Многие услышав это название исторического объекта Окружной железной дороги могут спутать его с современным топонимом, связанным с лесопарком Москвы Серебряный бор (Хорошевский лесопарк). Однако это совершенно разные объекты и между собой они связаны косвенно.
Район, где в 1903 году была запланирована станция Окружной ж.д., действительно в далекие времена носил название Серебряный бор, в связи с находившейся тут сосновой рощей, однако к моменту строительства станции она уже долгое время называлась Всехсвятская роща по названию ближайшего села Всехсвятское. Занимала роща обширную территорию и ограничивалась к концу XIX века с востока - селом Всехсвятским, с юга - Ходынским полем (где размещались ходынские военные лагеря), с запада - деревней Щукино, с востока - селом Покровское-Стрешнево. Именно эту сосновую рощу в начале XX века разделила пополам железнодорожная линия МОЖД и была основана станция Серебряный бор, получившая свое название из времен царя Алексея Михайловича.
Дата фотографий: 2016 год, 17 сентября и 2017 год, 26 января.
На мероприятиях присутствовали все крупные чиновники, промышленники и представители церкви Москвы: министр путей сообщения Н.К. Шауфус; министр финансов и председатель строительного комитета В.Н. Коковцов; московский городской голова Н.И. Гучков; вдова бывшего московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича, при котором началось строительство МОЖД, Елизавета Федоровна; руководство Николаевской железной дорогой и др. Митрополит Московский и Коломенский Владимир освятил путь и состав с паровозом серии О-п на праздничный торжественный запуск (паровозы серии О-п были изготовлены Путиловским заводом в 1907 году по заказу Николаевской железной дороги в количестве 10 штук; один из них и участвовал в торжественных мероприятиях). |
2. Торжественный открытие Московской Окружной ж.д. в 19 июля 1908 г. |
3. |
Ансамбль станции Серебряный бор к настоящему времени претерпел значительные потери. Из первоначально комплекса зданий не сохранились Жилые дома IIго и IIIго типа для сотрудников станции, которые находились прямо за зданием вокзала (вероятный период сноса - середина 50х гг., когда в этом районе шла активная жилая застройка). |
4. Здание южной будки централизованного управления стрелками и сигналами. Сентябрь 2016 г. |
Сохранились практически без изменения два поста центрального управления стрелками и сигналами, находящиеся в незначительном отдалении от основного комплекса к югу и северу. |
5. Здание южной будки централизованного управления стрелками и сигналами. Январь 2017 г. |
6. |
7. |
8. Здание южной будки централизованного управления стрелками и сигналами. Начало 1960-х гг. |
9. Здание южной будки централизованного управления стрелками и сигналами. Начало 1960 гг. Вид из окна дома №2, ул Панфилова. |
10. Общий вид на станцию. 2016 г. |
11. Общий вид на станцию. 1908-1910 гг. |
12. План расположения объектов на станции. 1903 г. |
13. |
14. Отхожее место. 2016 г. |
15. Отхожее место на первом плане, Жилой дом III типа на заднем плане. 1908-1910 гг. |
16. Жилой дм III типа 1908-1910 гг. |
17. Жилой дом II типа 1908-1910 гг. |
Значительно изменен внешний вид вокзала (на момент строительства это было здание, выполненное по индивидуальному проекту, с разделением пассажирских помещений на I, II и III классы, а также конторой начальника станции и телеграфом): ликвидирована система печного отопления; оригинальные окна заменены современными стеклопакетами; левое крыло вокзала увеличено в объеме, что нанесло искажение в общую симметрию здания; полностью ликвидирован легкий металлический навес над проходом от путей к центральному входу в пассажирские помещения. |
18. Пассажирское здание (вокзал). Вид со стороны путей. 2016 г. |
19. Чертежный план-проект пассажирского здания (вокзала). 1903 г. |
20. Чертежный план-проект пассажирского здания (вокзала). 1903 г. |
21. |
22. Общий вид на станцию со стороны военно-продовольственного пункта. 1908-1910 гг. |
23. |
24. |
На противоположной стороне путей от вокзала располагался военный продовольственный пункт, рассчитанный на 1200 человек, с возможностью расширения до 2400 человек. В близи станции располагались лагерь Московского пехотного юнкерского училища, Артиллерийский и Пехотный лагеря (на их территории располагался остановочный пункт Военное поле), таким образом станция имело важное значение для перемещения военных. В первое время к военному пункту со стороны вокзала был построен пешеходный мост, также снесенный в последующее время. Более подробно о его сохранившихся постройках мы расскажем в отдельной статье. |
25. Пассажирский мост от станции к военно-продовольственному пункту. 1908-1910 гг. |
26. |
27. Чертежный план-проект навеса пассажирского здания (вокзала). 1903 г. |
Багажное помещение - пакгауз бесследно исчезло. На его месте сейчас красуется одноэтажное эффектное здание, выполненное в стиле классицизма полноценного композитного ордера. Предположительно оно было построено в конце 1930х - 1940е годы в качестве помещения для районного Дома культуры. |
28. Помещение пакгауза. 1908-1910 гг. |
29. Здание на месте бывшего пакгауза. Вероятно районный ДК. 2016 г. |
30. |
31. Характерное оформление ДК конца 30х - 40х гг. Колонны полноценного композитного ордера. 2016 г. |
Напротив, северного поста находилась товарная платформа с пакгаузом и товарная контора, для проведения операций с грузами. Станция была связывающей между Окружной ж.д. и Московско-Виндаво-Рыбинской ж.д. |
32. Здание северной будки централизованного управления стрелками и сигналами. Январь 2017 г. |
33. Здание северной будки централизованного управления стрелками и сигналами. 1908-1910 гг. |
34. |
Для обеспечения водой станции и военно-продовольственного пункта на стороне пункта были построены водоподъёмное и водоемное здания. Станция обеспечивалась водой естественным способом из артезианской скважины. Для подачи воды было спроектировано небольшое деревянное водоподъёмное здание. Оно подавало напор воды в водоемную башню, самую малую на всей Окружной ж.д. |
35. Водоподъемное здание. 1908-1910 гг. |
36. Чертежный план-проект водоподъемного здания. 1903 г. |
Водоподъёмное здание не дожило до наших дней, а вот, что касается водоемной башни, то нам удалось найти ее остатки. Многое время была информация о том, что оно также было снесено, однако в последнее наше посещение территории военно-продовольственного пункта, мы обнаружили останки башни в виде нижней сохранившей части до уровня входной двери. Находится этот «артефакт» в настоящее время на территории гаражного кооператива. Башню заметить сложновато, т.к. покрашена она в зеленый цвет и спрятана за постоянной свалкой всякого строительно-хозяйственного хлама. |
37. Водоемное здание (башня). январь 2017 г. |
38. Водоемное здание (башня). 1908-1910 гг. |
39. |
40. Чертежный план-проект водоемного здания. 1903 г. |
41. Чертежный план-проект товарной конторы. 1903 г. |
Недалеко от пассажирского здания располагается сохранившееся здание казарм. В 1923 году станция начинает граничить с поселком художников «Сокол», и в последующее время казармы попадают в границы этого поселка. |
42. Здание казарм. январь 2017 г. |
43. Чертежный план-проект казарм. 1903 г. |
44. |
Фото: Вадим Разумов. Основной текст: Андрей Чермошенцев.
Journal information