Вадим (vadimrazumov.ru) wrote,
Вадим
vadimrazumov.ru

Categories:

МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты

Помимо пассажирского и транспортного назначения, в задачи Московской Окружной ж.д. в процессе проектирования было решено принять и военное направление. В связи с тем, что Москва являлась центром переброски войск между направлениями, на МОЖД было спроектировано совместно с военными ведомствами 4 военно-продовольственных пункта на станциях Лихоборы, Угрешская, Пресня и Серебряный бор.

Выбор станций для размещения пунктов был обусловлен основными радиальными железнодорожными направлениями к границам Российской Империи и к Санкт-Петербургу. Станция Угрешская связывала Москву с юго-восточными районами страны и соединяла вторую столицу с городом Курском через Московско-Курскую железную дорогу.

МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.

Дата фотографий: 2017 год, 26 января и 19 февраля.

<td height="19"> </td> </tr>
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
2. Пресня. Вид на пункт со стороны входа на территорию УЦ.
 
Станция Пресня была самой военно-направленной станцией МОЖД, соединяла Окружную с Московско-Брянской и Московско-Брестской ж.д., а также обеспечивала ветвь на Николаевские казармы Москвы. В связи с этим Военно-продовольственный пункт Пресня была самым крупным на всём железнодорожном кольце.
 
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
3. Пресня панорамный вид на главную площадь пункта. Слева и справа здания кухонь.
 
Станция Серебряный бор направляла военные эшелоны на город Виндава (ныне Вентспилс), портовый город Курляндской губернии (Латвии), самый западный порт Российской Империи.

Военно-продовольственный пункт центральной станции МОЖД Лихоборы ставил своей задачей обеспечение переброски войск между столицами Империи и дальнейшего соединения военного транзита с остальными радиальными направлениями.

Таким образом Окружная железная дорога становилась главной артерией военного транзита государства. Это обязывало Управление по сооружению МОЖД подходить с максимальной ответственностью к проектированию и обеспечению военно-продовольственных пунктов, в связи с чем к работам были привлечены военные ведомства Империи.

 
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
4. Пресня. Столовая.
 

Пункты проектировались изначально с учетом необходимости постоянного обеспечения военных на 1200 человек (Пресня на 2400 в связи с ее повышенной значимостью), и с возможностью последующего увеличения количества военных в 2 раза. Для этого в проектах закладывались дополнительные свободные площади земли для постройки новых объектов на случай военного положения.

Все станции имеют стандартное количество хозяйственных объектов на пунктах: один дом коменданта, одна казарма для команды пункта, одна кухня, две столовых (на 600 человек военных каждая), одно отхожее место на 52 очка, а также по одному хозяйственному объекты (ледник, кладовая, дровяные навесы, сараи). На станции Пресня количество всех объектов за исключением дома коменданта увеличены в двое, из-за удвоенного количества обслуживания военных, а также специально для этого объекта спроектирована хлебопекарня.

 
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
5. Пресня. Столовая оформление главного входа в здание.
 
Военные пункты размещались на внешней стороне МОЖД напротив станций. На трех станциях (Лихоборы, Пресня и Серебряный бор) был спроектирован переходный мост через железную дорогу к военно-продовольственному пункту, а на станции Угрешская переход был сделан наземный. Все здания за исключением хозяйственных построек, были снабжены водопроводом, канализацией и необходимой мебелью.
 
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
6. Пресня. Столовая.
 
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
7. Пресня. Столовая. Оформление дополнительного входа в здание.
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
8. Чертежный план-проект столовой на 600 человек. 1903 г.
 

До настоящего времени постройки сохранились не на всех станциях военно-продовольственных пунктов.

Самым сохранившимся ансамблем и четырех является пункт Пресня. На нем сохранились все объекты, а дом коменданта даже сохранил нетронутыми элементы внешнего декора (хотя он частично разрушается из-за отсутствия ремонта и реставрации) и оконные рамы начала века. Тут мы с Вами можем полюбоваться лепным флористичным декором колонны у главной входной группы, кованными перилами, а также массивным оформлением оконного проема в форме волют и сохранившиеся консоли, поддерживающие ранее навес над главным окном в квартире коменданта.

 
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
9. Чертежный план-проект кухни. 1903 г.
 
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
10. Чертежный план-проект кухни. 1903 г.
 
Здания столовых сохранили оригинальное оформление, сочетающее в себе как лепной, так и деревянный декор. Все дополнительные входы в здание были оформлены деревянными фронтонами с аркой на месте тимпана. Остальные постройки, как то отхожее место, казармы команды, кухни и т.д., изменены во внутренней планировке с учетом современного использования, однако максимально сохранили внешнее оформление.
 
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
11. Пресня. Кухня.
 
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
12. Чертежный план-проект казармы для команды. 1903 г.
 
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
13. Пресня. Казармы для команды. 1908-1910 гг.
 
