Рядом с усадьбой Горки Ленинские расположено интересное здание железнодорожной станции, которое долгое время служило своеобразными «воротами» для каждого, кто приезжал в бывшее имение Морозовых и близлежащие населенные пункты. Первое строение станции было возведено здесь еще до революции, по инициативе купцов Герасимовых, по фамилии которых оно и было названо. Однако, в советские годы станция получила название Ленинской – так партийное руководство увековечило память о смерти Ленина в Горках в 1924 году. А в 1954 году здесь появилось уникальное строение, совмещающее в себе роль вокзала, музея и мемориального места.
Перед тем, как провести для вас экскурсию по этой достопримечательности, посмотреть фото с дрона и сохранившиеся интерьеры, мы вместе с Центральной пригородной пассажирской компанией предлагаем всем небезразличным читателям совершить доброе дело и присоединиться к субботнику на Ленинском вокзале 22 апреля. Вот основные работы, которые нужно сделать:
- двери, укрепление (ремонт);
- окна, зачистка и закрытие белой фанерой;
- уборка мусора внутри и на территории;
- побелка стен;
- и нужно еще вернуть руку гипсового Ленина на место, поэтому нужен скульптор.
Такие работы ЦППК проводит каждый год на всех станциях, все, кто будет участвовать в помощи получат бесплатный билет на открытие первой экскурсии Усадебного экспресса на Ленинский вокзал, где мы проведем пресс-показ, фотовыставку, а также экскурсию в усадьбу Горки Ленинские. Присоединяйтесь!
2. |
В это трудно поверить, но станция «Ленинская» с ее очевидным «коммунистическим» образованием и антуражем имеет дореволюционную историю. Инициатива ее строительства принадлежит двум братьям, купцам Герасимовым. |
3. |
Они хотели построить рядом со своим имением и древним селом Ям железнодорожную станцию – ни для кого не секрет, что с активным развитием железных дорог в России путешествовать данным способом было очень престижно. |
4. |
В 1898 году братья добились получения разрешение на строительство станции, которую было решено назвать Герасимово – в честь фамилии купцов. Первоначальный проект станции был весьма миниатюрным и предусматривал одновременное размещение в зале ожидания не более 28 человек. Общая стоимость, потраченная на строительные работы, составила 150 рублей золотом. |
5. |
Новая станция начала активно функционировать, не утрачивая своего прежнего назначения даже после революции 1917 года. Однако, в период советский власти Герасимово ждал совершенно новый исторический виток. |
6. |
Эта железнодорожная развязка находилась в непосредственной близости от богатой усадьбы Горки, которую облюбовал вождь мирового пролетариата Владимир Ленин. Бывшее дворянское имение стало него любимым островком для отдыха и лечения, а в 1924 году Ленин скончался в Горках. С тех пор это место приобрело особое политическое и мемориальное значение. |
7. |
Тысячи людей приезжали в Горки, чтобы почтить память выдающегося коммуниста. Не удивительно, что после смерти Ленина станцию Герасимово переименовали в Ленинскую, а само помещение мини-вокзала должно было приобрести новый статус – статус «ворот» в мир партийного паломничества. Сперва дореволюционная постройка не подвергалась каким-либо перепланировкам, однако, со временем, здесь появилась новая кладка, печи и буфет. |
8. |
9. |
Новая эпоха развития станции началась в 1952 году. Именно тогда железнодорожная газета «Гудок» представила своим читателям проект реставрации бывшей станции, построенной купцами Герасимовыми, под мемориальную станцию-музей имени Владимира Ленина. |
10. |
Проект реставрации не предусматривал снос дореволюционных построек в связи с тем, что в 1924 году из старого здания станции в Москву отправился траурный кортеж с телом Ленина. Поэтому, чтобы увековечить память об этом событии, поначалу новое станционное здание было решено строить рядом, но случившийся пожар внес свои коррективы. |
11. |
Новое здание станции, спроектированное Борисом Мезенцевым и Михаилом Шпотовым, прежде всего, было задумано как вокзал-памятник, исполненный сдержанной монументальности и покоя. Поставленный наподобие античного храма на сплошной многоступенчатый стилобат, павильон представляет собой трехъярусное в композиции увенчанное шпилем со звездой здание. По всем сторонам здания расположены входы оформленные колонными дорическими портиками, общее число колонн которых составляют число 24, символично «отмеряя» количество лет, прожитых Лениным в XX веке. |
12. |
13. |
14. |
