В районе ансамбля зданий станции Лихоборы, недалеко от здания вокзала, есть интересное жилое строение в стиле авангарда, характерного для первого десятилетия молодого советского государства. Здание бросается в глаза своей архитектурной формой, сочетанием прямых и ломаных линий фасада, а также буквенной аббревиатурой «5 РКЖД» и датировкой «1932». С датировкой проблем никаких не возникает, это характерная черта для индустриального домостроения конца XIX – начала XX века, говорящая о дате постройки здания. А вот насчет аббревиатуры ходили споры.
Дата фотографий: 2016 год, 13 сентября и 2017 год, 19 февраля.
2.
По первоначальной информации расшифровка гласила 5-й Рабочий кооператив железнодорожников. Вполне логичная расшифровка для периода формирования коммунального быта и строительства по всей Москве Рабочих жилищно-строительных кооперативных товариществ (РЖСКТ). Однако, когда мы нашли имя и биографию архитектора, спроектировавшего это здание, мифы развеялись.
3.
4.
5. 5 РКЖД.
Надпись на доме «5 РКЖД» и датировка «1932» выполнена кирпичной кладкой в традиционной манере для индустриальной архитектуры начала века. Здание оставлено неоштукатуренным, в отличии от первых двух, что также отсылает нас к промышленному стилю домостроения.
6. Здание построено в 1932 году.
С 1926 года архитектор Борис Николаевич Шатнев, после окончания МВТУ, начал свою творческую деятельность в проектировании жилых и технических сооружений для Народного комиссариата путей сообщения, а затем для Министерства путей сообщения СССР. Первое свое здание для Управления Курской железной дороги он построил в 1927-1932 годах на улице Чкалова (ныне ул. Земляной вал) на углу площади Курского вокзала. Это типичное конструктивистское здание с выделяющимися балконами и эркерами, отличающими его от ортодоксальных авангардных проектов его сверстников. Потом последовал проект еще одного крупного жилого дома, там же по соседству, уже в классическом стиле посленэповского периода, с традиционной геометрией фасада и декора.
7. Надписи выполнены кирпичной кладкой.
Напротив второе жилое здание.
8. Это здание оштукатурено.
И вот в 1930 году Борис Николаевич получает заказ для строительства поселка для проживания работников Курской железной дороги. Был спроектирован типовой проект домов, и первая пробная трехэтажка выстраивается в районе Каланчевской. Затем выделяется участок земли рядом со станцией Лихоборы Московской Окружной железной дороги для строительства четырех таких же домов. В 1931 году появляется первый близнец Каланчевского дома, трежэтажный двухподьездный. На фоне остальных своих соседей он кажется недоделанным. Остальные два дома были полноценными многоквартирными четырехэтажными.
9.
10. Многоквартирный четырехэтажный дом.
Состоят дома визуально из трех корпусов. Эта визуализация создается смещением боковых частей от центральной части корпуса примерно на 3 метра вперед. Таким образом в передней части мы видим 2 боковых ризалита. Крыша имеет интересное архитектурное решение в форме прямоугольного башенного выступа и скоса вправо и влево в зависимости от края. Эту площадь занимают чердачные помещения.
11. Дом строился для проживания работников Курской железной дороги.
12.
13.
14.
15.
Подъезды сохранили оригинальное оформление в виде деревянных перил с декоративным оформлением в форме перекрещенных деревянных балок, а также круглое окно «иллюминатор» перед чердачным помещением (такие окна нередко использовались в архитектуре авангарда).
16. Подъезд одного из домов.
17. Деревянные перила с декоративным оформлением.
18.
19.
20. В передней части здания два боковых ризалита.
21.
В настоящее время четырехэтажные дома сохранили свое первоначальное жилое назначение, а вот в первом здании сегодня находится отдел Полиции.
22.
23.
24.
Фото: Вадим Разумов. Основной текст: Андрей Чермошенцев.
Journal information