“Намерен в Останкине я строить театр …” – сообщил граф Николай Петрович Шереметев своему управителю Агапову 13 февраля 1790 года. Это повеление стало началом истории Останкинского театра-дворца. Зимой приемы гостей и спектакли проходили, как правило, в городских домах, летом – в загородных резиденциях. Идея нового театра являлась неотъемлемой частью общего замысла: приемы и спектакли, проходившие зимой в московском имении Николая Петровича Шереметева на Никольской улице, в летнее время должны были продолжаться в загородной усадьбе. Останкино, расположенное недалеко от Москвы и не имевшее до сих пор “большого дома”, стало подходящим местом для осуществления замысла Николая Петровича Шереметева. Он стремился отделиться от Кускова, слава которого была тесно связана с именем его отца.
Сейчас в усадьбе Останкино проходит реставрация, затянувшаяся из-за технологических проблем. Одна из сложных задач - сохранить старинные деревянные стены шереметевского дворца. На текущий момент проведены противоаварийные работы: крышу закрыли металлической кровлей, по фасаду установили леса, в парадных залах укрепили плафоны. Но сам проект реставрации деревянного памятника пока не утвержден, и никто не знает, когда точно это произойдет.
Аудиогид по усадьбе Останкино, подготовленный на базе izi.TRAVEL мы готовили с сотрудниками музея-усадьбы около года. Я благодарен за сотрудничество директору музея Останкино Геннадию Викторовичу Вдовину, а также отдельная благодарность за помощь в работе над гидом Соколовой Любови - ее голос украсил для вас аудиогид по усадьбе. Отдельное спасибо за помощь в обработке звука Александру Телицыну.
Скачиваем приложение izi.TRAVEL к себе на телефон или на другой гаджет.
Установите приложение izi.TRAVEL, затем в поиске напишите "Усадьба Останкино" и слушайте истории.
Аудиогид "Усадьба Останкино" можно посмотреть и послушать в интернете с компьютера, щелкнув сюда.
Генплан. 1 - Дворец, 2 - поздняя постройка, 3 - Троицкая церковь, 6 - искусственная горка "Парнас", 7 - Увеселительный сад. |
Строительство каменного храма во имя Живоначальной Троицы в подмосковной вотчине князя Михаила Яковлевича Черкасского в селе Останкино началось в 1678 году. До каменного храма на этом месте находился деревянный храм. Самое раннее свидетельство о нём относится к концу XVI века. К 1683 году строительство каменного храма, в основном, было закончено, а один из его приделов – во имя Тихвинской Божией Матери – полностью завершен. Окончательная отделка интерьеров и сооружение иконостасов в центральной части и втором приделе затянулись ещё на несколько лет. |
2. Храм во имя Живоначальной Троицы в Останкине. |
Храм является кирпичным зданием, вознесенным на общем каменном цоколе (подклете). Состоит из центрального и двух боковых объемов (четверик и два придела), самостоятельных в архитектурном отношении, и общей паперти, объединяющей их с запада. С севера на паперть ведет лестница в два марша, перекрытая коробовым сводом. С юга пристроено крыльцо с двусторонней лестницей и рундуком. Остальная часть лестницы крыта коробовым сводом. С запада вознесена колокольня. Три полукруглые апсиды с восточной стороны увенчивали его ряды закомар и семь куполов: пять над центральным четвериком и по одному над каждым приделом. |
3. Троицкий храм. |
Фото до 1877 года. Храм Троицы Живоначальной в Останкине. Источник: pastvu.com. |
Фото до 1877 года. Церковь Живоначальной Троицы. Источник: pastvu.com. |
По характеру объемно-пространственного решения церковь Живоначальной Троицы относится к распространенному в XVII веке типу храма - бесстолпный, с сомкнутыми сводами. В приделах свод глухой, а в главной церкви его прорезают пять световых глав, что представляет собою редкое по тем временам и смелое конструктивное решение. Снаружи приделы завершают два рядя кокошников с барабаном и главой в центре. Основной четверик также увенчан двумя рядами кокошников и каноническим пятиглавием с более высокой и объемистой центральной главой. Основными элементами декора являются общепринятые для этого времени простые формы: киотцы, гирьки, арочки, ширинки, кувшинчики, балясины, розетки. Впечатление многообразия создается за счет обильного повторения этих элементов в разной последовательности друг с другом. Декор преимущественно сосредоточен в наличниках, вертикальных угловых лопатках. |
Церковь Троицы. Южное крыльцо. Источник: Памятники архитектуры Москвы, 2004 г. |
4. Троицкий храм является одной из кульминационных точек в развитии московского узорочья. |
