Вадим (vadimrazumov.ru) wrote,
Вадим
vadimrazumov.ru

Categories:

Усадьба Мураново в фильме "Станционный смотритель", 1972 год

В 1972 году молодой режиссер Сергей Соловьёв экранизировал повесть А.С. Пушкина "Станционный смотритель". Это была уже четвертая экранизация данного произведения, написанного великим поэтом во время болдинского периода. Сцены фильма снимались в разных местах. И один из самых трогательных моментов был снят в усадьбе Мураново.

В кадрах фильма запечатлены комнаты Главного дома усадьбы Мураново: Библиотека, Столовая, Кабинет, Зеленая и Голубая гостиные. За главными героями фильма скрываются экспонаты, которые и сейчас можно увидеть в музее.

усадьба Мураново в фильме Станционный смотритель

Режиссер: Сергей Соловьёв.
Оператор: Леонид Калашников.
Художник: Александр Борисов.
Композитор: Исаак Шварц.
В фильме снимались: Николай Пастухов, Марианна Кушнерова, Никита Михалков, Геннадий Шумский, Валентина Ананьина, Александр Борисов, Елена Брацлавская, Александр Лебедев, Александр Якимов.
Производство:
Мосфильм (СССР), 1972 год.

усадьба Мураново в фильме Станционный смотритель
2. Постер к фильму.
 

Художественный фильм «Станционный смотритель» был снят в 1972 году по одноименной повести Александра Пушкина. Режиссером фильма является Сергей Соловьёв. Такие замечательные актеры, как Никита Михалков, Николай Пастухов, Геннадий Шумский и другие, смогли перенести на экран мысли Александра Пушкина.

Если вы не читали повесть Пушкина, стоит это сделать побыстрее. Но если рассказывать вкратце, то в центре сюжета находится Самсон Вырин - обычный станционный смотритель. Он живет на тракте со своей единственной дочерью Дуняшей. День за днем проходят, и каждый из них однообразен. Но однажды мимо тракта проезжает «молодой, стройный гусар с черными усиками». Молодого человека одолевает хворь, и он остается на тракте, пока полностью не поправляется. Но когда он уезжает, вместе с ним пропадает и дочь станционного смотрителя. Жизнь старика с того момента теряет всякий смысл. Через некоторое время Самсон Вырин приезжает в Санкт-Петербург, где находит свою дочь в особняке молодого гусара...

 
усадьба Мураново в фильме Станционный смотритель
3. Режиссер фильма Сергей Александрович Соловьёв (родился в 1944 году). Советский и российский кинорежиссер, сценарист, продюсер, народный артист Российской Федерации. Окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская М. Ромма и А. Столпера). Также является сценаристом культового фильма "Асса".
 
Когда главный герой повести Пушкина отправился в Санкт-Петербург, он увидел знакомую карету, на которой когда-то его тракт проезжал молодой гусар. Старик узнал, что эта карета принадлежит именно тому, кто увез его дочь. И далее кадры фильма тесно связаны с усадьбой Мураново.
 
усадьба Мураново в фильме Станционный смотритель
4. Особняк (?) в Санкт-Петербурге, в который заходит один из главных героев фильма.
 
усадьба Мураново в фильме Станционный смотритель
5. Эта входная дверь одного из особняков (?) в Санкт-Петербурге.
 
усадьба Мураново в фильме Станционный смотритель
6. А это усадьба Мураново сейчас. Главный дом.
 
усадьба Мураново в фильме Станционный смотритель
7. Зайдя в одну из дверей особняка в Санкт-Петербурге, главный герой оказывается в главном доме усадьбы Мураново. Чудеса кинематографа.
 
усадьба Мураново в фильме Станционный смотритель
8. Часы, которые вы можете увидеть в кадрах фильма "Станционный смотритель"
 
Одну из главных ролей режиссер Соловьев предлагал Смоктуновскому. Но тот отказался.
 
усадьба Мураново в фильме Станционный смотритель
9. А вот и часы. Они находятся в Библиотеке. В этой комнате также находится издание сатир А.Д. Кантемира (1762 г.), «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева в лондонском издании Герцена (1858 г.), несколько первых посмертных собраний сочинений Пушкина, а также первые издания романов Гончарова, Достоевского, Толстого и других писателей.
 
усадьба Мураново в фильме Станционный смотритель
10. Далее герой повести проходит через Столовую. Его пытается остановить гувернантка. В столовой мы видим фарфоровую супницу.
 
усадьба Мураново в фильме Станционный смотритель
11. Со времен поэта Боратынского в комнате стоит круглый раздвижной стол «сороконожка». На нем - супница, изготовленная в начале XIX в. на Императорском фарфоровом заводе. Она стоит на мощном поддоне и воспринимается как знак не только обеденного ритуала, но и как символ полноты усадебной жизни.
 
усадьба Мураново в фильме Станционный смотритель
12. О назначении Столовой свидетельствуют многочисленные изделия из фарфора, фаянса и стекла, часть которых расставлена в огромном буфете с богатой растительной резьбой.
 
усадьба Мураново в фильме Станционный смотритель
13. Гувернантка в Гостиной. Активную роль в создании художественного облика Большой Гостиной играет семейная портретная галерея.
 
усадьба Мураново в фильме Станционный смотритель
14. В этой комнате с окнами на север, мягко и «сумеречно» освещенной, работал Е.А. Боратынский. В 1874 году здесь поместили обстановку петербургского кабинета Ф.И. Тютчева. С тех пор комната стала называться «кабинетом двух поэтов».
 
