Вадим (vadimrazumov.ru) wrote,
Вадим
vadimrazumov.ru

Categories:

МКЖД. Возвращение истории. Остановочный пункт ПОТЫЛИХА

Первоначально Потылиха являлась остановочным пунктом, при посредстве которого станция Воробьевы горы производила бы обмен вагонами с составами, следующими с магистральной Московско-Брянской железной дороги через соединительную ветку № 22 (действует до сих пор). Однако в связи с размещением путей на высокой насыпи (порядка 12ти метров над основным уровнем земли), путевое развитие в этом районе было крайне затруднительным. Поэтому кроме основной ветки, обслуживающей недолгое время пассажирское сообщение, станция не использовалась, а товарные составы с Брянского вокзала следовали к станции Воробьевы горы без остановки.

Несмотря на это первоначальный масштабный проект пассажирского здания был воплощен полностью без изменений, и вокзал стал самым большим на территории МКЖД в частности и Москвы в целом.

МКЖД. МЦК. Возвращение истории. Остановочный пункт Потылиха

Дата фотографий: 2016 год, 17 сентября.

МКЖД. МЦК. Возвращение истории. Остановочный пункт Потылиха
2.
 

Название остановочного пункта было взято по названию бывшей слободы, которая к началу XX века сформировалась в дачный поселок, в том числе здесь находились дачи Николаевского института.

 
МКЖД. МЦК. Возвращение истории. Остановочный пункт Потылиха
3.
 

Пятиэтажное здание было спроектировано с учетом прохождения путей по высокой искусственной насыпи (это было сделано для ликвидации последствий разлива Москвы-реки, которая протекает в непосредственной близости, также, как и на станции Воробьевы горы) и включало в себя весь комплекс помещений для обслуживания пассажиров, работы железнодорожной бригады и проживания сотрудников.

 
МКЖД. МЦК. Возвращение истории. Остановочный пункт Потылиха
4.
 

Пассажирский зал (единый для всех классов пассажиров) находился на 4-ом этаже здания. Для перехода пассажиров от железнодорожных путей к центральному входу в вокзал служил металлический мост консольной системы (демонтирован в 1940-х годах, в связи с окончанием пассажирских перевозок по МКЖД и перевода здания вокзала в жилое помещение). Для более удобного перемещения по пяти этажам здания была сооружена система лестниц и подъемник.

Чтобы более ясно представить себе причину формирования искусственной насыпи в этом районе, посмотрите ниже фотографию 1908 года, когда в Москве было наводнение. Вся территория вокруг здания остановочного пункта была затоплена до уровня середины входной двери.

 
МКЖД. МЦК. Возвращение истории. Остановочный пункт Потылиха
5.
 

Также на 4м этаже находились контора начальника станции и помещение централизации стрелок и сигналов. На пятом этаже располагалось помещение для компенсаторов, которое так же использовалось для наблюдения за перемещением составов посредством использования балкона.

 
МКЖД. МЦК. Возвращение истории. Остановочный пункт Потылиха
6.
 

Пристройка 5го этажа выделяется характерными чертами для этого технического объекта (арочные окна, служащие для наблюдения за пребывающими поездами, и балкон, необходимый для контроля за положением стрелок).

 
МКЖД. МЦК. Возвращение истории. Остановочный пункт Потылиха
7.
 

В 1990-х годах здание находилось в крайне плачевном состоянии. Были утрачены половина декоративных элементов оформления, полностью обрушился балкон четвертого этажа, разрушались оконные проемы. Однако, как и на еще нескольких станциях, ржавели, но выживали элегантные узорные консоли поддерживающие карниз здания.

 

 
МКЖД. МЦК. Возвращение истории. Остановочный пункт Потылиха
8.
 

 

 
МКЖД. МЦК. Возвращение истории. Остановочный пункт Потылиха
9.
 
Жилые помещения для помощников начальника станции телеграфиста, стрелочников и сторожа находились на 1-3-х этажах. Каждый этаж был снабжен ватерклозетом. На 4-м этаже, рядом с помещением пассажирского зала находились женская и мужская уборные.

В 2000-х годах здание дождалось своего восстановления и реставрации. Но по разным причинам в некоторые элементы фасада были внесены изменения. К примеру, увеличены в горизонтальном объеме окна 5го этажа. На крыше, также как и на станции Кутузово, сохранились печные трубы, которые при реставрации были приведены в первоначальный вид.
 
МКЖД. МЦК. Возвращение истории. Остановочный пункт Потылиха
10.
 
МКЖД. МЦК. Возвращение истории. Остановочный пункт Потылиха
11.
 
МКЖД. МЦК. Возвращение истории. Остановочный пункт Потылиха
12.
 
МКЖД. МЦК. Возвращение истории. Остановочный пункт Потылиха
13.

Фото: Вадим Разумов. Основной текст: Андрей Чермошенцев.
Tags: А.Н. Померанцев, МКЖД, Москва, Н.В. Марковников, Потылиха, модерн, промышленная архитектура, фото 2016, эклектика
Subscribe

Posts from This Journal “МКЖД” Tag

promo vadimrazumov.ru март 2, 20:25 3
Buy for 100 tokens
Одним из главных итогов прошлого года стало для меня начало сотрудничества с издательством Modimio. Мы с коллегами запланировали создать серию журналов, посвященных русским усадьбам. Да, мы прекрасно понимали, что подобные проекты ранее уже были реализованы другими издательствами. И решили пойти…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “МКЖД” Tag