Основание в этом месте станции Окружной железной дороги Москвы не поддается ни сомнениям, ни удивлению.
Расположенная рядом крупная деревня Кожухово на 1500 жителей, Симонова слобода, на территории которой в Тюфелевой роще располагались "Котельный завод А.В. Бари" (принадлежал инженеру, близкому другу Шехтеля, Шухова и Менделеева, крупному предпринимателю, построившему Мытищинский вагоностроительный завод, Александру Вениаминовичу Бари), электромеханический завод "Акционерного общества Вестингауза" - все это бесспорно вызывало необходимость расположения тут пассажирского и товарного объекта МКЖД. И абсолютно не удивительно, что именно здесь в 1916 году при торжественном молебне происходит закладка крупнейшего машиностроительного завода Москвы "Автомобильного московского общества"(сокращенно завод "АМО").
После завершения использования МКЖД пассажирским сообщением, станция полностью перешла в середине 30-х годов XX века под использование Завода АМО, который к тому моменту увеличился вдвое, получил статус главного государственного машиностроительного объекта и сменил имя соответствующее этому статусу - "1й государственный автомобильный завод им. И.В. Сталина" (ЗиС).
Однако вся эта пафосность, объемные потоки пассажиров с деревни и заводов, не повлияли на скудный архитектурный ансамбль станции.
Дата фотографий: 2016 год, 17 сентября.
2. |
Пассажирское здание построено по типовому проекту, который мы видели с Вами на Белокаменной и Черкизово (оно одно из самых маленьких из всех вокзалов МКЖД, с одним пассажирским залом для всех классов, телеграфом и конторой начальника станции). Но сохранен он гораздо лучше, чем его предшественник. |
3. |
4. |
Утрачен был только элегантный металлический навес над пассажирской платформой, который накрывал проход от путей к входу в здание вокзала. |
5. Пассажирское здание (вокзал) 1908-1910 гг. |
6. Пассажирское здание (вокзал) 2016 г. |
Пилястры, стилизованные под ионический ордер с легкой рустовкой, мы с Вами уже замечали даже на изуродованном здании вокзала Черкизово, а вот оригинальные металлические консоли 1900х годов, подпирающие профилированный карниз, и отличающиеся от консолей на Белокаменной, сохранены в полном количестве и первоначальном виде. |
7. Пассажирское здание (вокзал) 2016 г. |
Двухэтажный кирпичный дом IV-го типа был снесен в 30-х годах при расширении территории ЗиСа/ЗиЛа и увидеть мы его теперь можем только на фоновой фотографии начала века, так как его повторение на станции Владыкино изуродовано до неузнаваемости множеством перестроек, перепланировок и реконструкций. |
8. Общий вид на станцию Кожухово со стороны путей. На заднем фоне виден Жилой дом IV-го типа. |
Также в ансамбль станции входили 2 поста централизации, которые были снесены в недавнее время. Один из них мы можем увидеть с вами на фотографии конца 50-х годов, на которой изображен выпуск с конвейеров грузовиков ЗИЛ и на заднем фоне запечатлена будка поста централизации. |
9. Конец 1950-х гг. Выпуск грузовиков ЗИС. На заднем фоне видна будка централизованного управления стрелками и сигналами. |
Снесенный двухэтажный кирпичный дом IV-го типа |
10. Жилой дом IV-го типа. |
11. |
12. Пассажирское здание (вокзал) 2016 г. |
13. Чертежный план-проект пассажирского здания 1903 г. |
14. Художественное оформление центральной части и фриза вокзала. |
15. |
Сохранились оригинальные металлические консоли. |
16. Сохранившиеся оригинальные консоли. |
17. |
18. |
19. |
Фото: Вадим Разумов. Основной текст: Андрей Чермошенцев.
Journal information