Завершая наше путешествие по Московской Окружной железной дороге, мы возвращаемся на станцию Лихоборы, с которой оно и начиналось. Мы изначально решили разбить статью про эту станцию на две части, разделяя пассажирские и гражданские постройки от технических объектов. А к техническим объектам у нас относятся паровозное веерное депо и все служебные постройки, связанные с обеспечением работы депо, сотрудников железной дороги и их проживанием.
Исходя из того, что МОЖД планировалась как самостоятельная железная дорога, несмотря на то, что она входила в состав Николаевской ж.д., а затем и Московско-Курской ж.д., для ее независимого функционирования необходимо было строительство паровозного депо для обеспечения их ремонта и отстоя.
Депо проектировалось и строилось одновременно со всеми остальными объектами Окружной. С учетом планируемого масштабного использования железной дороги было решено строительство депо на 12 стойл. Помещение было разделено на три отделения по 4 стойла в каждом. На площадке перед стойлами был спроектирован поворотный круг системы Селлерса диаметром 64 фута (19,5 метров) для перенаправления паровозов в свободное стойло. Через один подходной путь паровоз попадал на поворотный круг, и затем распределялся по стойлам, либо в случае необходимости к ремонтным мастерским.
Дата фотографий: 2017 год, 19 февраля и 3 марта.
Позднее, уже в советское время в целях увеличения количества проходимости поездов на ремонтные работы, к депо было пристроено еще 5 стойл. Стилистика архитектуры пристройки была максимально приближена к оригинальной, таким образом простой обыватель не сразу обнаружит изменения. Боковые стены депо были стилизованы под крепостные стены с башенками по краям и на внешней стороне по всей длине стены.
2. Здание западной будки централизованного управления стрелками и сигналами. Рядом с платформой МЦК Коптево. Февраль 2017.
3.
4.
5.
Внутри депо поделено на несколько секций. Нам показали секции ремонтных работ для электровозов и вагонов, а также секцию отстоя и заточки колес.
6. Процесс запуска тепловоза через круг Селлерса в 8-е стойло депо.
7. Через подходной путь паровоз попадает на поворотный круг, и затем распределяется по стойлам.
8. В веерном депо 12 стойл.
9.
10.
11.
12. Общий вид на депо Лихоборы. 1908-1910 гг.
13. Паровозное здание на 12 стойл на станции Лихоборы. Боковой фасад. Чертеж.
14. Паровозное здание на 12 стойл на станции Лихоборы. Фасад со стороны ЖЗ. Чертеж.
15. Паровозное здание на 12 стойл на станции Лихоборы. Фасад со стороны ДЕ. Чертеж.
16. Паровозное здание на 12 стойл на станции Лихоборы. Продольный разрез по ВГ. Чертеж.
17. Паровозное здание на 12 стойл на станции Лихоборы. Поперечный разрез по АБ. Чертеж. </p>
18. Паровозное здание. Ворота поворотного здания на станции Лихоборы. Чертеж.
19. Паровозное здание на 12 стойл на станции Лихоборы. План. </p>
20. Подъемный мостовой кран в паровозном здании на станции Лихоборы. Чертеж. </p>
21. Поворотный круг системы "Селлерса" на станции Лихоборы. Чертеж.
22. Фундамент для поворотного круга на станции Лихоборы. Чертеж. </p>
23. Общий вид на депо Лихоборы. 1988 г. Источник: pastvu.com.
24. Паровозное депо на станции Лихоборы.
25.
При паровозном здании находились мастерские для проведения средних и малых текущих ремонтных работ паровозов, годового осмотра, а также для текущего ремонта вагонов. Расчет площади крытых помещений мастерских и оборудования происходил из расчета нормативов по 6 кв. саженей (20,06 кв. метров) на один паровоз (стандарт для обслуживания МОЖД был 20 паровозов, т.е. площадь мастерских 120 кв.саж). Изначально было определено, что в каждодневной работе на мастерских будет находится один паровоз и 4 вагона. За мастерскими было построено здание нефтекачки, сохранившееся до наших дней практически без изменения. Оно выполнено в псевдорусском архитектурном стиле, с отдельным помещением для насоса.
