В усадьбе Марфино в 1972 году был снят фильм "Драма из старинной жизни". Рассказ Н.С. Лескова "Тупейный художник" был экранизирован молодым режиссером Ильей Авербахом. Марфинские готические пейзажи идеально передали атмосферу крепостной эпохи, во время которой знатные люди чтили идеалы высших искусств, забывая при этом о человеческом отношении к своим подданым.
Какие достопримечательности усадьбы Марфино попали в кадр фильма, что помешало возлюбленным из рассказа Лескова вновь оказаться вместе, как выглядели постановки в крепостных театрах, вы узнаете из этого поста.
Оператор: Дмитрий Месхиев.
Художник: Марина Азизян, Евгений Еней, Юрий Пугач.
Композитор: Олег Каравайчук.
В фильме снимались: Елена Соловей, Анатолий Егоров, Евгений Перов, Софья Павлова, Александр Хлопотов, Людмила Аринина, Расми Джабраилов, Феликс Антипов, Александр Демьяненко, Виктор Васин.
Производство: Ленфильм (СССР), 1971 год.
2. Постер к фильму. |
В 1971 году на киностудии Ленфильм был экранизирован рассказ Лескова "Тупейный художник". Свое произведение Н.С. Лесков написал в 1883 году, и посвятил памяти 19 февраля 1861 года, то есть дню отмены крепостного права. Действие в рассказе развертывается примерно на рубеже XVIII и XIX веков. Фильм, названный «Драма из старинной жизни», был снят режиссером Ильей Авербахом. Он также выступил в качестве сценариста совместно с В. Беляевым. Действие фильма происходит в одной из дворянских усадеб в городе Орле. Граф, любящий театр, ставит здесь театральные постановки, в которых участвуют крепостные актеры. |
3. Режиссер фильма Илья Александрович Авербах (1934 - 1986) — советский кинорежиссер, сценарист, заслуженный деятель искусств РСФСР. Фильм "Драма из старинной жизни" стал вторым фильмом для молодого режиссера. |
Центром сюжета является любовь двух крепостных людей - молодой актрисы Любы, которая стала открытием театра, и графского парикмахера Аркадия. Если бы они встретились в другое время и в другом месте, их любви ничего бы не угрожало. Но они оказались в эпохе, где крепостной человек имел мало прав. В фильме раскрывается среда, "которая причудливо сочетает дремучую дикость с внешним лоском, варварство — с видимостью просвещения". Вот как описал сам Лесков жизнь крепостного парикмахера Аркадия: "Словом, тупейный художник был красавец и всем нравился. Сам граф его тоже любил и от всех отличал, одевал прелестно, но содержал в самой большой строгости. Ни за что не хотел, чтобы Аркадий еще кого, кроме его, остриг, обрил и причесал, и для того всегда держал его при своей уборной, и, кроме как в театр, Аркадий никуда не имел выхода. Даже в церковь для исповеди или причастия его не пускали, потому что граф сам в бога не верил, а духовных терпеть не мог и один раз на пасхе борисоглебских священников со крестом борзыми затравил". |
4. Кадр из фильма. Въездные ворота в усадьбу Марфино. |
5. Ворота были сооружены по проекту Быковского в 1837-1839 годах в формах псевдоготики. |
6. Еще один кадр, где хорошо видны въездные ворота в усадьбу Марфино. |
Крепостной Аркадий был личным парикмахером графа. Но не смотря на все его заслуги и умения, он был для барина обычным крепостным без души. Как и все крепостные его имения. |
7. Роль главного героя, графского парикмахера, исполнил Анатолий Егоров. |
8. Главный герой фильма на фоне главного усадебного дома в Марфино. |
9. Самое неожиданное в Главном доме — не столько псевдоготический стиль, сколько расцветка — нежно-розовый тон стен. |
10. Главную роль крепостной актрисы Любы исполнила Елена Соловей. Во время съемок этого фильма она познакомилась со своим будущим супругом Юрием Яковлевичем Пугачем. |
