Сегодня, 2 марта, российские и зарубежные искусствоведы вспоминают великого зодчего Джакомо Кваренги. Ровно 200 лет назад, 2 марта 1817 года, Кваренги скончался, оставив в память о себе и своем гении множество построек, заставляющих нас по сей день замирать от их красоты. Удивительно, но большинство зданий и архитектурным сооружений, созданных этим зодчим, дошли до наших дней.
Джакомо Кваренги создавал императорские дворцы, величественные храмы, парковые павильоны, богатые городские дома, памятные сооружения и богатые усадьбы. Эрмитажный театр, Александровский дворец в Царском селе, Смольный институт, здание усадьбы Воронцовой-Дашковой на Петергофской дороге, перестройка Екатерининского дворца в Лефортово– эти и другие произведения зодчества – плод авторского вкуса и уникального стиля Кваренги.
В «долгожительности» и вниманию современного мира к его постройкам есть и «ложка дегтя». Несколько творений Кваренги были уничтожены. Такая участь постигла Английский дворец в Петергофе, Смоленскую церковь в Пулково. Однако, эти сооружения погибли в ходе Великой Отечественной войны. Впоследствии они не были восстановлены, что, безусловно, является утратой для России. Но, пожалуй, самой горькой, парадоксальной и неоправданной я смело могу называть нынешнюю судьбу усадьбы Екатеринодар, расположенную в селе Ляличи Брянкой области. Здесь погибает усадебный комплекс, построенный Джакомо Кваренги для фаворита Екатерины Великой, видного государственного деятеля Петра Васильевича Завадовского.
Почему, согласно легенде, один из этажей прекрасного дворца в Ляличах пришлось закопать? Есть ли надежда на то, что усадьба будет восстановлена? И почему петицию, которую составили небезразличные жители Брянской области, все же стоит подписать тем, кто хочет совершить реальную попытку спасти Екатеринодар?
Сегодняшний материал про усадьбу Екатаринодар в Ляличах я начал писать не случайно. Сперва я обратил внимание на новость о том, что жители Брянской области выступили инициаторами петиции Владимиру Путину, в которой содержится просьба о спасении одной из главных достопримечательностей региона – усадьбы в Ляличах. Опубликовав эту новость в информационном обзоре, я получил письмо от местных краеведов и знатоков усадьбы. Мы решили организовать информационную помощь распространению петиции и вкратце рассказать читателям об имении Завадовского. И, разумеется, после моей поездки в Ляличи, я представлю вашему вниманию полноценный материл по этой усадьбе: с историей, фотоматериалом и съемкой с квадрокоптера. |
2. Джакомо Кваренги. |
Огромная усадьба в Ляличах стала своеобразным отражениям их собственной истории – это имение было построено с имперским размахом, оно удивляло и восхищало современников, но относительно скоро пришло в упадок, причиняя своему известному владельцу, скорее – тоску, нежели гордость. |
3. Акварель Кунавина. Из книги: Макаренко Н. Ляличи, Санкт-Петербург. тип. "Сириус", 1910. |
Главный усадебный дом располагал огромными площадями для жизни и приемов. Окружение Завадовского вспоминало, что даже в период расцвета Екатаринодара, большая часть этих помещений не была задействована. Однако, хозяин усадьбы строго следил за тем, чтобы обстановка в доме ничем не уступала богатейшим петербургским дворцам – он надеялся, что когда-нибудь в его имение приедет его муза и благодетельница – императрица Екатерина Великая. Однако, долгожданный визит так и не случился. |
4. Вид дворца со стороны парка. Из книги: Макаренко Н. Ляличи, Санкт-Петербург. тип. "Сириус", 1910. |
Однако, по наиболее распространенной и неподтвержденной легенде о Ляличах, усадьбу все же посетила особа царских кровей. В Брянской области до сих пор жива легенда о том, что император Павел I, презиравший фаворитов собственной матери, на одном из приемов услышал о том, что имение одного из бывших почитателей его маменьки – Петра Завадовского, едва ли не больше и прекраснее, чем его собственный дворец в Гатчине. Разгневанный Павел Петрович велел незамедлительно готовить ему экипаж, чтобы лично отправиться в Ляличи и увидеть, кто осмелился позволить себе подобную роскошь. Узнав о визите императора, Завадовский приказал своим крестьянам засыпать землей первый этаж своего дома, чтобы он казался меньше и скромнее. Одна из версий этой легенды гласит, о том, что Павел I был удовлетворен увиденным и вскоре вернулся в Петербург. Любопытно, но историки действительно обнаружили в Ляличах помещение, которое могло бы быть «подземным» этажом. Некоторые исследователи полагают, что это – подвал или цокольный этаж, предусмотренные задумкой Кваренги. |
5. Парадная лестница. Из книги: Макаренко Н. Ляличи, Санкт-Петербург. тип. "Сириус", 1910. |
После смерти Завадовского Екатеринодаром владели множество хозяев, каждые из которых не могли в должной степени содержать огромную усадьбу дворцового типа. В советские году имение постигла судьба множества «дворянских гнезд» - усадебные постройки стали разрушаться. До наших дней в относительно неплохом состоянии дошел только приусадебный храм святой Екатерины, который был признан памятником архитектуры в 1974 году. |
6. Вестибюль. Из книги: Макаренко Н. Ляличи, Санкт-Петербург. тип. "Сириус", 1910. |
Огромные надежды на возрождение усадьбы жители Брянской области связывали с реставрацией храма, которая началась в 2011 году. Действительно: часть Екатерининской церкви удалось восстановить, но работы по возрождению достопримечательности были резко «свернуты» в 2013 году. К сожалению, к этому времени, большая часть некогда прекрасного усадебного дома обрушилась, оставив в качестве напоминания о былом величии имения лишь руины и колонны, которые все еще величаво возвышаются вверх, призывая на помощь. |
7. Зал 4 времен года.
Из книги: Макаренко Н. Ляличи, Санкт-Петербург. тип. "Сириус", 1910. |
Брянские активисты, как и все россияне, небезразличные к истории своей страны, не готовы мириться с таким положением вещей. В свою очередь, я полностью разделяю позицию о том, что о проблеме нужно заявлять, в том числе – на самом высшем уровне. Давайте вместе подпишем петицию, и, объединившись, будем распространять информацию о усадьбе Екатеринодар. Я верю в то, что когда-нибудь усадьба Завадовского «оживет» и пополнит список шедевров Кваренги, полюбоваться которыми ежедневно приезжают сотни туристов. Но мы очень сильно переключились на Завадовского. Давайте больше о Кваренги. |
Джакомо Антонио Доменико Кваренги (20.09.1744-1817) - человек удивительной судьбы и выдающихся дарований. Целая большая жизнь поиска, практики и стремления к совершенству.
Во всём мире он известен как выдающийся зодчий, мастер классической архитектуры и последователь великого А. Палладио (1508-1580). Знаменитый своими постройками в Петербурге и Москве, Кваренги так же оставил значимый след и в родной Италии и в Российской провинции. Удивительно, но время не щадит даже такие великие имена. - На сегодняшний день имя Кваренги в России менее известно, чем его выдающиеся работы, число которых, к слову, за минувшие 200 лет значительно сократилось. Причины известные: революция, войны, нигилизм, а в последнее время – элементарное равнодушие. А ведь каждая из работ Кваренги – это частица его дара, души, огромной любви к России и образец высокого искусства, уже почти иссякшего в наши дни. |
Journal information