26.
27.
28.
29.
Здание мастерских сохранилось, однако оно находится на закрытой территории и застроено дополнительными техническими пристройками. Фасад здания достаточно различим по двум боковым ризалитам и оформлению фасада, характерному для железнодорожных зданий начала ХХ века (широкоформатные оконные проемы вытянутого арочного типа, лучковая кладка оконных проемов, поребрик и т.д.). Антаблемент ризалитов в оформлении приближен к стилистике депо, с башенкой на одном из них.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
При паровозном здании находились мастерские для проведения средних и малых текущих ремонтных работ паровозов, годового осмотра, а также для текущего ремонта вагонов. Расчет площади крытых помещений мастерских и оборудования происходил из расчета нормативов по 6 кв. саженей (20,06 кв. метров) на один паровоз (стандарт для обслуживания МОЖД был 20 паровозов, т.е. площадь мастерских 120 кв.саж).
36.
37.
38.
39.
40.
41.
Изначально было определено, что в каждодневной работе на мастерских будет находится один паровоз и 4 вагона. За мастерскими было построено здание нефтекачки, сохранившееся до наших дней практически без изменения. Оно выполнено в псевдорусском архитектурном стиле, с отдельным помещением для насоса.
42.
43.
44.
45.
На северной стене в секции отстоя электровозов висит репродукция портрета В.И. Ленина известной работы 1961 года А. Мылиникова.
46.
47.
48.
49.
50. >
51.
52. Здание малых мастерских.
53. Старые фонарные столбы.
54.
55.
56. Здание малых мастерских на станции Лихоборы. Чертежи.
57. Здание малых мастерских на станции Лихоборы. Разрез по АБ.
58. Здание малых мастерских на станции Лихоборы.
59. Здание нефтекачки.
60. Здание нефтекачки.
61. Нефтекачка на станции Лихоборы.
62.
63.
При паровозном депо были построены дома для дежурных сотрудников кондукторских и паровозных бригад, дом начальника участка, а также дом начальника депо. Последний из них мы уже с вами видели, в нашей первой статье (ссылка на Лихоборы) – Жилой дом I-го типа, «Дом с совой». Дом паровозных бригад до наших дней не сохранился (на его месте сейчас располагаются гаражи), также как и дом кондукторских бригад (он находился напротив здания вокзала рядом с приемным покоем и Жилым домом IIго типа, на их месте сейчас выстроено многоэтажно здание гаражного кооператива). Дом начальника участка значительно перестроен, его можно определить только по некоторым сохранившимся деталям (в настоящее время в здании находится гастроном Пятерочка), он располагается на стороне военно-продовольственного пункта, недалеко от здания коменданта.
64.
65. Здание нефтекачки. 1908-1910 гг.
66. Нефтекачка на станции Лихоборы. Чертежи.
67. Гражданские сооружения на станции Лихоборы. Чертежи.
68. Дом для кондукторских бригад на станции Лихоборы. Чертежи. </p>
69. Дом для кондукторских бригад на станции Лихоборы.
70. Дом для дежурных паровозных бригад на станции Лихоборы.
71. Дом для дежурных паровозных бригад на станции Лихоборы. Чертежи.
72. Дом для дежурных паровозных бригад и Жилой дом на Т.П. Братцево. Чертежи.
73.
74.
75. Памятник В.И. Ленину.
76. Дом начальника участка службы пути. Чертеж.
77. Дом начальника участка службы пути. Чертеж.
78. Дом начальника участка службы пути на станции Лихоборы.
Фото: Вадим Разумов. Основной текст: Андрей Чермошенцев.
Journal information