Ушедший 2016 год порадовал нас началом возрождения многих храмов. Это Казанский храм в Яропольце, Аксиньино в Тульской области, Курба в Ярославской и другие.
В селе Пёт Пителинского района Рязанской области находится удивительная церковь во имя Введения Богородицы во храм. Даже неопытный путешественник с первого взгляда отметит, что архитектурный облик этого храма отличается от большинства церковных построек нашей страны. Введенская церковь была возведена в начале XX века в характерном для того времени стиле эклектики: в грандиозном строении без труда угадываются элементы модерна и неорусского стиля. К сожалению, духовный центр села Пёт недолго радовал его жителей налаженной приходской жизнью и звоном колоколов. После революции храм стали использовать в качестве подсобного помещения: в нем хранили и сельскохозяйственные орудия, и зерно, и даже – мясо. Так продолжалось многие годы, однако современные жители Рязанской области были не согласны мириться с подобным положением вещей.
Сейчас храм и духовная жизнь в его стенах встали на курс возрождения. Десятки активистов, прихожан и краеведов «всем миром» собирают средства на восстановление уникальной церкви – архитектурной жемчужины Рязанской области. Ведутся работы над воссозданием кровли всех частей храма и куполов, собираются деньги на проектную документацию. Внести свою лепту в восстановление Введенской церкви можете и вы. Но сперва я предлагаю вам насладиться фотографиями этого храма, посмотреть интерьеры и виды с дрона, совершить экскурс в его историю. По чьей инициативе в селе Пёт появилось столь масштабное сооружение? В чем символизм архитектурных форм куполов храма? Что сейчас находится в стенах Введенской церкви? И кто же архитектор храма?
Село Пет, находится на берегу одноименной реки, на северо-востоке области в двухстах километрах к востоку от Рязани и десяти километрах от районного центра посёлка Пителино, между Касимовым и Щацком. |
2. |
Впервые село Пёт (Пят) упоминается в окладной книге по Рязанской епархии в 1676 году. В селе была церковь, находилось 78 дворов, из них один боярский и два поповых. Храм был освящен в честь Святого Георгия Победоносца. |
3. |
В 1850 году помещик М. Кашкаров на свои средства, выстроил тёплую деревянную церковь с тремя престолами: главный – в честь введения во храм Пресвятой Богородицы, правый – святого Николая Чудотворца, левый – великомученика Георгия Победоносца. Выстроил церковь, как искупление за свои тяжкие грехи, он был прозван современниками «второй Салтычихой» и прославился жестокостью и изуверствами. |
4. |
5. |
6. Северный фасад. Фото 1970-ых годов ("Архитектурное наследство" № 50, стр.379). |
Новый храм построили рядом с деревянным. Церковь Введения Богородицы во храм была возведена в селе Пёт в 1912-1913 годах. Историки и краеведы по сей день спорят о том, почему столь масштабное строение появилось вовсе не в губернском центре или при крупном имении, а в небольшом селе Рязанской области (бывшая Тамбовская губерния). |
7. |
8. |
Достоверно известно, что храм был построен по инициативе богатого промышленника, купца по фамилии Портной. Он приурочил строительство церкви к празднованию 300-летия дома Романовых, и, учитывая важность данного события, не скупился на финансирование грандиозного проекта. |
9. |
10. |
Имя архитектора, создавшего проект храма, до последнего времени оставалось неизвестным. |
11. |
12. Фантазия зодчего придала пяти куполам храма удивительно вытянутые формы, похожие на застывшее пламя свечи. |
13. Вид на колокольню и центральную главу 1970 год (фонд Государственного института искусствознания). |
14. Здание церкви кирпичное, цоколь облицован белокаменными блоками. |
В серии книг «Дороги к прекрасному» Георгий Вагнер и Сергей Чугунов сравнивают Введенскую церковь в Пете с величественным храмом во имя Святой Троицы в Гусь-Железной. Кроме того, исследователи проводят параллель между выдающимися размерами этих храмов и амбициями тех, по чьей инициативе они были построены. Но если в случае с храмом в Гусе и тщеславием братьев Баташевым прямые взаимосвязи доказаны, то с мотивами купца Портного все обстоит сложнее, и, как и многие факты вокруг храма в Пёте, они являются тайной. Среди возможных архитекторов приводили имя архитектора Щусева, но его проекты все известны и опубликованы. |
15. В шатровой колокольне подчёркнуто сужение вверх. Её четверик почти незаметно переходит в шатёр. |
16. |
Имя архитектора Молокина стало известно в 2012 году. Его проект в Тамбовском архиве была найден И. Поздняковой, написавшей диссертацию про Тамбовские храмы. |
17. |
18. Вид с юго-востока. 1968 год (ГАРО Фонд № Р-5629 опись 1 дело № 107 лист 142). |
Строил храм в 1912-1913 годах местный житель Никанор Васильевич Гавриков по проекту гражданского инженера из Санкт-Петербурга Александра Георгиевича Молокина. |
19. |
«Монументальная церковь, родственная по облику храмовым постройкам в стиле модерн петербургских архитекторов, была построена в селе Пёт Елатомского уезда (ныне Рязанская область) в 1913 году. Проект гражданского инженера А. Молокина не лишен самобытности, однако воспринимается как удачная компиляция чертежей журнала «Зодчий». Вольно трактованные формы древнего новгородского и псковского церковного зодчества сочетаются со строгой правильной планировкой храма. К четырёхстолпному кубовитому объёму храма с восточной стороны примыкают более низкие апсиды и галерея обхода, каскадно поставленные друг за другом. С запада пристроена колокольня с двумя лестницами. Чередование скатных кровель и разновысоких пристроек создаёт сложный ритмичный силуэт, нарастающий снизу вверх – от восточной галереи – к шатру колокольни (Рис. 9).» |
