отечественной войны в особняке жил с семьёй маршал К.Рокоссовский.
|
15. Рюмин переулок. |
В настоящее время ворот и ограды башни нет, но интерьеры, и большая часть фасадных декораций бережно отреставрирована. |
16. Усадьба Беляева сразу угадывается. Слева раньше стоял деревянный дом, потом его снесли и поставили кирпичную постройку, теперьь и ее тоже снесли, остаток стены прилегает к усадебному дому. |
Главный фасад двухэтажного здания, облицованного серо-зеленой керамической плиткой, весьма прост — это два ряда окон, однотипно обработанных горизонтальной тягой. Центральный, чуть выступающий в плоскости стены ризалит имеет венчающий сплошной аттик.
|
17. Старый жилой дом на пересечений Гончарной и Рюмина переулка. |
В левой стороне сооружения — вход, к сожалению, утративший свой навесной металлический козырек. Его выделяют забавные крошечные колонки на кронштейнах, расположенные по сторонам входного проема.
|
18. Страшная кирпичная стена теперь замаскирована. |
Наиболее интересен садовый фасад здания, украшенный мозаичной композицией «Маки на закате» в характерной для стиля изогнутой полуэллиптической рамке. В интерьерах использованы лепные вишнёвые ветви. Кованая ограда балкона выполнена в форме ирисов.
|
19. Страшный вход левее усадьбы остался. |
Особую художественную ценность имеет металлическая ограда особняка со стороны переулка, выполненная в виде расползающихся весной змей, а также калитка в саду (ныне не обнаруженная), смелый экспрессивный рисунок которой навеян графическими открытиями знаменитого бельгийца Виктора Орта — его знаменитым «ударом бича».
|
20. Ограда особняка со стороны переулка, выполненная в виде расползающихся весной змей. |
Каких-то 30 лет назад вместо асфальтированной площадки и разрушающего структуру здания черного частого металлического забора с южной стороны здания находился японский сад с калиткой в том же стиле. |
21. Над головой человека в белой рубашке одна из самых интересных вещей усадьбы - мозаичная композицией «Маки на закате» в характерной для стиля изогнутой полуэллиптической рамке. |
22. В интерьерах использованы лепные вишнёвые ветви. |
23. |
24. Усадьба облицованна серо-зеленой керамической плиткой. Архитектура весьма проста — это два ряда окон, однотипно обработанных горизонтальной тягой. |
25. Шехтель и Галецкий. )) |
26. |
27. Зеленная фасадная керамика-"кабанчик" дома, в сочетании с весенними (лепными) цветами, и масками Лорелей - образ Весны. |
28. Водосточные трубы - напоминают бамбуковые стебли. Кованые деревца, подпиравшие козырёк бесследно исчезли. |
Старые карты |
1500 год. |
1611 год. |
1613 год. |
1646 год. |
1661 год. |
1674 год. |
1739 год |
1808 год |
1824 год |
1836 год |
1862 год |
1878 год |
1888 год |
1910 год |
1912 год |
1923 год |
1942 год |
1942 год |
1942 год |
1957 год |
1957 год |
1968 год |
1979 год |
1986 год |
1988 год |
1995 год |
2003 год |
2007 год |
2009 год |
2009 год |
2010 год |
2010 год |
2010 год |
2010 год |
2011 год |
Старые фотографии |
1911 год. Источник: архив музея Истории Благотворительности |
1930 год. Молодожены возле ЗАГСа, который находился в усадьбе. |
1930 г. "Московский ЗАГС. Счастливая невеста." ЗАГС находился в усадьбе Беляева. Коллекции Дикинсон-Колледж. Карлайл, Пенсильвания. |
1970 г. Кованые деревца, подпиравшие козырёк. Теперь их нет! Остались только каменные тумбы-основания. Фотограф: Мясников Виктор Анатольевич. |
1971 г. Старые домики на улице Володарского. Фотограф: Мясников Виктор Анатольевич. |
1980-1985 год. Калитка японского сада особняка Беляева. Фотограф: Мария Владимировна Нащокина. Источник: архив Стройиздата, книга Москва - какой ей быть. |
1980-1985 год. Похищенные ворота особняка Беляева. Фотограф: Мария Владимировна Нащокина. Источник: архив Стройиздата, книга Москва - какой ей быть. |
1983 г. Фотограф: Виталий Царин |
1983 год. Хорошо видны ограда в стиле "модерн" и старый одноэтажный деревянный домик. |
1997 г. Фотограф: Виталий Царин. |
1997 г. Фотограф: Виталий Царин |
2000 г. Источник: архив С.Г.Величко Фотограф: Татьяна Васильевна Бондарькова |
Ссылки на Panoramio и Google Earth
http://www.panoramio.com/ - улица Гончарная |
Ссылки
Спасибо, есть что добавить?
Journal information