Первоначально Потылиха являлась остановочным пунктом, при посредстве которого станция Воробьевы горы производила бы обмен вагонами с составами, следующими с магистральной Московско-Брянской железной дороги через соединительную ветку № 22 (действует до сих пор). Однако в связи с размещением путей на высокой насыпи (порядка 12ти метров над основным уровнем земли), путевое развитие в этом районе было крайне затруднительным. Поэтому кроме основной ветки, обслуживающей недолгое время пассажирское сообщение, станция не использовалась, а товарные составы с Брянского вокзала следовали к станции Воробьевы горы без остановки.
Несмотря на это первоначальный масштабный проект пассажирского здания был воплощен полностью без изменений, и вокзал стал самым большим на территории МКЖД в частности и Москвы в целом.
Дата фотографий: 2016 год, 17 сентября.
2. |
Название остановочного пункта было взято по названию бывшей слободы, которая к началу XX века сформировалась в дачный поселок, в том числе здесь находились дачи Николаевского института. |
3. |
Пятиэтажное здание было спроектировано с учетом прохождения путей по высокой искусственной насыпи (это было сделано для ликвидации последствий разлива Москвы-реки, которая протекает в непосредственной близости, также, как и на станции Воробьевы горы) и включало в себя весь комплекс помещений для обслуживания пассажиров, работы железнодорожной бригады и проживания сотрудников. |
4. |
Пассажирский зал (единый для всех классов пассажиров) находился на 4-ом этаже здания. Для перехода пассажиров от железнодорожных путей к центральному входу в вокзал служил металлический мост консольной системы (демонтирован в 1940-х годах, в связи с окончанием пассажирских перевозок по МКЖД и перевода здания вокзала в жилое помещение). Для более удобного перемещения по пяти этажам здания была сооружена система лестниц и подъемник. |
5. |
Также на 4м этаже находились контора начальника станции и помещение централизации стрелок и сигналов. На пятом этаже располагалось помещение для компенсаторов, которое так же использовалось для наблюдения за перемещением составов посредством использования балкона. |
6. |
Пристройка 5го этажа выделяется характерными чертами для этого технического объекта (арочные окна, служащие для наблюдения за пребывающими поездами, и балкон, необходимый для контроля за положением стрелок). |
7. |
В 1990-х годах здание находилось в крайне плачевном состоянии. Были утрачены половина декоративных элементов оформления, полностью обрушился балкон четвертого этажа, разрушались оконные проемы. Однако, как и на еще нескольких станциях, ржавели, но выживали элегантные узорные консоли поддерживающие карниз здания.
|
8. |
|
9. |
Жилые помещения для помощников начальника станции телеграфиста, стрелочников и сторожа находились на 1-3-х этажах. Каждый этаж был снабжен ватерклозетом. На 4-м этаже, рядом с помещением пассажирского зала находились женская и мужская уборные. В 2000-х годах здание дождалось своего восстановления и реставрации. Но по разным причинам в некоторые элементы фасада были внесены изменения. К примеру, увеличены в горизонтальном объеме окна 5го этажа. На крыше, также как и на станции Кутузово, сохранились печные трубы, которые при реставрации были приведены в первоначальный вид. |
10. |
11. |
12. |
13. |
Фото: Вадим Разумов. Основной текст: Андрей Чермошенцев.
Journal information