В фильме много сцен, раскрывающих особенности крепостного театра в XVIII-XIX веках. Мы знаем многое о театрах Шереметевых, и как на их постановки приезжали смотреть самые знатные особы страны. Но мы мало задумывались, какого было самим актерам? Могли ли они за свои таланты стать свободными людьми? И если граф Шереметев женился на своей крепостной актрисе Прасковье Жемчуговой, то в рассказе Лескова барин строго наказывает своих крепостных за попытку пожить счастливо на воле. |
11. Елена Соловей в роли крепостной актрисы Любы. |
12. Постановка крепостного театра. |
13. Главный герой на фоне моста. |
14. Галерея моста, поворачивая направо, как бы ведет посетителей усадьбы по так называемой "рыцарской" аллее к воротам усадьбы, обрамляющим въезд на парадный двор. |
После одного из театральных представлений, влюбленные крепостные сбегают из барского имения. Они прячутся у одного их церковных служителей. Но далеко убежать они не успевают, граф отправляет за ними погоню. Не проходит и дня, как парикмахера Аркадия и актрису Любу ловят, и везут обратно. |
15. Погоня за убежавшими крепостными. На фоне видна церковь. |
16. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. |
17. Церковь в усадьбе Марфино. |
18. Еще один кадр с мостом из фильма. |
19. Мост с факелами. |
20. Дуга изломанного в своем протяжении моста, украшенного аркатурой, отражаясь в воде, образует правильный круг. |
21. Вид на въездной мост. Справа видны грифоны. |
22. Пойманных беглецов везут обратно в барский дом. |
23. За въездным мостом видны две церкви. |
24. Шамурин в своих "Подмосковных" книгах отмечает: "Если дом и привлекает внимание, то только благодаря эффектному местоположению: художественных достоинств отыскать в нем невозможно, и Марфино далеко не лучшее создание этого талантливого, но запутавшегося художника. Мост же безусловно красив, но больше той романтической грезой, которая овладела художником, увлекшимся готикой, и которую он сумел передать зрителю... " |
25. Михаил Доримедонтович Быковский, ученик великого Джилярди, изменил классицизму и отошел в сторону модного в Европе романтизма и воскресил в главном доме усадьбы готические мотивы. |
26. Рассказ Лескова основан на исторически достоверном материале. В Орле действительно долгое время существовал крепостной театр графов Каменских. |
27. Главный дом усадьбы Марфино и дорожка справа, по которой в фильме идут герои. |
28. |
После того, как влюбленных крепостных поймали и вернули обратно в барское имение, они не смогли быть вместе. Граф Аркадия после наказания к себе призвал и сказал: "Ты должен был все пройти, что тебе от меня сказано, но как ты был мой фаворит, то теперь будет тебе от меня милость: я тебя пошлю завтра без зачета в солдаты сдать, но за то, что ты брата моего, графа и дворянина, с пистолетами его не побоялся, я тебе путь чести открою, - я не хочу, чтобы ты был ниже того, как сам себя с благородным духом поставил. Я письмо
пошлю, чтобы тебя сейчас прямо на войну послали, и ты не будешь служить в простых во солдатах, а будешь в полковых сержантах, и покажи свою храбрость. Тогда над тобой не моя воля, а царская". |
29. Некогда актриса крепостного театра на фоне Главного дома и фонтана. |
30. Фонтан и Главный дом усадьбы Марфино. |
После долгой службы Аркадий хотел выкупить у барина свою возлюбленную. И уже приехал за ней. Но ночью его ограбили и убили. |
31. Сцена из фильма, где бывшая крепостная актриса узнала о смерти своего возлюбленного. |
32. |
Ссылки
www.kino-teatr.ru |
kino-cccp.net |
www.youtube.com |
Оказаться в усадьбе Марфино можно будет 4 марта вместе с Усадебным экспрессом.
Journal information