В начале XVIII века над западным крыльцом церкви Живоначальной Троицы было завершено возведение колокольни, получившей согласно иным, нежели в предыдущем столетии, архитектурным канонам шпилеобразное завершение. В 1727 году тесовое покрытие всего храма в было заменено железным. Это время можно считать периодом окончательного формирования внешнего облика храма, сохранявшегося без каких-либо серьезных переделок до последней четверти XIX века. В 1743 году Останкино перешло к Шереметевым. К 200-летию со дня основания храма граф Александр Дмитриевич Шереметев решает на собственные средства провести ремонтно-реставрационные работы, чего действительно настоятельно требовало состояние здания. В 1877 – 1878 годах архитекторы Серебряков и Султанов начали реставрацию, в результате которой церковь Живоначальной Троицы обрела, как считалось тогда, должную стилевую завершённость. |
Фото до 1878 года. Храм Троицы Живоначальной в Останкине. Источник: pastvu.com. |
Фото до 1899 года. Церковь Троицы в Останкино. Источник: pastvu.com. |
5. |
Церковь Троицы. План. Источник: Памятники архитектуры Москвы, 2004 г. |
Цокольный этаж здания (подклет) использовался под хозяйственные нужды – в нем размещались склады. На втором этаже находились первоначально не отапливаемые, как тогда говорили «холодные», но впоследствии утеплённые, собственно церковь Живоначальной Троицы и две придельные. Каждая из них имела своё назначение. Церковь во имя преподобного Александра Свирского, развернутая в сторону пруда и села, являлась, по сути, приходской церковью – в ней проходили службы для жителей Останкина. |
Церковь Троицы. План подклета. Источник: Памятники архитектуры Москвы, 2004 г. |
Церковь во имя Тихвинской Божией Матери, обращенная к дому владельцев, выполняла функции «домовой» церкви – предназначалась для владельцев усадьбы, поэтому имел отдельный вход через северное крыльцо и небольшую паперть, отделенную стеной от паперти главной церкви и южного придела. Находясь в непосредственной близости к жилым хоромам, этот придел был окружен особым вниманием владельцев усадьбы. Именно здесь хранились наиболее чтимые семейные реликвии: походный складень фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева конца XVII века и деревянная раскрашенная скульптурная композиция «Оплакивание Христа» того же времени (оба предмета сохранились и находятся сейчас в собрании музея). |
Фото до 2004 года. Церковь Троицы. Общий вид с юго-востока. Источник: Памятники архитектуры Москвы, 2004 г. |
Гравюра 1870-х годов. Останкино. Театр-дворец. 1792—1798. |
Останкинский дворец – подлинная жемчужина русского искусства XVIII века. Здесь в единении находятся театральное помещение со сценой, зрительным залом, гримировочными комнатами, архитектура, скульптура, живопись, графика и декоративное искусство. Дворец был выстроен по замыслу и заказу графа Николая Петровича Шереметева – одного из самых знатных и богатых людей своего времени. Шереметев был страстно увлечен театром, имел великолепную труппу крепостных актеров, поэтому сердцем летней резиденции стал театр с уникальной театральной машинерией. Интерьеры парадных залов сохранили подлинный декор и убранство. Особенное изящество придают залам осветительные приборы из хрусталя, бронзы, золоченого резного дерева. Строительство продолжалось с 1792 по 1795 года, хотя первые проекты относятся еще к 1790-му году, а окончательная отделка - к 1799 году. |
Общий вид дворца со стороны парадного фасада. Источник: Памятники архитектуры Москвы, 2004 г. |
Фриз на парадном фасаде дворца. Источник: Памятники архитектуры Москвы, 2004 г. |
Так выглядит дворец сейчас. |
6. Останкинский дворец. |
Дворец. План первого этажа. Источник: Памятники архитектуры Москвы, 2004 г. |
Дворец. План второго этажа. Источник: Памятники архитектуры Москвы, 2004 г. |
В создании дворца принимали участие многие русские и иностранные архитекторы: Кампорези, Старов, Бренна, Кваренги, крепостные мастера — Миронов, Дикушин, Аргунов. В качестве консультантов принимали участие архитекторы Бланк и Назаров. |
В первый раз я снимал Останкино в 2007 году. |
7. Фото 2007 года. Останкинский Дворец. |
Ограда парадного двора. Источник: Памятники архитектуры Москвы, 2004 г. |
Парадный вестибюль Дворца ("Сени"). Источник: Памятники архитектуры Москвы, 2004 г. |
Парадная лестница Дворца. Источник: Памятники архитектуры Москвы, 2004 г. |
Передняя или Малиновая гостиная. Источник: Памятники архитектуры Москвы, 2004 г. |
Останкинский Дворец венчает купол. Под ним расположен центральный портик, равный размахом диаметру “купола”, покоящийся на цокольном этаже. Цоколь в крупной рустике и колонны над ним зримо передают всю тяжесть несения такого мощного завершения. Рамзеры и тяжесть дворцового бельведера, претендующего быть куполом, создали немалые трудности в размещении верхних театральных машин. Но именно “купол”, видимый издалека, начинал рассказ об ансамбле, рождавшемся как “величавшее, достойное удивления и принятое с восхищением публикою дело”. |
8. Шереметевский дворец и статуя Аполлона по центру. |
Композиция парадного, обращенного к Москве фасада Останкинского театра-дворца, была построена на пересечении “генеральной линии” ансамбля с поперечной осью, заданной павильонами. Воздвижение “купола” начинается от павильонов, соединяемых с двухэтажным “большим домом” низкими проходными галереями.
