Самой необычной станцией МКЖД, наверное, является Белокаменная. Необычность ее не в архитектурных деталях и даже не в истории станции. Необычность ее связана с удивительным местом расположения.
Станция находится в окружении Лосиного острова, в полной тишине, отсутствии какой либо сторонней инфраструктуры, городских или промышленных объектов. За полчаса нашего пребывания станцию посетили от силы 10 человек, причем наше искреннее удивление вызывало то, что люди появлялись из лесов Лосиного острова. Можно предположить, что станция являлась перехватывающей на соединительном участке с Северной (Ярославской) железной дорогой в южное направление, т.к. было осуществлено строительство соединительной ветки (под номером 7) между железными дорогами на границе Лосиного острова.
Архитектурный ансамбль изначально включал в себя пассажирское здание (вокзал), жилой дом III-го типа, жилой дом предположительно по индивидуальному проекту и две будки централизованного управления стрелками и сигналами в отдалении от станции в сторону Черкизово и Ростокино.
Дата фотографий: 2016 год, 13 сентября.
2. |
3. |
Вокзал представляет собой типовую одноэтажную постройку, спроектированный для станций Белокаменная, Черкизово и Кожухово. |
4. |
Вокзал относился к категории малой площади и использовался на станциях с незначительным пассажиропотоком. |
5. |
В связи с этим в проекте планировки был учтен только один пассажирский зал общий для всех классов, телеграф и контора начальника станции. |
6. |
В первоначальном виде в планировке вокзала было 2 входные группы: на сторону платформы, а также на сторону подъезда. |
7. |
В настоящее время, в результате реконструкции, была осуществлена перепланировка пассажирской входной группы. |
8. |
Вход был перенесен с правой части здания на центральную, и занял в расположении бывшее правое окно. |
9. |
Формы окон также были изменены с большеформатных на современные стандартные. Все эти изменения нарушили первоначальное оформление фасадов, в результате чего остались ярковыраженными неоформленными стена правой части здания а также части бывших оконных проемов. Однако сохранились оригинальные консоли подпирающие карниз, детали оформления пилястров и легкая рустовка в центральной части здания. |
10. |
11. |
Следующая постройка вызывает сомнения. Предположительно это постройка по индивидуальному проекту предполагалась для станционных служащих. Однако никаких чертежей, утверждений проекта Управлением строительства и иных документов, а также архивных фотографий нам найти не удалось. |
12. |
Несмотря на это мы продолжим придерживаться общего мнения о принадлежности этого дома к жилым постройкам МКЖД. |
13. |
Декоративное оформление обоих фасадов достаточно сдержано и приближено к промышленной архитектуре начала XX века. |
14. |
15. |
16. |
17. |
Типовые будки центрального управления стрелками и сигналами были утрачены в разное время до начала «нулевых» годов, однако в интернете сохранились фотографии этих объектов. |
18. |
А вот здание жилого дома III-го типа в настоящее время значительно перестроено и спрятано за высоченным забором, скрывающим частную территорию. В связи с этим мы не смогли оценить масштабы архитектурных потерь. |
19. |
20. |
Отправляемся с Белокаменной дальше. |
21. |
22. |
Следующая станция будет "Черкизово". |
23. |
Фото: Вадим Разумов. Основной текст: Андрей Чермошенцев.
Journal information