В конце XIX века район Лефортово был ограничен двумя построенными радиальными железнодорожными ветками: Московско-Курской и Московско-Казанской. Район был достаточно развит в плане промышленности: основанная в 1869 году кузнечно-слесарная мастерская А.К. Дангауэра, к 1873-му году превратилась в Котельный механический и медно-аппаратный завод Дангауэра и Кайзера. После революции завод национализируется, перепрофилируется под производство холодильного оборудования и получает название «Компрессор». Однако исторический топоним связанный с именем основателя завода закрепляется в названии рабочего поселка при обновленном заводе, построенного в 1931 году группой архитекторов под руководством арх. М.И. Мотылёва. В настоящее время жилой ансамбль «Дангауэровка» является выявленным объектом культурного наследия, максимально сохранившим в себе черты советского архитектурного авангарда.
В 1881 году в районе Лефортово строится первая Сортировочная платформа Московско-Рязанской (ответвление от Московско-Казанской) ж.д. и на ее базе Главные вагонные мастерские.Все это предопределило необходимость строительства на границе района Лефортово возле Владимирского шоссе (ныне Шоссе Энтузиастов) станции МКЖД с оборудованием станции в качестве передаточной для обмена вагонами и обеспечением соединительных ветвей с транзитной магистральной Московско-Казанской железной дорогой.
2. |
Первоначально таких ветвей на плане Москвы 1902 года в районе станции Лефортово предполагалось 4 (номера 9 и 12, к станции Сортировочной в центр Москвы, и 10 и 11 к станции Перово в область). К моменту запуска движения по Окружной ж.д. были построены только 2 ветви в сторону Перово, к 1930-ым годам была реализована прокладка третьей ветви №12 от Андроновки к Сортировочной. Ветвь №9 от Лефортово к Сортировочной построена не была. |
3. Лефортово.План расположения путей и зданий. Картинку можно увеличить. |
Первоначальный архитектурный ансамбль станции Лефортово выполнен по типовому проекту Управления строительства МОЖД, который практически полностью повторяет ансамбль станции Ростокино. |
4. |
В комплекс первоначально входили пассажирское здание (вокзал), жилой дом V типа, путевые казармы (единственное отличие от Ростокино, там мы с вами видели полуказармы), две будки центрального управления стрелками и сигналами, а также мелкие хозяйственные постройки. |
5. |
Для снабжение водой нескольких станций Окружной ж.д. (такие как Владыкино, Ростокино, Белокаменная, Лефортово, Андроновка, Кожухово, Канатчиково и Кутузово) было решено применить пневматическое водоснабжение по системе Гантке, для чего было построено отдельно стоящее здание. Необходимость водоснабжения заключалась в обустройстве жилых домов и пассажирских зданий ватерклозетами, в связи с чем уменьшались затраты на эксплуатацию. С 23 июня 1907 года применение на русских железных дорогах системы инженера Гантке было рекомендовано заключением инженерного совета. |
6. Здание станции Лефортово. |
7. |
При первоначальном проектировании ансамбля станции предполагалось выделить два участка земли под сады, а также на внешней стороне кольца выделялись земли под развитие станции для товарного сообщения с учетом обширной промышленной инфраструктуры ближайших районов. |
8. |
Первые два строения сохранились в практически первоначальном виде (жилой дом в отличии от ростокинского лишился только системы печного отопления), а вот путевая казарма, находившаяся вблизи пересечения МКЖД с Шоссе Энтузиастов (на южной стороне от шоссе), в 2012 году была снесена. Причину сноса назвать трудно (хотя есть предположение, что это было сделано из-за прокладки в районе четвертого транспортного кольца), однако спустя некоторое время здание было восстановлено (выглядит в настоящее время как ярко-выраженный новодел) и перенесено в непосредственную близость к вокзалу. |
9. Жилой дом V-го типа. |
10. |
11. 1998 год. |
12. |
Напротив жилого дома стоит еще одно здание, стилизованное под общий стиль МКЖД, но не имеющее к историческому ансамблю никакого отношения. Так что не запутайтесь - из оригинальной постройки здесь остались только вокзал и жилой дом. |
13. Эта постройка не имеет к ансамблю никакого отношения. |
14. |
15. |
16. Выстроенное заново здание казармы возле станции. Раньше казармы служащих Окружной железной дороги находились возле Владимирского шоссе. |
17. |
18. 2000-е годы. |
19. |
20. |
21. |
22. |
На пути 10-ой ветки в сторону Перово в районе основанных в 1901 году Перовских вагонных мастерских (сейчас это район улицы Аносова, «Московский локомотиворемонтный завод») были построены еще 2 здания, относящиеся к ансамблю МОЖД: Телеграфный пост №5 и жилой дом на телеграфном посту. |
23. |
Телеграфный пост представлял из себя одноэтажное типовое здание выполненное в стиле модерн, состоящее в планировке из нескольких помещений: самое большое для размещения центральных аппаратов, телеграфной, комнаты заведующего постом, общей служебной комнаты и санузла. |
24. |
Неподалеку располагался жилой дом, построенный по индивидуальному проекту. Планировка помещений включала в себя жилые квартиры для 3х сотрудников телеграфа (в т.ч. самая большая квартира для начальника поста) с отдельным входом к служебным квартирам и отдельным входом в квартиру начальника поста. |
25. |
Эти два здания просуществовали недолго. Уже в начале 30-х годов, в связи с расширением Перовского вагоноремонтного завода, объекты были снесены. |
26. |
Фото: Вадим Разумов. Основной текст: Андрей Чермошенцев.
Journal information