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
14. Пресня. Казармы.
 
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
15. Чертежный план-проект отхожее место на 52 очка. 1903 г.
 
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
16. Чертежный план-проект отхожее место на 52 очка. 1903 г.
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
17. Пресня. Отхожее место на 52 очка. 1908-1910 гг.
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
18. Пресня. Отхожее место.
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
19. Чертежный план-проект дома коменданта. 1903 г.
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
20. Чертежный план-проект дома коменданта. 1903 г.
В настоящее время ансамбль принадлежит Учебному центру РЖД, вход на территорию закрыт. Однако нам по разрешению Центра общественных связей и Руководства Учебного центра было дозволено попасть на территорию и сделать фотофиксацию всех объектов, за что мы искренне благодарим Новикова Виталия Евгеньевича, начальника Пресненского подразделения Московского УЦПК!
 
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
21. Пресня. Дом коменданта.
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
22. Пресня. Дом коменданта.
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
23. Пресня. Дом коменданта.
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
24. Пресня. Дом коменданта.
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
25. Пресня. Дом коменданта.
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
26. Чертежный план-проект хлебопекарни. 1903 г.
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
27. Чертежный план-проект хлебопекарни. 1903 г.
 
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
28. Пресня. Хлебопекарня. 1908-1910 гг.
 
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
29. Пресня. Хлебопекарня.
 
Остальные станции сохранились менее. Самым пострадавшим от времени является Серебряный бор. От бывшего ансамбля сохранился перестроенный дом коменданта, который в настоящее время находится на закрытой частной территории. На месте остальных построек в настоящее время располагаются гаражные кооперативы и жилые дома.
 
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
30. Серебряный бор. Столовая. 1908-1910 гг.
 
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
31. Серебряный бор. Кухня. 1908-1910 гг.
 
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
32. Серебряный бор.
 
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
33. Серебряный бор.
 
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
34. Лихоборы. Общий вид на военно продовольственный пункт. 1908-1910 гг.
 
На станции Лихоборы сохранился Дом коменданта и казармы команды. Находятся они в относительно открытом доступе (можно пройти через калитку в случае если она открыта).
 
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
35. Лихоборы. Дом комменданта. 1989 г.
 
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
36. Лихоборы. Дом коменданта.
 
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
37. Лихоборы. Казармы.
 
Военно-продовольственный пункт Угрешская, сохранился также как Пресня практически полностью. Доступ на него свободный, находится он за территорией гаражей. В настоящее время предположительно используется как жилые помещения для рабочих мигрантов и хозяйственные частные объекты. Сохранились две столовые, частично измененные во внешнем оформлении, здание казарм, отхожее место и дом коменданта. Последний достаточно хорошо сохранился: мы можем с Вами увидеть оригинальные консоли, характерное оформление фасадов, а также граненую колонну у главного входа в здание. Кстати, несмотря на то, что проекты зданий для военно-продовольственных пунктов были типовыми, архитекторами вносились некоторые изменения в декоративное оформление (вспомним, что такой же дом коменданта на станции Пресня имеет лепной флористичный декор на колонне).
 
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
38. Угрешская. Столовая. Второе здание.
 
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
39.Угрешская. Столовая.
 
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
40.Угрешская. Столовая.
 
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
41. Угрешская. Столовая.
 
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
42. Угрешская. Казармы.
 
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
43. Угрешская. Отхожее место.
 
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
44. Угрешская. Дом для коменданта. 1908-1910 гг.
 
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
45. Угрешская. Дом коменданта.
 
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
46. Угрешская. Дом коменданта.
 
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
47. Угрешская. Дом коменданта.
 
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
48. Угрешская. Дом коменданта.
 
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
49. Угрешская. Дом коменданта.
 
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
50. Чертежный план-проект кладовой с погребом. 1903 г.
 
МКЖД. Возвращение истории. Военно-продовольственные пункты.
51. Чертежный план-проект служебных помещений. 1903 г.

Фото: Вадим Разумов. Основной текст: Андрей Чермошенцев.

Tags: А.Н. Померанцев, Лихоборы, МКЖД, МЦК, Москва, Н.В. Марковников, Пресня, Серебряный бор, Угрешская, военно-продовольственные пункты, модерн, промышленная архитектура, псевдорусский стиль, фото 2017, эклектика
Subscribe

Posts from This Journal “МКЖД” Tag

promo vadimrazumov.ru 23:09, wednesday 13
Buy for 100 tokens
"Живой журнал" отметил юбилей - 25 лет. Уже много лет наблюдаю за тем, как многие рассуждают об уходе эпохи ЖЖ. И много лет не нахожу для себя ничего лучше этой платформы - для описания усадеб она подходит идеально! За 15 лет ведения блога "Живой журнал" преподнес мне множество…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments

Posts from This Journal “МКЖД” Tag