В 1972 году молодой режиссер Сергей Соловьёв экранизировал повесть А.С. Пушкина "Станционный смотритель". Это была уже четвертая экранизация данного произведения, написанного великим поэтом во время болдинского периода. Сцены фильма снимались в разных местах. И один из самых трогательных моментов был снят в усадьбе Мураново.
В кадрах фильма запечатлены комнаты Главного дома усадьбы Мураново: Библиотека, Столовая, Кабинет, Зеленая и Голубая гостиные. За главными героями фильма скрываются экспонаты, которые и сейчас можно увидеть в музее.
Оператор: Леонид Калашников.
Художник: Александр Борисов.
Композитор: Исаак Шварц.
В фильме снимались: Николай Пастухов, Марианна Кушнерова, Никита Михалков, Геннадий Шумский, Валентина Ананьина, Александр Борисов, Елена Брацлавская, Александр Лебедев, Александр Якимов.
Производство: Мосфильм (СССР), 1972 год.
2. Постер к фильму. |
Художественный фильм «Станционный смотритель» был снят в 1972 году по одноименной повести Александра Пушкина. Режиссером фильма является Сергей Соловьёв. Такие замечательные актеры, как Никита Михалков, Николай Пастухов, Геннадий Шумский и другие, смогли перенести на экран мысли Александра Пушкина. Если вы не читали повесть Пушкина, стоит это сделать побыстрее. Но если рассказывать вкратце, то в центре сюжета находится Самсон Вырин - обычный станционный смотритель. Он живет на тракте со своей единственной дочерью Дуняшей. День за днем проходят, и каждый из них однообразен. Но однажды мимо тракта проезжает «молодой, стройный гусар с черными усиками». Молодого человека одолевает хворь, и он остается на тракте, пока полностью не поправляется. Но когда он уезжает, вместе с ним пропадает и дочь станционного смотрителя. Жизнь старика с того момента теряет всякий смысл. Через некоторое время Самсон Вырин приезжает в Санкт-Петербург, где находит свою дочь в особняке молодого гусара... |
3. Режиссер фильма Сергей Александрович Соловьёв (родился в 1944 году). Советский и российский кинорежиссер, сценарист, продюсер, народный артист Российской Федерации. Окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская М. Ромма и А. Столпера). Также является сценаристом культового фильма "Асса". |
Когда главный герой повести Пушкина отправился в Санкт-Петербург, он увидел знакомую карету, на которой когда-то его тракт проезжал молодой гусар. Старик узнал, что эта карета принадлежит именно тому, кто увез его дочь. И далее кадры фильма тесно связаны с усадьбой Мураново. |
4. Особняк (?) в Санкт-Петербурге, в который заходит один из главных героев фильма. |
5. Эта входная дверь одного из особняков (?) в Санкт-Петербурге. |
6. А это усадьба Мураново сейчас. Главный дом. |
7. Зайдя в одну из дверей особняка в Санкт-Петербурге, главный герой оказывается в главном доме усадьбы Мураново. Чудеса кинематографа. |
8. Часы, которые вы можете увидеть в кадрах фильма "Станционный смотритель" |
Одну из главных ролей режиссер Соловьев предлагал Смоктуновскому. Но тот отказался. |
9. А вот и часы. Они находятся в Библиотеке. В этой комнате также находится издание сатир А.Д. Кантемира (1762 г.), «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева в лондонском издании Герцена (1858 г.), несколько первых посмертных собраний сочинений Пушкина, а также первые издания романов Гончарова, Достоевского, Толстого и других писателей. |
10. Далее герой повести проходит через Столовую. Его пытается остановить гувернантка. В столовой мы видим фарфоровую супницу. |
11. Со времен поэта Боратынского в комнате стоит круглый раздвижной стол «сороконожка». На нем - супница, изготовленная в начале XIX в. на Императорском фарфоровом заводе. Она стоит на мощном поддоне и воспринимается как знак не только обеденного ритуала, но и как символ полноты усадебной жизни. |
12. О назначении Столовой свидетельствуют многочисленные изделия из фарфора, фаянса и стекла, часть которых расставлена в огромном буфете с богатой растительной резьбой. |
13. Гувернантка в Гостиной. Активную роль в создании художественного облика Большой Гостиной играет семейная портретная галерея. |