20. |
21. |
А компиляции мы можем найти в проектах архитектора А.П. Аплаксина. В Петербурге в то время сложилась замечательная школа русского модерна. Его проекты Успенской церкви на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге и церковь Георгия Победоносца Моцкого погоста, удивительно похожи на Введенскую церковь в с. Пёт. |
Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Волковском православном кладбище, архитектор Аплаксин А.П. Построена 1910-1913 гг. Снесена в 1929 г. |
Архитектор Пёта Александр Георгиевич Молокин родился 24 августа 1880 г. в Вильнюсе в семье выходца из крестьян с. Упирвичи Тверской губернии художника-живописца Г.А. Молокина. Успешно окончив Вильнюсское Реальное училище, А.Г. Молокин поступил в 1898 г. в Петербургский институт Путей Сообщения, но через два года, разочаровавшись в профессии железнодорожника, вновь по конкурсу был принят на первый курс Института Гражданских Инженеров. |
22. |
Обучение А.Г. Молокин сочетал с работой помощника архитектора, а также выполнял самостоятельные проекты, в числе которых было построенное под его руководством здание Земской Управы в г. Зарайске. В 1911-1912 гг. были построены здания Крестьянского поземельного банка в Пензе и Тамбове, а в 1913 – начато строительство такого банка в Харькове, в связи с чем А.Г. Молокин с семьей переехал в наш город на постоянное жительство. |
23. Вид с северо-востока. 1970 год (фонд Государственного института искусствознания). |
24. |
Величественная церковь имеет интересные особенности в планировке: пять ее куполов имеют художественно вытянутые формы, принимая удивительную схожесть с пламенем церковных свеч. Шатровая колокольня тоже имеет характерное сужение вверх, а четверик храма плавно и почти незаметно переходит в шатер. |
25. |
26. |
27. |
Работа Введенского храма прекратилась после Революции. Старожилы села Пет вспоминают, что с приходом советской власти уникальную церковь стали использовать в качестве складского помещения при местных хозяйствах. |
28. Вид с северо-востока, 2000 год (фото Г.К. Смирнова, фонд Государственного института искусствознания). |
Атеистически настроенные сельчане использовали подвалы храма в качестве своеобразного «холодильника» для скоропортящихся продуктов, а в основных помещениях церкви хранили зерно. Однако, большинство жителей села с трепетом и благоговением продолжали относиться к храму. |
29. В церкви нет, ни одного тёмного места – окна расположены таким образом, что здание, несмотря на разруху и заброшенность, полностью освещено пересекающимися лучами света. |
Приделы Никольский и Георгиевский. |
30. Огромный храм был тёплым. |
В храме находится фреска малоизвестного в современном мире преподобного Ефрема Сирина. Ефрем Сирин — учитель покаяния, число наименований его сочинений насчитывает до тысячи, не считая составленных им и отчасти вошедших в богослужебное употребление молитв, проповедей и бесед. Наличие фрески этого святого еще одна отличительная особенность этого провинциального храма. |
31. |
32. |
33. |
34. |
После 1993 года в селе закрыли крахмальный завод, прекратили заниматься сельским хозяйством, укрупнили школу и село потухло. |
35. Интерьер. Вид с хор. 2000 год (фото Г.К. Смирнова, фонд Государственного института искусствознания). |
36. |
37. |
С тоской и жалостью жители села начали вспоминать о том, как начали утрачивать былое великолепие росписи храма, ветшать отделка, разрушаться купола. |
38. |
Первые идеи о восстановлении совместными усилиями были озвучены жителям Рязанской области еще в девяностые годы прошлого века. |
39. |
40. |
41. Фрагмент западного фасада. 1970 год (фонд Государственного института искусствознания). |
Местные активисты пытались искать спонсоров, однако, меценат так и не нашелся. Несмотря на все неподобающие условия, церковная жизнь в храме не прекращается. Здесь регулярно проходят службы, которые ведутся исключительно «вопреки», а не «благодаря» сегодняшним условиям. Мечта жителей Пёта и многих рязанцев – восстановить Введенскую церковь. |
42. |
43. |
44. |
45. |
Храм в Пёте неоднократно попадал во всевозможные рейтинги самых известных достопримечательностей Рязанщины, стало быть, его возрождение, существенно усилит турпоток в область. |
46. |
В настоящее время заботы о восстановлении церкви взяли на себя местный приход, небезразличные жители Рязанской области и несколько благотворительных организаций. Так, Фонд «Белый Ирис», известный нам своей деятельностью по восстановлению храма в Аксиньино, открыл сбор средств на создание проекта реставрации храма в Пёте, а благотворительные пожертвования на проведение противоаварийных работ в храме и материальную помощь настоятелю церкви, отцу Олегу, который несмотря на колоссальные трудности, ежедневно проводит службы, осуществляют активисты сообщества https://vk.com/hrampet на базе платформы «Начинание»: http://www.nachinanie.ru/Project/Index/74653 |
47. |
48. |
49. |
50. |
51. |
52. |
53. |
54. |
55. |
56. |
57. |
58. |
59. |
60. |
61. |
62. |
63. |
Поддержать возрождение храма можно, перечислив любую сумму денег по следующим реквизитам:
http://nasledie-iris.org/nashi-proekty/
Journal information