Вот мы с Вами и добрались до станции, которая поражает красотой своей архитектуры, отличаясь и выделяясь из общего ансамбля МКЖД.
Название свое станция получила по крупному имению, принадлежащего в середине XIX века купцу Канатчикову. В конце века по инициативе городского главы Н.А. Алексеева, а также при финансовой поддержке купца и мецената Ф.Я. Ермакова (последний уже строил в 1876 году богадельню в районе современной ул. Короленко в Сокольниках, и по просьбе городского головы принял финансовое участие и в этом проекте), весь участок выкупается у Канатчикова и на его месте к 1894 году появляется психиатрическая больница, получившая свое название по имени инициатора ее постройки. Однако некоторое время в народе и даже на картах еще сохранялось название «Канатчикова дача» в память о прежнем владельце. С 1922 по 1994 года психиатрическая больница носила имя главного врача П.П. Кащенко, который руководил ею во время Первой русской революции (был активным участником, как медицинский работник во время восстания на Пресне).
Станцию к 1905 году принято было проектировать для обеспечения увеличенной товарной связи с Павелецкой железной дорогой. При первоначальном проекте размещения станций на Московской Окружной железной дороге предполагалось размещение остановочного пункта Котлы в районе бывшего одноименного села, которое в 1900 году разделила Павелецкая ж.д. Однако от этого проекта в итоге отказались, и весь товарный поток с радиального железнодорожного направления пошел в сторону Канатчиково.
2. |
Станция "Площадь Гагарина". |
3. |
4. |
По пути от новой станции к исторической, в небольшом отдалении на стороне вокзала сохранился пост управления стрелками и сигналами, от внешнего вида которого осталась только часть фасада с еле узнаваемыми чертами декора. |
5. Будка централизованного управления стрелками и сигналами. 2016 г. |
6. Будка централизованного управления стрелками и сигналами. 1996 г. Рядом с будкой соединительная ветка к Московскому станкостроительному заводу им. Серго Орджоникидзе. |
7. |
8. |
Уже привыкнув к модерну, мы, свернув к платформе, буквально замерли, увидев впечатляющее двухэтажное здание, спроектированное и построенное в лучших традициях эклектической архитектуры, получившей признание в России в середине XIX века. |
9. Пассажирское здание (вокзал). 2016 г. Второй этаж. |
Поражают и притягивают внимание абсолютно все детали богатого архитектурного декора фасадов: элегантные арочные окна второго этажа с замковым камнем и легким архивольтом; окна, декорированные каменными наличниками с консолями, поддерживающими аттик; карниз с крупными гуттами. Надо обойти с другой стороны. |
10. |
11. |
Сохранились в первоначальном виде практически все детали, за исключением частичных изменений: некоторые арочные окна второго этажа были заложены и превращены в стандартные, однако сохранены все декоративные элементы. Также заложена входная дверь в багажное помещение первого этажа. |
12. |
13. |
14. |
Жилой дом III-го типа, находится на частной территории, а жилой дом II-го типа капитально перестроен и спрятан за сайдингом, так что его можно различить с трудом. |
15. Жилой дом III-го типа. 2016 г. |
16. Вид на пассажирское здание. 1973 г. |
17. |
18. |
19. |
Со стороны рельс видна крупная рустовка первого этажа; львиные головы, завершающие капители главного входа в здание вокзала, и будто грозно охраняющие его - все это создает впечатление, что находишься не на железнодорожной станции, а в загородной усадьбе конца XIX века. |
20. Пассажирское здание (вокзал) 1908-1910 гг. Вид со стороны путей. |
21. Пассажирское здание (вокзал). 2016 г. Вид со стороны путей. |
Напротив станции стоит памятник. |
22. |
Над входом висит сохранившаяся табличка, сообщающая, что мы находимся на высоте 66,30 саженей над уровнем моря, т.е. 132,6 метров в переводе на современную систему измерения. |
23. |
24. |
25. |
Само собой разумеется, что пассажирское здание делилось на несколько помещений, разделенных по классам. Второй этаж, на котором находилась входная группа со стороны проезда, включал в себя пассажирские помещения для III (самый большой) и I и II (меньше по площади) классов, а также багажное помещение, ватерклозет и кассы. |
26. |
27. |
28. |
На первый этаж вела элегантная лестница к помещениям багажа первого этажа, а также входной группе к платформам. Входная группа состояла из двух входных дверей: одна вела к лестнице на второй пассажирский этаж, к конторе начальника станции и служебным хозяйственным помещениям; через вторую можно было попасть в багажное помещение первого этажа. Для перенаправления багажа между этажами использовался специальный механизированный багажный подъемник. |
29. |
Сохранилась оригинальная надпись с наименованием станции на вершине ризалита путевого фасада, выполненная в стиле модерн. |
30. |
31. |
32. Пассажирское здание (вокзал). 1908-1910 гг. |
33. Чертежный план-проект пассажирского здания (вокзала). 1903 г. |
34. Чертежный план-проект пассажирского здания (вокзала). 1903 г. |
35. Чертежный план-проект пакгауза. 1903 г. |
В первоначальном плане предполагалось разместить элегантный навес от входной группы к платформе станции, однако ввиду его отсутствия на архивных фотографиях начала века, приходим к выводу, что от него в итоге отказались. |
36. Чертежный план-проект навеса над проходом от вокзала к путям. 1903 г. |
Еще одной отличительной чертой этой станции от остальных, является наличие оригинальных фонарей начала века. На некоторых станциях мы уже наблюдали с Вами фонари возле вокзалов, но только в Канатчиково они - свидетели событий целого века. Хотя два фонаря, в виде бра возле входа с платформы, были утрачены. |
37. |
В непосредственной близости сохранилось помещение пакгауза (так в начале XX века называлось помещение для хранения коммерческого багажа и товаров), частично измененное во внешнем виде, но с сохранившимися подсказками в декоре для его идентификации. |
38. Пакгауз. 2016 г. |
39. |
40. |
41. Отхожее место. 2016 г. |
42. Отхожее место. 2016 г. |
43. |
44. |
Фото: Вадим Разумов. Основной текст: Андрей Чермошенцев.
Journal information