Помимо пассажирского и транспортного назначения, в задачи Московской Окружной ж.д. в процессе проектирования было решено принять и военное направление. В связи с тем, что Москва являлась центром переброски войск между направлениями, на МОЖД было спроектировано совместно с военными ведомствами 4 военно-продовольственных пункта на станциях Лихоборы, Угрешская, Пресня и Серебряный бор.
Выбор станций для размещения пунктов был обусловлен основными радиальными железнодорожными направлениями к границам Российской Империи и к Санкт-Петербургу. Станция Угрешская связывала Москву с юго-восточными районами страны и соединяла вторую столицу с городом Курском через Московско-Курскую железную дорогу.
2. Пресня. Вид на пункт со стороны входа на территорию УЦ. |
Станция Пресня была самой военно-направленной станцией МОЖД, соединяла Окружную с Московско-Брянской и Московско-Брестской ж.д., а также обеспечивала ветвь на Николаевские казармы Москвы. В связи с этим Военно-продовольственный пункт Пресня была самым крупным на всём железнодорожном кольце. |
3. Пресня панорамный вид на главную площадь пункта. Слева и справа здания кухонь. |
Станция Серебряный бор направляла военные эшелоны на город Виндава (ныне Вентспилс), портовый город Курляндской губернии (Латвии), самый западный порт Российской Империи.
Военно-продовольственный пункт центральной станции МОЖД Лихоборы ставил своей задачей обеспечение переброски войск между столицами Империи и дальнейшего соединения военного транзита с остальными радиальными направлениями. Таким образом Окружная железная дорога становилась главной артерией военного транзита государства. Это обязывало Управление по сооружению МОЖД подходить с максимальной ответственностью к проектированию и обеспечению военно-продовольственных пунктов, в связи с чем к работам были привлечены военные ведомства Империи. |
4. Пресня. Столовая. |
Пункты проектировались изначально с учетом необходимости постоянного обеспечения военных на 1200 человек (Пресня на 2400 в связи с ее повышенной значимостью), и с возможностью последующего увеличения количества военных в 2 раза. Для этого в проектах закладывались дополнительные свободные площади земли для постройки новых объектов на случай военного положения. Все станции имеют стандартное количество хозяйственных объектов на пунктах: один дом коменданта, одна казарма для команды пункта, одна кухня, две столовых (на 600 человек военных каждая), одно отхожее место на 52 очка, а также по одному хозяйственному объекты (ледник, кладовая, дровяные навесы, сараи). На станции Пресня количество всех объектов за исключением дома коменданта увеличены в двое, из-за удвоенного количества обслуживания военных, а также специально для этого объекта спроектирована хлебопекарня. |
5. Пресня. Столовая оформление главного входа в здание. |
Военные пункты размещались на внешней стороне МОЖД напротив станций. На трех станциях (Лихоборы, Пресня и Серебряный бор) был спроектирован переходный мост через железную дорогу к военно-продовольственному пункту, а на станции Угрешская переход был сделан наземный.
