Каждый из вас замечал, что практически в любом мегаполисе с богатой историей есть свой «дом с атлантами». Статуи древнегреческих богов-титанов, украшающих фасад, как правило, являются архитектурной доминантой всего сооружения и приковывают к себе пристальные взгляды ценителей прекрасного. В Москве, есть несколько «домов с атлантами». Наверняка, градозащитникам сразу на ум приходит «дом с атлантами» на Солянке, но не всем известно, что каменных мифологических существ, удерживающих на своих плечах архитектурную «ношу», можно увидеть и на Проспекте Мира, на фасаде особняка Кузнецовых.
В советское время дом «закрывал вид» на спортивный комплекс, строящийся рядом к Олимпиаде восьмидесятого года. К счастью, краеведы и историки смогли защитить особняк, в результате чего ему было присвоен статус выявленного памятника архитектуры. В 1988 году особняк Кузнецовых был передан в введение Московского фонда культуры, и лишь спустя несколько лет началась его долгожданная реставрация.
Важный этап восстановления усадьбы Кузнецовых завершился недавно, в 2016 году. Реставраторам удалось полностью восстановить облик двух усадебных флигелей, тем самым ликвидируя плачевные последствия перестроек советских лет. Огромный труд пришлось проделать реставраторам, восстанавливающим легендарные скульптуры атлантов, первой работы скульптура Сергея Тимофеевича Коненков. В особняке Кузнецовых в первозданном виде были возрождены поверхности стен, лепной декор, деревянные панели, камины, отреставрированы и установлены утраченные элементы декора, а также выровнена и обработана поверхность пола из натурального камня, как сообщали в Департаменте культурного наследия Москвы. Реставраторам еще предстоит ряд работ в особняке Кузнецовых, однако, жители города с радостью могут отметить, что на данном этапе старинный дом снова радует взор своим великолепием.
Почему владельцев этого особняка назвали «фарфоровыми королями»? Когда на фасаде дома «появились» атланты? Почему супруги Кузнецовы старались не жить в своем роскошном «доме с атлантами»? Что сейчас находится в этом старинном доме? Я приглашаю вас на небольшую экскурсию по восстановленным интерьерам особняка!
Дата фотографий: 2016 год, 1 декабря.
Шикарный особняк с богатой лепниной и атлантами, расположенный в современной Москве по адресу Проспект Мира 41, имеет обширную историю. До того, как он стал известен под названием «особняк Кузнецовых», дом сменил множество хозяев. |
2. |
Первые упоминания о большом особняке, расположенном на этом месте, относятся к XVIII столетию. Известно, что в конце XVIII столетия ротмистр Зарин построил здесь двухэтажный дом, вокруг которого симметрично расположились четыре флигеля. Схема их расположения была достаточно интересной для городской застройки: они были сгруппированы в пары и располагались по противоположным сторонам относительно главного дома. Во время войны 1812 года здание сильно пострадало в пожаре, но вскоре было восстановлено новым владельцем – князем Долгоруким. По его пожеланию усадьба была перестроена в стиле ампир. Это строение долгое время находилось в сохранности, так продолжалось до 70-х годов прошлого века, когда на его месте расположился выход из станции метро «Проспект Мира». После Долгоруковых городская усадьба неоднократно меняла своих хозяев, пока не была куплена известным российским промышленником, «королем русского фарфора» Матвеем Сидоровичем Кузнецовым. |
1932 г. Источник: ГНМА имени Щусева. |
Матвей Сидорович Кузнецов, будучи выходцем из Гжели, где издревле процветало искусство изготовления изделий из керамики, в раннем возрасте стал преемником семейного дела, начатого его предками. Он проходил практику на рижском заводе своего отца, где ему удалось овладеть не только секретами производства керамики, но и экономическим наукам. |
3. |
После смерти отца Матвей Кузнецов стал управлять фамильным делом, а в 1882 году его ждала настоящая удача. На художественно-промышленной выставке в Москве он был удостоен чести быть представленным императору Александру III и его супруге Марии Федоровне. Он преподнес августейшей чете искусно выполненную шкатулку собственного производства и был замечен. Спустя год Кузнецова наградили Орденом Св. Станислава 3-й степени. |
4. |
5. |
