Давайте продолжим знакомство со старыми уникальными фотографиями усадьбы Дубровицы. В этой подборке вы увидите интерьеры Знаменской церкви. Внутри вместо привычной настенной живописи расположены барельефы и горельефы, что необычно для храмов нашей страны.
Открытие Знаменской церкви состоялось в 1704 году. И на данном торжестве присутствовал Петр I. Но уже после освящения храма святейший Синод запретил украшать скульптурой православные храмы. И храм стал уникальным.
2. Cоздание резной части иконостаса приписывают мастерам Оружейной палаты Московского Кремля.
3. Скульптура и рельефные украшения Знаменского храма выполнены из местного белого камня. Материал добывался на берегах Пахры в каменоломнях.
4. Церковь, вероятнее всего, возводилась европейскими мастерами, которые пользуясь поощрением со стороны заказчика князя Б.А. Голицына, применили здесь свой опыт строительства католических храмов.
5. При входе в храм все сразу обращают внимание на крупную рельефную сцену "Распятия" - основную в цикле "Страстей Господних".
6. Есть предположение, что внутренние рельефы дубровицкого храма созданы на несколько лет позже, чем наружная белокаменная скульптура.
7. Фигура Богоматери, приносящей в храм Христа-младенца.
8. Фигуры святителей выполнены рукой мастера европейской выучки. Выразительно очерчены бородатые лица, передано движение тел.
9. Верх основного лепесткового яруса церкви завершается резным фризом, где прихотливо переплелись рельефные листья, плоды и цветы.
10. Лепные горельефы на евангельские темы мастера при строительстве церкви выполняли сразу на месте. Использовалась для этого кирпичная основа на известковом растворе, крепившаяся к стене железными пиронами. Основа обмазывалась алебастром, и окончательно фигуру или узор моделировали в гипсе.
11. Высокое качество материала и работ определили долговечность рельефов.
12. Рельефные листья, плоды и цветы в убранстве церкви.
13. Формы капители, рисунка гирлянды до пухлых херувимов, а также одеяния второстепенных персонажей и трактовка сюжетов говорят о европейской школе пластики.
14. На сводчатых поверхностях в основании столпа-парусах - чрезвычайно экспрессивно вылеплены клубящиеся облака, ангелы и фигуры евангелистов.
15. Справа над иконостасом изображен апостол Матфей, на что указывает символ этого евангелиста - ангел. Слева над иконостасом - изображение Иоанна Богослова со своим символом - орлом. Напротив Иоанна, в северо-западном парусе, Лука с тельцом (быком), а напротив Матфея, в юго-западном парусе, Марк со львом.
16. Последний сюжет цикла "Страстей Господних" помещен над южной аркой. Рельефная композиция "Положение во гроб". Жены-мироносицы, Богоматерь и праведник Иосиф кладут тело умершего Христа на плащаницу.
17. Композиция над северной аркой - "Несение креста". Иисус Христос, сгибаясь под тяжестью креста, идет на Голгофу. Вокруг него римские воины в шлемах, частокол копий и бердышей. Позади сопровождают процессию люди: женщина с ребенком и поддерживающий сзади крест Симон Киринеянин.
18. "Несения креста" логично переходит в сцену "Распятия" на восточной стене.
19. Композиция "Несения креста".
20. В простенках между окнами находятся лепные фигурки ангелов, держащие полотенца с евангельскими надписями.
21. Фигурки ангелов, держащие полотенца с евангельскими надписями.
22.
23.
24.
25. Фигурки ангелов, держащие полотенца с евангельскими надписями.
26. Слева от "Распятия" показан царь Давид в короне, со скипетром и гуслями.
27.
28. Скульптура царя Давида в короне, со скипетром и гуслями.
29. Скульптура Моисея на северной стене. Он правой рукой держит скрижали с заповедями (левая не сохранилась).
30. Скульптура Моисея.
31. Скульптура Илии, держащего в левой руке пояс.
32. Скульптура царя Давида.
33. В свободном подоконном пространстве изящные гирлянды из плодов и цветов.
34.
35. Прорезанные восьмигранными окнами стены верхнего яруса покрыты еще более плотной резьбой.
36.
37.
38. Столп опоясан широким рядом арок на мелких колонках, а над ними - профилированные колонки следующего карниза, лента с каменными горошинами и классический пояс из листьев аканта.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45. Над "Воскресением" находится рельефная композиция "Коронование Богоматери". Стоит отметить, что православная церковь не признает истинности акта коронования Девы Марии. Богоматерь на этом рельефе подходит скорее на некую мадонну с картины эпохи Возрождения. Ее руки сложены в молящий крест. Коленопреклонная, она как бы стоит на облаках в окружении херувимов. На Богоматерью тяжелая корона, которую поддерживают парящие в небесах Христос с крестом и Бог Саваоф с державой.
46. На западной стене изображены две рельефные фигуры первосвященников. Ближе к Илие - Захария со свитком, а ближе к Моисею - Аарон с кадилом в правой руке.
47. Фигура Аарона с кадилом в правой руке.
48. Фигура Захарии со свитком.
49. Скульптура Аарона.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63. Иконостас.
64. Двухъярусный хор.
65.
66.
Journal information