Главный фасад, обращенный к городу, к колокольне Ивана Великого в Московском Кремле, к “цивилизации”, к мифу, сохраняет существенные черты городской архитектуры: большой масштаб, поднятый на цоколь портик, гордое царение “купола”. |
Гравюра. Нач. 1880-х годов. Останкино. Театр-дворец. 1792—1798. |
9. Дворец в строительных весах. |
Фото до 1910 года. Парадный двор Дворца в Останкино. Источник: Московское наследие. Север.№29. 2013г. |
Д. Лафон по рисунку Ж. де ла Барта. Вид, снятый с балкона Останкинского замка, принадлежащего графу Шереметеву. 1799. |
С другой стороны дворца – обращенный в зелень сада его парковый фасад. Здесь движение слабеет. Неспешный мерный ритм десятиколонного ионического портика останавливается резко выступающими объемами флангов. Здесь “купол” не воздвигается, но истинно парит. Здесь стволы колонн во флангах расступаются, открывая “венецианские” окна, сочную пластику их веерообразных завершений, подобных “арлекину” театрального занавеса. |
10. Шереметевский Дворец со стороны Увеселительного сада. |
Фото до 1926 года. Главный дом в Останкино. Источник: открытка Сокрайшефсовета Москвы. |
Аполлон в России XVIII века выступал и как “познание-бог”, а не только покровителем искусств, “мусагетом”. После ноября 1796 года Аполлон стал олицетворением вступившего на престол Павла I. В останкинском “храмовидном доме”, посвященном Аполлону и призванном объединить под “куполом” “знатнейшие” искусства, идея единства культуры и производная от неё тема празднества и увеселения выражены многими средствами. Не случайно бельведер дворца намеревались увенчать статуей “светлого царя” Аполлона , стоящего теперь в центре парадного двора. Не случайно фасады здания были окрашены в цвет “утренней зари” с белыми деталями, то есть в Аполлонов цвет. Не случайно даже то, что белясины центрального фасада были поначалу золоченными, поскольку золото как символ света – непременный Аполлонов атрибут. |
Парковый фасад дворца. Источник: Памятники архитектуры Москвы, 2004 г. |
Западный ризалит паркового фасада дворца. Источник: Памятники архитектуры Москвы, 2004 г. |
11. Статуя Аполлона. |
Активные работы по обустройству Увеселительного сада в Останкине начались еще в середине XVIII века при графе Петре Борисовиче Шереметеве под руководством садовников-иностранцев - Карла Рейнерта, Иогана Манштатта, Петра Ракка, договоры с которыми переоформлялись каждые два-три года. В 1740-е года Петр Борисович Шереметев начал строительство усадьбы Кусково, которую продолжал украшать до самой смерти. Тем не менее, и Останкино не было забыто - в 1754 году начинается прорубка "перспективных дорог" – основных планировочных элементов будущего регулярного сада. Ведется масштабная посадка аллей, для чего используются липы, клены и ели. В 1763 году упоминаются "шпалерные аллеи", которые рекомендуется стричь и подсаживать в них выпавшие деревья. В оранжереях помимо овощных и фруктовых культур выращиваются десятки видов декоративных растений и цветов, которые могли использоваться как в других усадьбах, так и в Останкине. В пятидесятые годы на территории регулярного парка существует увеселительный павильон - так называемый "воксал”. |
12. Увеселительный сад. |
Фото до 1994 года. Бельведер в регулярном парке на горке "Парнас". Воссоздан в 1990-е. Источник: Памятники архитектуры Москвы, 2004 г. |
Исаак Левитан. "Аллея. Останкино". 1880-е года. |
Территория созданного в 1793-1795 годах Увеселительного сада включала полуовальной формы партер с тремя парами цветников, который окаймляла крытая аллея - берсо, регулярный французский сад с четкой системой треугольных боскетов, обсаженных липой; справа и слева от партера распола¬гались участки парка со свободной живописной планировкой. К западному крыльцу дворца примыкала пейзажная часть парка со старым кедром и кедровой рощей, заложенной Щелкаловым еще на рубеже XVI-XVII веков, которая к этому времени стала настоящим могучим кедровым лесом. Южнее находился Собственный садик Николая Петровича Шереметева, планировка которого еще не была завершена. |