14. В этой комнате с окнами на север, мягко и «сумеречно» освещенной, работал Е.А. Боратынский. В 1874 году здесь поместили обстановку петербургского кабинета Ф.И. Тютчева. С тех пор комната стала называться «кабинетом двух поэтов». |
15. Кабинет. |
16. Пройдя через кабинет, станционный смотритель оказывается в Зеленой гостиной. В ней он видит свою дочь ... |
Пройдя через несколько комнат Главного дома усадьбы Мураново, главный герой повести оказывается в Зеленой гостиной. В ней он видит молодого гусара, который проезжал мимо его тракта. С ним рядом стоит и дочь старика. Дуня, увидев, отца, падает в обморок. А молодой человек, которого играет Никита Михалков, просто прогоняет отца своей возлюбленной из дома. |
17. Минский и Дуняша в Зеленой гостиной. На фоне виден портрет. |
18. Портрет Евдокии Мещерской с дочерью Анастасией Мещерской (в замужестве Озеровой) и воспитанницей Елчаниновой, написан художником Ефимом Спажинским в 1807 году в Полоцке, предположительно во время паломнической поездки Мещерских и Елчаниновой к местам, связанным с Ефросинией Полоцкой. |
19. Роль Дуни была исполнена непрофессиональной актрисой, студенткой факультета киноведения ВГИКа Марианной Кушнеровой. Во время фильма она не произносит ни одной фразы. |
В конце фильма Дуня приедет к отцу, чтобы показать троих внуков. Но отца на тот момент уже не будет в живых. |
20. В Зеленой гостиной находится ряд интересных портретов, выполненных в разные эпохи и принадлежащих к разным пластам художественной культуры. В самом раннем живописном произведении – портрете Трубицына, созданном безымянным автором XVIII века, проявляются черты «парсунного» письма. |
Актер Пастухов, которого пригласили на пробы, сначала не произвел впечатления на режиссера. н показался полноватым для роли. Но Пастухов смог за пять дней похудеть почти на десять килограмм. И был принят на роль. |
21. Зеленая гостиная, угловая комната по северному фасаду, при Боратынских служила спальней поэта.
Украшением ее является парадный ампирный гарнитур (1820 гг.), изготовленный в России из красного дерева и декорированный золоченым левкасом. На русское происхождение гарнитура указывает, в частности, форма боковых спинок дивана. Они напоминают плавно изогнутые шеи коней, характерные для народной архитектуры и народного искусства.
К более раннему периоду началу XIX в. относится изящный комодик с латунными тягами в стиле «жакоб». На нем стоят канделябры и часы-колесница из золоченой бронзы того же времени, изготовленные известной французской фирмой Гийо. |
22. Из Зеленой гостиной главные герои перемещаются в Голубую гостиную. |
Произведение "Станционный смотретель", вошедшее в цикл "Повести покойного Ивана Петровича Белкина", было написано Александром Сергеевичем в Болдино осенью 1930 года. Опубликовано в 1831 году. |
23. Минский выгоняет из дома Самсона Вырина. Эта сценка снята в Голубой гостиной. |
24. На спинами главных героев видны портреты. |
25. Голубая гостиная - небольшая комната, подобно Зеленой гостиной, получила свое название по цвету обоев и обивки мебели.
Портреты, что висят в Голубой гостиной, соответствуют ее убранству в духе дамского «будуара». Они камерны по своему характеру и невелики по размеру. Особенно интересны акварельные изображения членов семьи Н.В. Путяты, выполненные неизвестным автором в начале 1830-х гг. |
На момент съемок Сергею Соловьеву было только 28 лет. Вместе со своим оператором Леонидом Калашниковым молодой режиссер сумел соединить в киноленте пушкинскую прозу и поэзию, выразив их внутреннюю неуспокоенность и порыв. В 1972 году "Станционный смотритель" был отмечен Гран-при («За выдающиеся художественные достоинства») на Венецианском фестивале телевизионных фильмов. Также фильма получил главный приз "Евровидения" — «Приза Пасхального Воскресенья». |
Вы можете поехать в Мураново 24 или 26 февраля на Масленичном Усадебном экспрессе!
Присылайте свои заявки и вопросы по адресу manortravel@mail.ru или бронируйте на сайте usadboved.ru.
Journal information