Вадим (vadimrazumov.ru) wrote,
Вадим
vadimrazumov.ru

Categories:

Усадьба Екатеринодар в Ляличах – самое «несчастливое» творение Джакомо Кваренги?

Сегодня, 2 марта, российские и зарубежные искусствоведы вспоминают великого зодчего Джакомо Кваренги. Ровно 200 лет назад, 2 марта 1817 года, Кваренги скончался, оставив в память о себе и своем гении множество построек, заставляющих нас по сей день замирать от их красоты. Удивительно, но большинство зданий и архитектурным сооружений, созданных этим зодчим, дошли до наших дней.

Джакомо Кваренги создавал императорские дворцы, величественные храмы, парковые павильоны, богатые городские дома, памятные сооружения и богатые усадьбы. Эрмитажный театр, Александровский дворец в Царском селе, Смольный институт, здание усадьбы Воронцовой-Дашковой на Петергофской дороге, перестройка Екатерининского дворца в Лефортово– эти и другие произведения зодчества – плод авторского вкуса и уникального стиля Кваренги.

В «долгожительности» и вниманию современного мира к его постройкам есть и «ложка дегтя». Несколько творений Кваренги были уничтожены. Такая участь постигла Английский дворец в Петергофе, Смоленскую церковь в Пулково. Однако, эти сооружения погибли в ходе Великой Отечественной войны. Впоследствии они не были восстановлены, что, безусловно, является утратой для России. Но, пожалуй, самой горькой, парадоксальной и неоправданной я смело могу называть нынешнюю судьбу усадьбы Екатеринодар, расположенную в селе Ляличи Брянкой области. Здесь погибает усадебный комплекс, построенный Джакомо Кваренги для фаворита Екатерины Великой, видного государственного деятеля Петра Васильевича Завадовского.

Почему, согласно легенде, один из этажей прекрасного дворца в Ляличах пришлось закопать? Есть ли надежда на то, что усадьба будет восстановлена? И почему петицию, которую составили небезразличные жители Брянской области, все же стоит подписать тем, кто хочет совершить реальную попытку спасти Екатеринодар?

усадьба Ляличи Заводовского, Брянская область


Сегодняшний материал про усадьбу Екатаринодар в Ляличах я начал писать не случайно. Сперва я обратил внимание на новость о том, что жители Брянской области выступили инициаторами петиции Владимиру Путину, в которой содержится просьба о спасении одной из главных достопримечательностей региона – усадьбы в Ляличах. Опубликовав эту новость в информационном обзоре, я получил письмо от местных краеведов и знатоков усадьбы. Мы решили организовать информационную помощь распространению петиции и вкратце рассказать читателям об имении Завадовского. И, разумеется, после моей поездки в Ляличи, я представлю вашему вниманию полноценный материл по этой усадьбе: с историей, фотоматериалом и съемкой с квадрокоптера.

Итак, шедевр зодчего Кваренги появился в Ляличах в конце XVIII столетия. Он был возведен на землях, дарованных императрицей Екатериной Великой своему фавориту, Петру Васильевичу Завадовскому. История их взаимоотношений с императрицей была подобна вспышке – яркой, и, увы, недолгой. Императрица быстро отвергла Петра Васильевича, что, по его собственным воспоминаниям, стало главной трагедией его жизни. Во многих источниках упоминается, что любовь Завадовского была абсолютно искренним чувством, лишенным расчета и иных «придворных» соображений.

 
усадьба Ляличи Заводовского, Брянская область
2. Джакомо Кваренги.
 

Огромная усадьба в Ляличах стала своеобразным отражениям их собственной истории – это имение было построено с имперским размахом, оно удивляло и восхищало современников, но относительно скоро пришло в упадок, причиняя своему известному владельцу, скорее – тоску, нежели гордость.

Усадьба, получившая символичное название Екатеринодар, была поистине масштабной и богатой. За несколько лет здесь были возведены: большой дом-дворец с флигелями и галереями, разбит пейзажный парк с многочисленными затеями и малыми формами, комплекс хозяйственных построек и, конечно же, прекрасный храм, который столь же символично получил название Екатерининский.

 
усадьба Ляличи Заводовского, Брянская область
3. Акварель Кунавина.
Из книги: Макаренко Н. Ляличи, Санкт-Петербург. тип. "Сириус", 1910.
 

Главный усадебный дом располагал огромными площадями для жизни и приемов. Окружение Завадовского вспоминало, что даже в период расцвета Екатаринодара, большая часть этих помещений не была задействована. Однако, хозяин усадьбы строго следил за тем, чтобы обстановка в доме ничем не уступала богатейшим петербургским дворцам – он надеялся, что когда-нибудь в его имение приедет его муза и благодетельница – императрица Екатерина Великая. Однако, долгожданный визит так и не случился.

 
усадьба Ляличи Заводовского, Брянская область
4. Вид дворца со стороны парка.
Из книги: Макаренко Н. Ляличи, Санкт-Петербург. тип. "Сириус", 1910.
 

