Мы попадаем с вами на первую станцию, которая претерпела изменение не только в архитектуре, но и в названии. ТПУ Локомотив ранее носило название Черкизово, по находящемуся в этом районе крупному селу. Отсутствие радиальных железнодорожных ветвей не повлияло на достаточно обширную инфраструктуру этой железнодорожной станции.
2. Новая станция - "Локомотив". |
Причиной для строительства в этом районе крупного железнодорожного транспортного узла, обеспеченного платформами для производства товарных операций с местными грузами, послужило близкое расположение Коврово-набивной фабрики Егорова, а также крупного кирпичного завода потомственного фабриканта, почетного гражданина Москвы Алексея Гавриловича Гусарева. |
3. Фото около 1998 года. |
Кирпичный завод Гусаревых известен был еще с 1784 года, когда дед Алексея Гавриловича основал его в этом районе. К началу ХХ века кирпичный завод производил фасадную керамику, печи, камины, и непосредственно кирпичи, в том числе и «на заказ» для строительства казенных объектов (не удивимся, если выяснится, что его кирпичи использовались в строительстве объектов МКЖД).
Гусареву, ввиду масштабности его деятельности, было дозволено помечать свои кирпичи не только именным штампом «А.Гусаревъ», но и гербовой печатью. |
4. |
В архитектурный ансамбль станции в начале XX века по проекту входили целый комплекс как пассажирских, так и товарных зданий: одноэтажное пассажирское здание (вокзал) (типовое, как на Белокаменной и Кожухово), две будки центрального управления стрелками и сигналами в отдалении в сторону Ростокино и в сторону Лефортово (последняя находилась прямо возле Стромынского/Преображенского шоссе, сейчас это Щелковский путепровод), водоемное здание (башня), казармы для путевых рабочих, жилой дом IV-го типа. На внешней стороне кольца располагались пакгауз с товарной платформой и здание товарной конторы. В советское время основным назначением станции стало обслуживание промышленной территории района. |
5. |
6. Нажмите на картинку для увеличения. |
8. |
В настоящее время архитектурный ансамбль станции претерпел чудовищные потери. На здании вокзала, в процессе перепланировки и реконструкции, сохранились только декоративные элементы (по центру фасада выполнены пилястры, приближенные к ионическому ордеру с волютами и легкой рустовкой), что дало нам возможность идентифицировать его как принадлежащее вокзалу. |
9. |
В период существования в этом районе рынка большинство зданий были поглощены помещениями торговцев. Будки стрелочников, водонапорная башня, жилой дом исчезли бесследно, здание вокзала было надстроено вторым этажом. К сожалению, исторических фотографий начала XX века найти нам не удалось, поэтому сравнить наглядно, что было изменено мы можем только по чертежам. |
10. |
Здание казарм осталось приближенным к первоначальному виду (за исключением пристройки в правой части здания) в связи с тем, что оно находилось в отдалении от остального комплекса и не было затронуто территорией рынка. |
11. |
12. |
13. Путевая казарма. |
14. |
На одном из заборов - табличка с упоминанием, что где-то здесь находилась станция Черкизово... |
15. |
Товарная контора. |
16. |
17. |
18. |
Пакгауз. |
19. |
20. |
Фото: Вадим Разумов. Основной текст: Андрей Чермошенцев.
Journal information