усадьба Мураново в фильме Станционный смотритель
15. Кабинет.
 
усадьба Мураново в фильме Станционный смотритель
16. Пройдя через кабинет, станционный смотритель оказывается в Зеленой гостиной. В ней он видит свою дочь ...
 
Пройдя через несколько комнат Главного дома усадьбы Мураново, главный герой повести оказывается в Зеленой гостиной. В ней он видит молодого гусара, который проезжал мимо его тракта. С ним рядом стоит и дочь старика. Дуня, увидев, отца, падает в обморок. А молодой человек, которого играет Никита Михалков, просто прогоняет отца своей возлюбленной из дома.
 
усадьба Мураново в фильме Станционный смотритель
17. Минский и Дуняша в Зеленой гостиной. На фоне виден портрет.
 
усадьба Мураново в фильме Станционный смотритель
18. Портрет Евдокии Мещерской с дочерью Анастасией Мещерской (в замужестве Озеровой) и воспитанницей Елчаниновой, написан художником Ефимом Спажинским в 1807 году в Полоцке, предположительно во время паломнической поездки Мещерских и Елчаниновой к местам, связанным с Ефросинией Полоцкой.
 
усадьба Мураново в фильме Станционный смотритель
19. Роль Дуни была исполнена непрофессиональной актрисой, студенткой факультета киноведения ВГИКа Марианной Кушнеровой. Во время фильма она не произносит ни одной фразы.
 
В конце фильма Дуня приедет к отцу, чтобы показать троих внуков. Но отца на тот момент уже не будет в живых.
 
усадьба Мураново в фильме Станционный смотритель
20. В Зеленой гостиной находится ряд интересных портретов, выполненных в разные эпохи и принадлежащих к разным пластам художественной культуры. В самом раннем живописном произведении – портрете Трубицына, созданном безымянным автором XVIII века, проявляются черты «парсунного» письма.
 
Актер Пастухов, которого пригласили на пробы, сначала не произвел впечатления на режиссера. н показался полноватым для роли. Но Пастухов смог за пять дней похудеть почти на десять килограмм. И был принят на роль.
 
усадьба Мураново в фильме Станционный смотритель
21. Зеленая гостиная, угловая комната по северному фасаду, при Боратынских служила спальней поэта. Украшением ее является парадный ампирный гарнитур (1820 гг.), изготовленный в России из красного дерева и декорированный золоченым левкасом. На русское происхождение гарнитура указывает, в частности, форма боковых спинок дивана. Они напоминают плавно изогнутые шеи коней, характерные для народной архитектуры и народного искусства. К более раннему периоду началу XIX в. относится изящный комодик с латунными тягами в стиле «жакоб». На нем стоят канделябры и часы-колесница из золоченой бронзы того же времени, изготовленные известной французской фирмой Гийо.
 
усадьба Мураново в фильме Станционный смотритель
22. Из Зеленой гостиной главные герои перемещаются в Голубую гостиную.
 
Произведение "Станционный смотретель", вошедшее в цикл "Повести покойного Ивана Петровича Белкина", было написано Александром Сергеевичем в Болдино осенью 1930 года. Опубликовано в 1831 году.
 
усадьба Мураново в фильме Станционный смотритель
23. Минский выгоняет из дома Самсона Вырина. Эта сценка снята в Голубой гостиной.
 
усадьба Мураново в фильме Станционный смотритель
24. На спинами главных героев видны портреты.
 
усадьба Мураново в фильме Станционный смотритель
25. Голубая гостиная - небольшая комната, подобно Зеленой гостиной, получила свое название по цвету обоев и обивки мебели. Портреты, что висят в Голубой гостиной, соответствуют ее убранству в духе дамского «будуара». Они камерны по своему характеру и невелики по размеру. Особенно интересны акварельные изображения членов семьи Н.В. Путяты, выполненные неизвестным автором в начале 1830-х гг.
 

На момент съемок Сергею Соловьеву было только 28 лет. Вместе со своим оператором Леонидом Калашниковым молодой режиссер сумел соединить в киноленте пушкинскую прозу и поэзию, выразив их внутреннюю неуспокоенность и порыв.

В 1972 году "Станционный смотритель" был отмечен Гран-при («За выдающиеся художественные достоинства») на Венецианском фестивале телевизионных фильмов. Также фильма получил главный приз "Евровидения" — «Приза Пасхального Воскресенья».



Вы можете поехать в Мураново 24 или 26 февраля на Масленичном Усадебном экспрессе!
Присылайте свои заявки и вопросы по адресу manortravel@mail.ru или бронируйте на сайте usadboved.ru.
Tags: Московская область, Мураново, Н.С. Михалков, Пушкин, Пушкинский район, С.А. Соловьев, кино, усадьба, фильм Станционный смотритель
Subscribe

Featured Posts from This Journal

promo vadimrazumov.ru november 6, 10:41 5
Buy for 100 tokens
Этот волнительный, но очень важный для меня момент настал! В конце каждого года блог "Летопись русской усадьбы" презентует календарь с моими работами. И если в прошлом году мы вдохновлялись Пушкиным и старыми парками с "Приютом задумчивых дриад", то в этом году нас ждут "Акценты". Какие они? Яркие…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

Featured Posts from This Journal