Угрешская с момента открытия считалась второй главной станцией МКЖД после Лихоборы. И абсолютно не удивительно, что находится она на диаметрально противоположной стороне оси кольца от ее "конкурента". Местность, выбранная для этой станции в начале XX века, создавала удивительный контраст с ансамблем модерна. 15 зданий окружали болота, кладбища, городские свалки и старая бойня. Однако, несмотря на это, тут разместился целый железнодорожный поселок.
20 декабря 2016 года в Музее Москвы открылась выставка, посвященная истории Московской Окружной железной дороге. Центральную часть экспозиции составляют оригинальные проекты и чертежи из коллекции Музея Москвы. Представлен «Альбом исполнительных типовых чертежей Московской Окружной железной дороги» первого издания, а также другие артефакты и исторические экспонаты. Не обошлась выставка и без участия экспонатов современного искусства. Молодые художники представили изображение поезда в движении, серию работ «Дорога домой», инсталляция «Тоннель» и другие. Консультантом выставки выступил главный архитектор МКЖД Тимур Башкаев.
Медленно подъезжаем к Угрешской, в настоящее время территорию этой станции облюбовали местные байкеры и некоторые здания ансамбля находятся в их пользовании…
2. |
3. Общий вид на станцию. 1908-1910 гг. |
Станция была оборудована как передаточная по обмену вагонами транзитного товарного движения с Московско-Курской ж.д. (16 ветка в сторону Люблино и 17 ветка в сторону Городских боен), а также Московско-Нижегородской ж.д. (14 ветка в районе Рязанского шоссе и Карачарово на деревню Хохловка). 16 и 17 ветки действуют до наших дней, а 14 ветка была разобрана в процессе строительства развязок в районе Нижегородской улицы и Рязанского проспекта. |
4. |
Как и на многих станциях, ансамбль Угрешской делится на 2 части. Гражданские постройки для сотрудников железной дороги и пассажиров расположены на внутренней стороне кольца, а продовольственный военный пункт и товарные объекты на внешней. |
5. |
На станции был простроен военно-продовольственный пункт на 1200 человек. Подобные станции служили для улучшения условий массового передвижения войск через Московский узел. |
6. |
7. |
В связи с плохой доступностью мы смогли посетить только гражданские постройки. Территория где расположены военные объекты закрыта забором, спрятана за гаражами и складами. |
8. |
Единственное что сразу бросается в глаза с внешней стороны кольца, так это водоемное здание (башня). Такую башню, выполненную в псевдоготическом стиле, мы с Вами уже видели на Лихоборах. |
9. Водоемное здание (башня). |
Она служила для обеспечения водой станцию, военно-продовольственный пункт и заправки паровозов. |
10. Водоемное здание (башня). |
В отличии от Лихобор, где вода поступала из артезианского источника и была признана пригодной к употреблению, на Угрешской вода изымалась из Москвы-реки. |
11. |
12. |
В связи с недостаточной чистотой источника на водоподъемную систему был установлен американский фильтр системы «Джуэль». |
13. |
14. |
15. |
16. |
По количеству сохранившихся зданий - эта станция одна из самых позитивных. Однако большинство из них претерпели значительные изменения во внешнем виде посредством многочисленных перепланировок и реконструкций. |
17. Жилой дом II-го типа. |
18. Жилой дом II-го типа. |
19. Жилой дом II-го типа. |
А вот здание Приемного покоя, где работали медицинские работники и Жилой дом I-го типа, где размещалась квартира помощника начальника участка пути, повторяется только в ансамбле Лихобор. В настоящее время, как и многие объекты МКЖД, приемный покой реконструирован и частично потерял свой первоначальный внешний вид. |
20. Жилой дом III-го типа. |
Жилой дом I-го типа сохранил практически полностью свои исторические черты как в планировке, так и в декоре фасадов. Напомним, что существует предположение об участии в проектировании этого жилого дома вместе с А.Н. Померанцевым выдающегося русского архитектора Ф.О. Шехтеля. |
21. Жилой дом I-го типа. |
22. Жилой дом I-го типа. |
Дом сочетает в себе элементы модерна, присущего общему стилю ансамбля, с псевдорусским стилем, являвшимся по мнению некоторых исследователей «внутренним течением» в архитектуре модерна. |
23. Жилой дом I-го типа. |
Массивные, расширяющиеся к основанию, колонны с характерными капителями и основаниями, легкая арочность оконных проемов, переход свода крыши здания от резких линий к плавным арочным, а также узорные барельефы под сводами – идеальное сочетание в оформлении фасада двух приоритетных стилей начала ХХ века. |
25. Жилой дом I-го типа. |
Отличием от Жилого дома станции Лихоборы является отсутствие в оформлении фасада фигурки совы. |
26. Жилой дом I-го типа. |
27. Жилой дом I-го типа. |
28. Жилой дом I-го типа. |
Находятся оба здания в самом начале 1-го Угрешского проезда возле Третьего Транспортного кольца. |
29. Жилой дом I-го типа. |
30. Жилой дом I-го типа. |
Рядом со зданием вокзала стоит 3х-этажное здание с одноэтажной пристройкой, грубо стилизованное под общий ансамбль Окружной ж.д. Некоторые ошибочно принимают его за здание приемного покоя. Однако если обратиться к панорамной фотографии 1910-х гг. мы увидим, что такого здания рядом с вокзалом вообще не было. |
31. Новодел. |
32. |
33. |
Пассажирское здание (вокзал) построено по типовому проекту, сохранился в историческом виде, и мы такие здания уже видели в Ростокино и Лефортово. Жилые дома II-го и III-го типа тоже не удивляют уже нас с Вами. |
34. |
35. |
36. |
На станции было построено 3 пункта централизованного управления стрелками и сигналами на внешней стороне кольца. |
37. Отхожее место. |
38. |
39. |
40. |
В связи с расчетом малого пассажиропотока на станции Угрешская не было построено полноценной пассажирской платформы. Она была замене устроенной мощеной площадкой и обнесена железной проволочной решеткой для укрепления. |
41. |
42. |
43. |
В конце Угрешского проезда, после жилых домов, располагается здание бани, также измененное в планировке и оформлении под современное использование. |
44. |
В настоящее время в нем действует неформальный музей железнодорожного транспорта, созданный трудами местных байкеров, а напротив находится кафе. |
45. |
46. |
47. |
48. |
Фото: Вадим Разумов. Основной текст: Андрей Чермошенцев.
Journal information