13. |
Основные паркообразующие породы усадьбы Останкино, как и многих других этого периода, были липа, клен, береза, ель. Экзоты а парках в конце XVIII века были редкостью. В Останкино же не просто произрастала кедровая роща, здесь был питомник по выращиванию этих растений. В настоящее время Увеселительный сад занимает всего 11 гектаров. В парке еще растут около ста пятидесяти старинных деревьев — лип, дубов, вязов, которым, 160—200 лет и более. |
14. Беседка в Увеселительном саду. |
Облик Увеселительного парка дополняли две беседки. Одна из них венчала Парнас - искусственно насыпанную горку, которая разнообразила скучный равнинный ландшафт этой части тогдашнего Подмосковья. Она представляла собой легкую деревянную и оштукатуренную конструкцию, верхняя часть которой украшена изящной лепниной. Беседка являлась прекрасной доминантой этой части парка и одной из лучших видовых точек ансамбля. Вторая беседка – так называемая «Беседка – храм» - находилась на продолжении оси одной из аллей парка. |
15. Искусственная горка "Парнас" и беседка. |
Фото до 1994 года. Скульптурная группа "Три грации". Стояла первоначально в Ротонде. Источник: Памятники архитектуры Москвы, 2004 г |
К Увеселительному саду была присоединена территория, простиравшаяся в северном направлении до речки Каменки и занимавшая сотни гектаров. Она была охвачена сложной системой дорожек для дальних прогулок, ведущих мимо копанного садового пруда через лес к каскадам прудов, устроенных вдоль течения Каменки. Эта часть парка обустраивалась по мере приобретения земли и называлась Прибавочным садом. Он наиболее полно отвечал требованиям, предъявляемым к пейзажным английским паркам. С середины XIX века в Останкино начинает расцветать дачная жизнь, появляются «летние» жители, которым останкинская контора Шереметевых сдавала в наем парковые флигеля и усадебные постройки. Прогулки вокруг пруда, катание на лодках, ночные фейерверки на воде входили в программу останкинских увеселений того времени. Аллеи уводили гуляющих к дальним дубравам, в глубины лесного массива, служившего раньше охотничьими угодьями. |
Н.И. Подключников. Вид усадьбы Останкино, 1833 год. |
Парадный фасад с павильонами. Вид с юга через пруд. Источник: Памятники архитектуры Москвы, 2004 г. |
Дворец и церковь. Вид с юга, через пруд. Источник: Памятники архитектуры Москвы, 2004 г. |
Фотографии 1904 года. Останкино. Источник: Журнал "Искра", 1904 г. |
Египетский павильон всецело дворцу не принадлежит и соединяется с ним узкой “открытой” Проходной галереей. Огромное светлое пространство распахнуто двухсветными окнами двору и, главное, парку. А световым колодцем в вершине свода – небу. Таким замыслил его архитектор Бренна. Павильон отстоит от основного объёма и соединен с ним. Он открыт парку, но по углам его расставлены тяжелые объёмы печей, чуждые, казалось бы, садовому строению. Строение зиждется в колоннах, отчего стена представляется лишь оболочкой, но толща этих стен раскрыта нишами у северного и южного порталов. Павильон увенчан световым окном, но окно это застеклено, а к переплетам ещё подвешена люстра, что открывает двойное бытие пространства – меж залом и павильоном. |
16. Египетский павильон. |
Фото до 1994 года. Галерея между дворцом и Египетским павильоном. Источник: Памятники архитектуры Москвы, 2004 г. |
Центральный световой столп Египетского павильона заключен в четыре коринфские колонны зеленоватого стюка работы мраморщика Кампиони и стянут вверху, в основании свода, фризом, изображающим пути, гирлянды, музыкальные инструменты.
