Воробьевы горы - это самая первая построенная станция на Окружной железной дороге. Ее строительство было завершено в начале 1907 году.
Для принятия индивидуального проекта для пассажирского здания послужили несколько причин. Во-первых, сложная территория, расположенная в непосредственной близости к Москве реке, вызвала необходимость создания искусственной насыпи для проведения железнодорожных путей, с целью обезопасить их от разлива Москвы-реки, что могло нанести ущерб инфраструктуре и движению. В связи с этим насыпной уровень путей с оригинальным уровнем земли расходились в несколько метров, что привело к необходимости строительства двухэтажного здания вокзала и размещения платформы с пассажирским дебаркадером консольной системы и пассажирскими залами на втором уровне.
Во-вторых появлялась необходимость (в том числе и из экономии средств) для проектирования единого здания для обеспечения пассажиропотока, функционирования и управления станции, а также проживания обслуживающего персонала.
В результате этих объективных причин, архитектор А.Н. Померанцев совместно с инженером С. Карейша разработали индивидуальный проект вокзала, включающего в себя пассажирские залы 3х классов, багажные помещения, контору начальника станции, телеграф, служебные квартиры для персонала, а также единственный на всей Московской Окружной ж.д. буфет. |
2. |
Чтобы попасть на историческую станцию, нам надо найти выйти на новой станции "Лужники", пройти вдоль путепровода, построенного в 1955-1956 годах. |
3. |
4. |
5. |
6. |
7. |
8. |
На дебаркадере, в современном оформлении мы с Вами можем увидеть расположенные по контуру фонари. Однако, как мы уже писали ранее, они не оригинальные. Нынешние фонарные столбы служили опорами для навеса пассажирского дебаркадера, и только после его демонтажа (вероятно не в столь далекое время, точная дата неизвестна), сохранившиеся столбы стали использовать как фонарные. |
9. Пассажирское здание (вокзал), 2016 г. Фасад со стороны путей. |
10. Пассажирское здание (вокзал), 1908-1910 гг. Фасад со стороны путей. |
Из прочего художественного оформления станцию отличает от типовых проектов вокзалов использование арочных окон, фланкированных пилястрами с замковым камнем, одно центральное доминантное окно, увенчанное архивольтом, легкой рустовкой цокольного этажа , два ризалита, завершенные двускатной крышей с люкарнами (обрамлены пилястром в виде тонких полуколонн и барельефа с декоративным узором) и декоративными шпилями (один шпиль, со стороны путей, в настоящее время утрачен). Центральное арочное окно подъездного фасада подчеркивается изогнутой линией карниза. А карниз боковых частей здания поддерживается декоративными ажурными консолями. |
11. |
Стоит обратить внимание, что передний и задний фасады здания симметричны до мельчайших деталей, кроме центральной части, на которой, в связи с размещением дебаркадера, пришлось отказаться от доминанты арочного окна. |
12. |
К 2000 году в связи с завершением использования станции все пути были разобраны. |
13. Вид на пассажирское здание. 2000 г. Завершение работ по разбору путей. |
А вот если сравнить правый и левый ризалиты, то тут бросается в глаза различие в декоративном оформлении окон. При сравнении архивных фото (включая проектные чертежи) с современными приходим к выводу, что утраты декора были механические в процессе эксплуатации здания, и вероятно уже не подлежали ремонту. |
14. Лепной декор на стене фасада со стороны путей. |
15. Светильник в виде бра над входной дверью со стороны путей. Стилизован под исторический. |
16. |
Между первым и вторым этажами пассажиры перемещались по четырехъярусной лестнице с элегантными узорными чугунными перилами. |
17. |
18. Оригинальные столбы, не оригинальные светильники на дебаркадере. |
Пассажирские залы находились на втором этаже, с которого был непосредственный проход по дебаркадеру к платформе. В левой части здания (со стороны путей) находился зал для I и II классов пассажиров и буфет. В правой части – зал для III класса, контора начальника станции и телеграф. |
19. Завершение ризалита в форме двускатной крыши с люкарной. |
На первом этаже располагались квартиры начальника станции и двух его помощников, а также багажное отделении. С обоих боковых фасадов здания располагались дополнительные выходы на улицу. С левого был вход на лестницу к подвалу, а с правого можно было войти к дополнительной винтовой лестнице, которая вела ко всем этажам (вероятно, служила как дополнительная пожарная). |
20. |
Как и на многих станциях, рядом с пассажирским зданием со стороны путей по обеим сторонам находились пакгауз и отхожее место. В связи со сложной спецификой окрестностей, расположение и строительство иных железнодорожных объектов было невозможно. |
21. |
22. Конструкция дебаркадера. |
Хочется обратить внимание на изменение главной входной группы. В связи с понижением уровня земли в районе здания, фундамент поднялся практически на целый этаж, и в настоящее время бывшее подвальное помещение выходит окнами на улицу. В связи с этим возникла необходимость пристройки лестницы к центральному входу в здание. Существенных изменений в художественном оформлении это не принесло, однако были утрачены массивные осветительные фонари в виде бра по обеим сторонам от входной двери. |
23. |
24. Пассажирское здание (вокзал), 2016 г. Вид со стороны подъезда. |
25. Пассажирское здание (вокзал), начало 1980 гг. Вид со стороны подъезда. |
26. |
27. Чертежный план-проект пассажирского здания. 1903 г. |
28. Чертежный план-проект пассажирского здания. 1903 г. |
29. Чертежный план-проект пассажирского здания. 1903 г. |
30. Чертежный план-проект пассажирского здания. 1903 г. |
31. Пассажирское здание (вокзал), 1908-1910 гг. Вид со стороны подъезда. |
32. |
33. Люкарна крыши ризалита, обрамлена пилястром в виде тонких полуколонн и барельефа с декоративным узором. |
34. |
Фото: Вадим Разумов. Основной текст: Андрей Чермошенцев.
Journal information