Все здания за исключением хозяйственных построек, были снабжены водопроводом, канализацией и необходимой мебелью. |
6. Пресня. Столовая. |
7. Пресня. Столовая. Оформление дополнительного входа в здание. |
8. Чертежный план-проект столовой на 600 человек. 1903 г. |
До настоящего времени постройки сохранились не на всех станциях военно-продовольственных пунктов. Самым сохранившимся ансамблем и четырех является пункт Пресня. На нем сохранились все объекты, а дом коменданта даже сохранил нетронутыми элементы внешнего декора (хотя он частично разрушается из-за отсутствия ремонта и реставрации) и оконные рамы начала века. Тут мы с Вами можем полюбоваться лепным флористичным декором колонны у главной входной группы, кованными перилами, а также массивным оформлением оконного проема в форме волют и сохранившиеся консоли, поддерживающие ранее навес над главным окном в квартире коменданта. |
9. Чертежный план-проект кухни. 1903 г. |
10. Чертежный план-проект кухни. 1903 г. |
Здания столовых сохранили оригинальное оформление, сочетающее в себе как лепной, так и деревянный декор. Все дополнительные входы в здание были оформлены деревянными фронтонами с аркой на месте тимпана. Остальные постройки, как то отхожее место, казармы команды, кухни и т.д., изменены во внутренней планировке с учетом современного использования, однако максимально сохранили внешнее оформление. |
11. Пресня. Кухня. |
12. Чертежный план-проект казармы для команды. 1903 г. |
13. Пресня. Казармы для команды. 1908-1910 гг. |
14. Пресня. Казармы. |
15. Чертежный план-проект отхожее место на 52 очка. 1903 г. |
16. Чертежный план-проект отхожее место на 52 очка. 1903 г. |
17. Пресня. Отхожее место на 52 очка. 1908-1910 гг. |
18. Пресня. Отхожее место. |
19. Чертежный план-проект дома коменданта. 1903 г. |
20. Чертежный план-проект дома коменданта. 1903 г. |
В настоящее время ансамбль принадлежит Учебному центру РЖД, вход на территорию закрыт. Однако нам по разрешению Центра общественных связей и Руководства Учебного центра было дозволено попасть на территорию и сделать фотофиксацию всех объектов, за что мы искренне благодарим Новикова Виталия Евгеньевича, начальника Пресненского подразделения Московского УЦПК! |
21. Пресня. Дом коменданта. |
22. Пресня. Дом коменданта. |
23. Пресня. Дом коменданта. |
24. Пресня. Дом коменданта. |
25. Пресня. Дом коменданта. |
26. Чертежный план-проект хлебопекарни. 1903 г. |
27. Чертежный план-проект хлебопекарни. 1903 г. |
28. Пресня. Хлебопекарня. 1908-1910 гг. |
29. Пресня. Хлебопекарня. |
Остальные станции сохранились менее. Самым пострадавшим от времени является Серебряный бор. От бывшего ансамбля сохранился перестроенный дом коменданта, который в настоящее время находится на закрытой частной территории. На месте остальных построек в настоящее время располагаются гаражные кооперативы и жилые дома. |
30. Серебряный бор. Столовая. 1908-1910 гг. |
31. Серебряный бор. Кухня. 1908-1910 гг. |
32. Серебряный бор. |
33. Серебряный бор. |
34. Лихоборы. Общий вид на военно продовольственный пункт. 1908-1910 гг. |
На станции Лихоборы сохранился Дом коменданта и казармы команды. Находятся они в относительно открытом доступе (можно пройти через калитку в случае если она открыта). |
35. Лихоборы. Дом комменданта. 1989 г. |
36. Лихоборы. Дом коменданта. |
37. Лихоборы. Казармы. |
Военно-продовольственный пункт Угрешская, сохранился также как Пресня практически полностью. Доступ на него свободный, находится он за территорией гаражей. В настоящее время предположительно используется как жилые помещения для рабочих мигрантов и хозяйственные частные объекты. Сохранились две столовые, частично измененные во внешнем оформлении, здание казарм, отхожее место и дом коменданта. Последний достаточно хорошо сохранился: мы можем с Вами увидеть оригинальные консоли, характерное оформление фасадов, а также граненую колонну у главного входа в здание. Кстати, несмотря на то, что проекты зданий для военно-продовольственных пунктов были типовыми, архитекторами вносились некоторые изменения в декоративное оформление (вспомним, что такой же дом коменданта на станции Пресня имеет лепной флористичный декор на колонне). |
38. Угрешская. Столовая. Второе здание. |
39.Угрешская. Столовая. |
40.Угрешская. Столовая. |
41. Угрешская. Столовая. |
42. Угрешская. Казармы. |
43. Угрешская. Отхожее место. |
44. Угрешская. Дом для коменданта. 1908-1910 гг. |
45. Угрешская. Дом коменданта. |
46. Угрешская. Дом коменданта. |
47. Угрешская. Дом коменданта. |
48. Угрешская. Дом коменданта. |
49. Угрешская. Дом коменданта. |
50. Чертежный план-проект кладовой с погребом. 1903 г. |
51. Чертежный план-проект служебных помещений. 1903 г. |
Фото: Вадим Разумов. Основной текст: Андрей Чермошенцев.
Journal information