Сооружаемый параллельно с Главным павильоном на ВСХВ (ВДНХ) вокзал-монумент был открыт 5 ноября 1954 года – накануне широко отмечаемой 37 годовщины со дня Великой Октябрьской революции. За несколько лет до этого, возле конечной станции ленинского траурного пути – у Павелецкого вокзала – был открыт музей «Траурный поезд Ленина», который с возведенным в 1952-1954 гг. вокзалом обозначал места по пути к Горкам-Ленинским. |
15. |
Далее идут комментарии историка архитектуры, исследователя ВДНХ Бориса Бочарникова bbocharnikov. В облике вокзала, сочетающим в себе черты классицизма рубежа XVIII-XIX веков и ар-деко, нашли отражение тенденции увлечение русским стилем, что выразилось в затейливых зубцах-обелисках, подчеркивающих углы объема второго яруса т.н. «квадратного барабана», образуя с центральным шпилем нечто подобное пятиглавию. Сплав классицистического и неорусского не только характерен для стиля той эпохи, но и для творчества самих авторов на примере и сооруженного по их проекту в 1949-1951 гг. вокзалу в Смоленске. |
16. |
17. |
Подчёркнутая строгость объёма, кубовидность лепки масс, выраженная позднее у Мезенцева в грандиозном мемориале-музее Ленина в Ульяновске (1967-1970 г.), находит здесь параллель и творчестве современников – Ю.Г.Щуко и Е.А.Столярова. При этом, нельзя не отметить, что облик вокзала перекликается и с возводимым в те же годы высотным зданием на площади Красных ворот (А.Н.Душкин совместно с Б.С. Мезенцевым), в котором архитектурные массы оживлены тонкой пластикой фасада и игрой изящных скульптурных украшений. Лепная декорация из лавровых венков и гирлянд придает венчающей части здания легкость и ампирную торжественность. |
18. |
19. |
Параллельно с возведением здания станции были проведены работы по благоустройству пристанционной территории: посажены деревья, разбиты клумбы. Долгое время большие потоки туристов, приезжающих в Горки, прибывали именно на станцию Ленинская. |
Дорические портики по продолговатым сторонам вокзала, лишенные канелюр, оформляют собой главные входы в здание, предполагая сквозной проход, наподобие пропилей. Схожий прием был использован в стилистически близком, как и по времени, вокзалу в Павловске (арх. Е.А.Левинсон, 1955 г.), также интерпретирующего наследие русского классицизма. |
20. |
21. |
Однако, со временем железнодорожная платформа утратила свое прежнее значение. Из-за запустения и неухоженности в огне погибло первое – историческое здание стации Герасимово-Ленинской. А новое строение, увековечивающее память вождя, подверглось существенному обветшанию. |
Войдя в здание через массивные дубовые двери посетители попадали в великолепный зал-атриум, как и фасады, интерпретирующий наследие античности классицизма. Пурпурный тон стен и нежно-розовые глади розовых дорических колонн, чистота пропорций и отсутствие избыточности декора характеризуют авторов как тонких интерпретаторов классического наследия, мыслящих классикой как языком, а не набором декоративных элементов. |
22. |
В центре зала-атриума, наподобие храму, на мраморном постаменте установлена гипсовая скульптура В.И.Ленина работы скульптора П.П.Яцыно. Аналогичные монументы вождю в 1950-х гг. были установлены на ВСХВ (ВДНХ), на территории Тимирязевской академии и в Ялте. |
23. |
24. |
Увы, сейчас внутрь станции можно попасть лишь по предварительной договоренности. Конечно, станция Ленинская действует и в наши дни, однако она все же является достаточно забытой, а состояние ее таково, что при отсутствии должного внимание и ухода, его внешний и внутренний облик неизбежно ветшают, утрачивая подлинные детали и постепенно разрушаясь. Памятник, по своему художественному уровню сталинским высоткам и Главному павильону ВДНХ (ВВЦ) находится в удручающем положении. |
25. |
26. |
27. |
В наших силах помочь этому архитектурному памятнику обрести новую жизнь и вновь открыть для туристов железнодорожные «ворота» к музею-заповеднику «Ленинские Горки». |
28. |
29. |
Люстры, исполненные в ампирной стилистике, сочетаются с кессонироваными потолками, по рисунку напоминающими фрагменты отделки храмов эпохи эллинизма подчёркивают мемориальное здание здания станции. |
30. |
31. |
32. |
33. |
34. |
35. |
36. |
37. |
38. |
39. |
40. |
41. |
42. |
43. |
44. |
45. |
Если мы возродим Ленинский вокзал, то он может стать парадными «воротами» в музей-усадьбу «Горки Ленинские» для всех туристов, прибывших в это памятное место по железной дороге. В том числе – и для пассажиров «Усадебного экспресса». Записывайтесь на субботник и пишите, чем можете помочь!
Journal information