Однако, по наиболее распространенной и неподтвержденной легенде о Ляличах, усадьбу все же посетила особа царских кровей. В Брянской области до сих пор жива легенда о том, что император Павел I, презиравший фаворитов собственной матери, на одном из приемов услышал о том, что имение одного из бывших почитателей его маменьки – Петра Завадовского, едва ли не больше и прекраснее, чем его собственный дворец в Гатчине. Разгневанный Павел Петрович велел незамедлительно готовить ему экипаж, чтобы лично отправиться в Ляличи и увидеть, кто осмелился позволить себе подобную роскошь. Узнав о визите императора, Завадовский приказал своим крестьянам засыпать землей первый этаж своего дома, чтобы он казался меньше и скромнее. Одна из версий этой легенды гласит, о том, что Павел I был удовлетворен увиденным и вскоре вернулся в Петербург. Любопытно, но историки действительно обнаружили в Ляличах помещение, которое могло бы быть «подземным» этажом. Некоторые исследователи полагают, что это – подвал или цокольный этаж, предусмотренные задумкой Кваренги.

 
усадьба Ляличи Заводовского, Брянская область
5. Парадная лестница.
Из книги: Макаренко Н. Ляличи, Санкт-Петербург. тип. "Сириус", 1910.
 

После смерти Завадовского Екатеринодаром владели множество хозяев, каждые из которых не могли в должной степени содержать огромную усадьбу дворцового типа. В советские году имение постигла судьба множества «дворянских гнезд» - усадебные постройки стали разрушаться. До наших дней в относительно неплохом состоянии дошел только приусадебный храм святой Екатерины, который был признан памятником архитектуры в 1974 году.

 
усадьба Ляличи Заводовского, Брянская область
6. Вестибюль.
Из книги: Макаренко Н. Ляличи, Санкт-Петербург. тип. "Сириус", 1910.
 

Огромные надежды на возрождение усадьбы жители Брянской области связывали с реставрацией храма, которая началась в 2011 году. Действительно: часть Екатерининской церкви удалось восстановить, но работы по возрождению достопримечательности были резко «свернуты» в 2013 году. К сожалению, к этому времени, большая часть некогда прекрасного усадебного дома обрушилась, оставив в качестве напоминания о былом величии имения лишь руины и колонны, которые все еще величаво возвышаются вверх, призывая на помощь.

 
усадьба Ляличи Заводовского, Брянская область
7. Зал 4 времен года.
Из книги: Макаренко Н. Ляличи, Санкт-Петербург. тип. "Сириус", 1910.
 

Брянские активисты, как и все россияне, небезразличные к истории своей страны, не готовы мириться с таким положением вещей. В свою очередь, я полностью разделяю позицию о том, что о проблеме нужно заявлять, в том числе – на самом высшем уровне. Давайте вместе подпишем петицию, и, объединившись, будем распространять информацию о усадьбе Екатеринодар. Я верю в то, что когда-нибудь усадьба Завадовского «оживет» и пополнит список шедевров Кваренги, полюбоваться которыми ежедневно приезжают сотни туристов.

Но мы очень сильно переключились на Завадовского. Давайте больше о Кваренги.

 

Джакомо Антонио Доменико Кваренги (20.09.1744-1817) - человек удивительной судьбы и выдающихся дарований. Целая большая жизнь поиска, практики и стремления к совершенству. Во всём мире он известен как выдающийся зодчий, мастер классической архитектуры и последователь великого А. Палладио (1508-1580).  Знаменитый своими постройками в Петербурге и Москве, Кваренги так же оставил значимый след и в родной Италии  и в Российской провинции. Удивительно, но время не щадит даже такие великие имена.

В 2017 году исполняется 200 лет со дня смерти гениального зодчего. Государственный Эрмитаж посвятит этой дате выставки «Архитектура Кваренги в фотографиях» http://hermitagemuseum.org и «Джакомо Кваренги (1744 – 1817). Архитектор и рисовальщик» http://hermitagemuseum.org. и … всё.

В Италии, судя по информации сайта http://www.vallimagna.com/giacomo-quarenghi/, программа шире, даже планируется создать премию имени Кваренги.
Историю памяти и забвения имени Кваренги  проследил В.Пиляровский в своей книге «Джакомо Кваренги. Архитектор. Художник»  (Стройиздат, 1981г.). Предлагаю некоторые факты из этого исследования:

- Первым биографом Кваренги был его сын Джулио, который наследовал большой архив отца. Часть графического наследия отца он опубликовал в гравированных альбомах в 1821 и 1844 гг.

- Примерно в это же время брат архитектора Франческо Мария Кваренги сделал попытку собрать все документы зодчего  воедино . Рукописное  собрание состояло из 109 томов и получило название «Документы дома Кваренги».  Большая часть этих документов впоследствии пропала бесследно. На данный момент в библиотеке города Бергамо хранятся два рукописных тома из фамильной коллекции, а так же пять альбомов малого формата с рисунками зодчего и большое количество оригинальных чертежей, частично переплетённых в альбомы.