Архитектура Египетского павильона воссоздает схему атриума – центрального покоя древнеримского дома, где проходили трапезы, шли беседы и звучала музыка. Расположенная под световым окном паркетная вставка обозначает обязательный в атриуме бассейн. Ориентация пространства точно по сторонам света. |
17. |
Исаак Левитан. Останкино. 1880-е года.
|
Для ужинов в центре павильона ставили круглый стол, а между колоннами – четыре длинных прямоугольных стола, которые образовывали квадрат. В первом ярусе экседры помещали буфет, на хорах сидели крепостные музыканты. Акустика павильона, экседра которого точно рассчитанный резонатор, удивительна. Необыкновенное звучание пространства используется в наши дни. |
Фото до 1994 года. Египетский павильон. Интерьер. Источник: Памятники архитектуры Москвы, 2004 г. |
К лету 1794 года сложилось общее П-образное в плане решение дворца: одноэтажные проходные галереи соединили театр с симметрично стоящими по сторонам от него Итальянским и Египетским павильоном. Лишь в Останкине, в Итальянском павильоне, в первоначальной своей красочности сохранились интерьеры, украшавшие некогда множество домов, дворцов, отелей по всей Европе. Павильон, служивший приёмной, оформлен в голубовато-зеленых тонах, навевающих мысли о парковой зелени. Согласно общепринятым в XVIII веке правилам Палладио, «итальянскими» называли купольные залы. Несколько чертежей, хранящихся в собрании музея усадьбы Останкино, демонстрируют нам именно такое решение. Однако оно не было осуществлено, и лишь углубленный овал в плафоне напоминает о куполе, объясняя название павильона. |
20. |
Фото до 1994 года. Переход (галерея) к Итальянскому павильону. Источник: Памятники архитектуры Москвы, 2004 г. |
Фото до 1910 года. Вид на дорогу из Марьиной Рощи в Останкино; на втором плане - усадьба Шереметева. Источник: pastvu.com. |
Алексей Михайлович Черкасский (1680 - 1742). Последний в старшей линии рода Черкасских. Русский государственный деятель
при Петре I, Сибирский губернатор. При правлении Анны Иоанновны был одним из трхх кабинет-министров. С 1740 года являлся канцлером Российской империи. |
Граф Петр Борисович Шереметев (1713 - 1788) — генерал-аншеф, обер-камергер Императорского двора при Петре III и Екатерине II, сенатор. Старший сын фельдмаршала графа Б.П. Шереметева от его второго брака с Анной Петровной Салтыковой (в дев. Нарышкиной). С 1780 московский губернский предводитель дворянства. Владелец усадеб Кусково, Останкино. Создал балетную и живописную школы, крепостной театр. Был женат на княжне Варваре Алексеевне Черкасской, единственной дочери канцлера Российской империи, князя Алексея Михайловича Черкасского. В результате женитьбы ему досталось богатое приданое. |
Граф Николай Петрович Шереметев (1751—1809). Сын графа Петра Борисовича Шереметева. Являлся покровителем искусств, меценатом, музыкантом. Обер-камергер, действительный тайный советник, сенатор, директор Московского дворянского банка, основатель Странноприимного дома в Москве и Невской богадельни в Петербурге. На средства Н.П. Шереметева были сооружены театрально-дворцовый комплекс в Останкино, мыза Шампетр и Фонтанный дом в Петербурге, театральные здания в Кусково и Марково, дома в Павловске и Гатчине. |
1648 год. |
1766 год. |
1818 год. |
1823 год. |
1907 год. |
1941-1945 года. |
1952 год. |
Генплан. 1 - Церковь Троицы, 2 - Дворец, 3 - искусственная горка "Парнас", 4 - поздняя постройка. |
Источники: |
Г.В. Вдовин, Л.А. Лепская, А.Ф. Червяков, - Останкино Театр-дворец, 1994. |
Ю. Анисимов, Г. Новицкий, - Останкино, М., 1927 |
Аргунов и его ученики: Каталог выставки работ крепостного художника, - М., 1950 |
А. Барсуков, - Род Шереметевых, - Спб., 1892 |
М.П. Башилова, Т.С. Стернина, - Останкино, - М., 1969 |
Г.В. Вдовин, - Останкинский театр-дворец, - М., 1989 |
А.И. Комеч, - Памятники Архитекруты Москвы, Окрестности старой Москвы, М., 2004 |
Journal information