А в 1887 года на своем рижском заводе Матвей Сидорович построил часовню в память об отце императора, Александре Николаевиче. За это он был удостоен очередного ордена, этот раз – Ордена Святой Анны 3-ей степени и государевого расположения в виде того, что отныне Кузнецов имел честь стать официальным «Поставщиком Двора Его Императорского Величества». С тех пор дела у семейства Кузнецовых стали идти еще более успешно. Продукция их «фарфоровой империи» стала популярна не только в России, но и за ее пределами. |
6. |
Само семейство Кузнецовых, будучи верными последователями старообрядческой церкви, старались жить без явных излишеств, однако высокий общественный статус обязывал их обзавестись солидным домом в столице. В 1875 году Матвей Кузнецов приобрел участок на современном Проспекте Мира с бывшей усадьбой Долгоруковых-Зариных. Недвижимость была оформлена на супругу Кузнецова, Надежду Викуловну, в девичестве – Матюшину. |
7. |
8. |
Сперва интерьеры усадьбы не претерпели каких-либо серьезных изменений, но с течением времени городское имение Кузнецовых все-таки приобрело свой уникальный облик. В 1893 году два южных флигеля были объединены в единое здание. Оно представляло из себя небольшое строение с эркером по центру, которое было достаточно скромно отделано. Руководил работами по перестройке существующих зданий один из самых известных российских архитекторов того времени, Федор Шехтель. Но на этом роль зодчего в преобразовании усадьбы завершена не была. Спустя некоторое время по заказу Кузнецовых он возводит рядом с главным домом ещё один миниатюрный особняк в причудливом псевдоготическом стиле. |
9. |
Примечателен факт: построив роскошный особняк, чета Кузнецовых, оставаясь верными аскетизму глубоковерующих людей, не спешили «купаться» в обновленной роскоши своего жилища. В «доме с атлантами» поселились их многочисленные дети, а сами супруги выбрали для жизни более скромный флигель. Кроме того, почитая заповедь о любви и помощи своим ближним, Кузнецовы жертвовали огромные суммы на благотворительность и благоустройство столицы. |
10. |
11. |
Внутренне убранство дома Кузнецовых было разделено на тематические пространства по стилям. Так, столовая семьи «фарфорового магната» была оформлена в псевдорусском стиле, очарование которого подчеркивало удивительной красоты керамическое панно «Жар-птица», размещенное над камином. Камины в доме также были свидетельством таланта зодчего Коненкова. |
12. |
13. |
14. |
После революции 1917 года особняк Кузнецовых был национализирован. Его имущество отошло в пользу новообразованного государства, а часть построек, некогда составлявших причудливый комплекс, была существенно перестроена. Так, «готический» дом практически полностью потерял свой вид, а барочный особняк с атлантами несколько десятилетий назад планировали … снести. |
15. |
16. |
Дом «закрывал вид» на спортивный комплекс, строящийся рядом к Олимпиаде восьмидесятого года. Но к счастью особняк удалось спасти и в 1988 году особняк Кузнецовых был передан в введение Московского фонда культуры. |
17. |
18. |
19. |
20. |
21. |
22. |
23. |
24. |
25. |
26. |
27. |
28. |
1957 г. Москвичи встречают колонны Фестиваля, кадры кинохроники. |
На рубеже веков Кузнецовы затеяли очередную перестройку своего «семейного гнезда», которой на этот раз руководила команда талантливых зодчих: Иван Сергеевич Кузнецов, Василий Григорьевич Иванов и Сергей Тимофеевич Коненков. В итоге, фасады дома были оформлены в псевдобарочном стиле. |
29. |
1972-1979 г. |
Некогда скромное строение украсила богатая лепнина, изразцы, деревянные панели. |
30. |
31. |
32. |
Именно в это время здание приобрело свой главный отличительный признак – скульптуры атлантов, удерживающих эркер второго этажа. Эта сложная, выдающаяся скульптура является одной из первых грандиозных работ Сергея Коненкова, который впоследствии обрел репутацию одного из самых выдающихся российских скульпторов. |
33. |
34. |
35. |
36. |
37. |
1976-1979 г. |
38. |
1976-1979 г. |
39. |
Уже в этом году дом Кузнецовых благодаря его владельцам и Департаменту культурного наследия Москвы станет для жителей столицы местом для получения знаний и проведения досуга. На базе возрожденного особняка планируют открыть культурно-образовательный центр.
Journal information