- Следующей публикацией после альбомов составленных Джулио Кваренги  стала биография зодчего, написанная Рафаэле Парето в 1862 году.

- В 1868 г. В журнале «Бергамо» появилась большая биографическая статья о зодчем, для написания которой её автор Пазио Локателли использовал хранившиеся в городской библиотеке документы.

- В 1879 г. Джузуппе Коломбо опубликовал статью «Бергамский архитектор Кваренги при Императорском дворе в Петербурге».

- В 1914  г. В Бергамо появилась развёрнутая «Биография архитектора Джакомо Кваренги», написанная А. Мацци. Он опирался на предыдущие публикации, на сохранившиеся в библиотеке Бергамо фрагменты архива, и конечно, на известное письмо Джакомо Кваренги к Луиджи Маркези, написанное 1 марта 1785 г.

- Затем в Италии на долгое время забывают Кваренги.

- В 1935-1947 гг. в журналах города Бергамо появляются статьи, посвященные зодчему.

- В 1957, в год 140-летия со дня смерти Кваренги, выходит основательный труд Луиджи Анжелини о рисунках и чертежах Кваренги, находящихся в  Бергамо, а так же его публикации в римском архитектурном журнале. Благодаря Анженини информация о графическом наследии Кваренги, хранящемся в библиотеке Бергамо и в частных собраниях бергамских коллекционеров стала известна широкой публике, вызвала большой резонанс и явилась импульсом для ряда грандиозных мемориальных мероприятий в Ленинграде и в Бергамо в 1967 году.

- В 1967 году было осуществлено перезахоронение останков Кваренги в некрополе Александро-Невской лавры в Ленинграде. Тогда же, был установлен бюст зодчего перед зданием Ассигнационного банка, одной из выдающихся работ Кваренги.

- Юбилейный 1967 и последующие несколько лет характеризуются большим всплеском выставок, публикаций и мероприятий в России и в Италии, посвященных памяти великого зодчего.

- В России первые публикации о Джакомо Кваренги появились только в 1872 г.  П.Н. Петров, опубликовал краткие сведения о зодчем. Статья появилась в связи с кампанией, начатой архитектором Э.И. Жибером, по сбору средств для возобновления обветшавшего намогильного памятника Кваренги на иноверческом Волковском кладбище в Петербурге. Вспыхнувший было интерес к архитектору Кваренги на второй Родине зодчего  вскоре погас.

- Только в начале ХХ века, когда по инициативе И.Э. Грабаря началась подготовка издания Истории русского искусства, в третьем томе её появился обстоятельный очерк самого Грабаря о деятельности Кваренги в России. Биографические сведения о Кваренги и его итальянском периоде жизни автор позаимствовал из гравированных альбомов, изданных в Италии сыном зодчего Джулио Кваренги в 1821 и 1844 гг.

- Творческая биография Кваренги была напечатана в 1911 г.  в великолепном каталоге Исторической выставки архитектуры, в котором И.А. Фомин среди справок о других архитекторах привёл подробные сведения о деятельности Кваренги.

- Юбилейный 1967 год дал поклонникам искусства массу информации о разносторонней деятельности  гениального итальянца. Среди авторов монографий того периода о творчестве Кваренги самыми известными, пожалуй, были работы  Г.Г. Гримма, В.Н. Талепоровского, В.А. Богословского; позже, в 1981 году вышло авторитетное, подробное издание В. Пиляровского.

- В 2012 году Банк Росси выпустил памятную серебряную монету «Творения Джакомо Кваренги» номиналом 25 рублей (тираж 1500 шт.) http://meshok-monet.net

- На сегодняшний день имя Кваренги в России менее известно, чем его выдающиеся работы, число которых, к слову, за минувшие 200 лет значительно сократилось. Причины известные: революция, войны, нигилизм, а в последнее время – элементарное равнодушие. А ведь каждая из работ Кваренги – это частица его дара, души, огромной любви к России и образец высокого искусства, уже почти иссякшего в наши дни.

Давайте вместе сохраним одну из них.

Огромное спасибо Елене Абелевой за статью "Архитектурно-усадебный ансамбль графа П.В. Завадовского в с. Ляличи" и Галине Пикиной, автору книги "Ляличи" - они организаторы петиции https://www.change.org/p/остановите-окончательное-разрушение-великой-усадьбы-пока-еще-не-поздно в поддержку усадьбы, которая собрала уже 32 тыс. голосов из 35 тыс.

Tags: Брянская область, Джакомо Кваренги, Ляличи, новости
Subscribe

promo vadimrazumov.ru july 7, 22:32 16
Buy for 100 tokens
В это трудно поверить, но сегодня - 7 июля, 15 лет назад, я сделал первую "усаде​**ую" публикацию в ЖЖ. И это, без преувеличения, стало одним из самых важных и переломных моментов в моей жизни. Сначала появились новые друзья и знакомые. С частыми путешествиями по усадьбам моя жизнь заиграла новыми…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments