Станция Кутузово получило свое название из-за своей близости к историческому району, связанному с событиями Отечественной войны 1812 года, и в честь предводителя и командующего русской армией М.И. Кутузова.
Именно здесь, в находящейся поблизости деревне Фили (ныне район Москвы Фили), состоялось заседание Военного совета под руководством М.И. Кутузова, на котором было принято стратегическое, однако роковое для старой Москвы, решение - оставить город без боя (событие известно в историографии как "Совет в Филях").
В 1870 году через этот район была проложена Московско-Брестская железная дорога, и новая станция МКЖД, как и другие станции, стала связывать Окружную с радиальным железнодорожным направлением.
Дата фотографий: 2016 год, 17 сентября.
2. |
Основным назначением станции было транзитное обеспечение движения товарно-грузовых составов с Московско-Брянской ж.д. (посредством соединительных ветвей №№ 23 и 24), а также Московско-Брестской ж.д. (ветвь № 25). |
3. |
Ансамбль станции представляется типовым проектом, состоящим из пассажирского здания (такой же вокзал на Андроновке), Жилого дома IV типа (такой же был в Кожухово и во Владыкино), здание для обеспечения водоснабжения по системе Гантке, а также три будки централизованного управления стрелками и сигналами. |
4. Жилой дом IV типа. 2016 г. |
Первоначально, в 1902 году на момент утверждения проекта Московской Окружной ж.д., сразу за Москвой-рекой (при движении по часовой стрелке) планировалось размещение Телеграфного поста №6. Однако на карте 1908 года этот объект уже отсутствует. |
5. |
Жилой дом IV типа является третьим, построенным на Московской Окружной ж.д. и единственным сохранившимся практически в первоначальном виде. В связи с тем, что архивных фотографий с крупным изображением этого здания не сохранилось, предлагаем Вам сравнить современное состояние дома с чертежным проектом 1903 года. Жилой дом был построен для проживания всех сотрудников станции от начальника до станционных сторожей. Этот жилой дом является самым большим по площади (118 кв. саж.) из всех 10 проектных жилых домов. |
6. Чертежный план-проект Жилого дома IV типа. 1903 г. |
7. Чертежный план-проект Жилого дома IV типа. 1903 г. |
8. |
9. Ризалит жилого дома с входной группой и его художественное оформление. |
10. |
11. |
12. |
В период строительства Третьего транспортного кольца все прилегающие пути к зданию вокзала были разобраны, и станция потеряла свое функциональное назначение. В настоящее время он вплотную прилегает к автомобильной эстакаде, и даже пешеходная доступность к зданию вокзала затруднительна (мы пробирались, рискуя жизнью, по железнодорожным путям). |
13. |
В настоящий момент здания находятся практически в первоначальном виде (что удивительно в здании вокзала сохранена даже часть системы печного отопления, что характеризуется наличием печных труб на крыше здания). |
14. Общий вид на станцию. 2016 г. |
В пассажирском здании (вокзале) находились контора начальника станции, телеграф и единый пассажирский зал для всех классов, в связи с тем, что не подразумевалось большого потока пассажиров на этой станции. |
15. Чертежный план-проект пассажирского здания (вокзала). 1903 г. |
16. |
17. |
18. Пассажирское здание (вокзал). 1908-1910 гг. Вид со стороны путей. |
19. Пассажирское здание (вокзал). 2016 г. Боковой фасад с входной группой. |
20. |
21. |
22. |
Фото: Вадим Разумов. Основной текст: Андрей Чермошенцев.
Journal information