МКЖД. Возвращение истории. Станция ВЛАДЫКИНО
После Лихобор мы подъезжаем к Владыкино. По сравнению со  всеми станциями, она больше всех пострадала в суматохе лет. От первоначальных  замыслов архитекторов сохранились только потерявшее лицо здание пассажирской  станции и жилой дом. Но станция богата другими интересными фактами!
  
  Достаточно интересным моментом, относящимся к истории строительства станции,  стала ситуация с отчуждением земель в этом районе. Вообще эта проблема стояла  достаточно остро при первоначальном проектировании Окружной железной дороги.  Достаточно много времени ушло на согласование средних цен с владельцами земель,  и это несмотря на то, что проект кольца был отнесен за пределы старой Москвы с  целью экономии средств.
  
  Некто гражданин Капустин, оказывается, перед строительством  Окружной имел участок земли в районе Владыкино. И новая железная дорога перерезала  пополам его участок, в связи с чем ему полагалась компенсация. Однако власти  стали оспаривать с почтенным господином сумму выплаты. Спор возник в связи с  тем, что чиновники обвинили Капустина в предумышленном разбитии плодового сада  у себя на участке, в связи с чем он требовал компенсацию не как за сад, а аж  как за потерянный парк. Чем уж там закончилась эта разборка не известно, но вот это разделение села в последующем сказалось и на официальном территориальном его делении на Новое и Старое Владыкино.
    
   
Дата фотографий: 2016 год, 13 сентября.
| 2.  | 
| Некогда давно село Владыкино, после смены нескольких недолгих владельцев, включая князя Дмитрия Пожарского (освободителя Москвы), район перешел в пользование Патриарху Никону, в следствии чего и было принято название села от обращения к патриархам - "Владыка". | 
| 3.  | 
| Размещение в этом районе станции Московской Окружной железной дороги было обусловлено значительным развитием села и дачных владений в его черте к началу XX века. Если обратиться к историческим документам, рассказывающим нам об обосновании размещения станций кольца, то мы увидим, что весь север МКЖД предполагался к активному использованию в теплое время года, в связи с наличием в этих местах большого количества загородных дачных поселений, а юг (включая юго-запад и юго-восток) рассчитывался на круглогодичный активный пассажиропоток и товарное обслуживание, как наиболее развитая промышленная зона. | 
| 4.  | 
| 5.  | 
| 6.  | 
| Исторический ансамбль находиться вблизи новой платформы МЦК, и бросается в глаза при выходе из вагона. Изначально он включал в себя: пассажирское здание (вокзал), построенный по индивидуальному проекту, жилой дом IV типа, отхожее место. В стороне по направлению к станции Ростокино располагаются путевая казарма и типовая будка центрального управления стрелками и сигналами. | 
| 7.  | 
| Вокзал включал в себя отдельный малый зал для пассажиров I и II классов, большой центральный зал для пассажиров III класса, контору начальника станции, багажное отделение, телеграф и уборные. В настоящее время степень архитектурной утраты внешнего вида здания является самым значительным на всем кольце. | 
| 8. | 
| Помимо демонтированного еще во  второй половине XX века элегантно изогнутого навеса над проходом от платформы к  зданию вокзала, были утрачены практически полностью все элементы внешнего  декора, от барельефов до характерной для архитектуры модерна легкой рустовки.  | 
| 9.  | 
| В  результате изменения планировки было утрачено прекрасное арочное окно,  являвшееся доминантой подъездного фасада здания и замененное в итоге двумя  стандартными современными оконными проемами, а также полностью уничтожен  антаблемент ризалита, декорированный двумя полуколоннами сложной композиции,  легкой рустовкой центральной части а также квадратной розеткой под сводом. Тех  же самых утрат претерпел и фасад со стороны путей. Навсегда исчезла надпись с  названием станции, выполненная в виде барельефа по центру стены фасада. | 
| 10.  | 
| 11.  | 
| 12.  | 
| 13.  | 
| Не пощадили время и горе-реконструкторы и жилой дом IV типа. Будучи одним из самых красивых он вмещал в себя максимальное количество жилых квартир. Здесь проживали все сотрудники станции от начальника до сторожа и дворника. | 
| 14.  | 
| Квартира начальника станции была самой  большой по площади, размещалась на первом этаже на половину в основном корпусе  здания, наполовину в одноэтажной пристройке, и включала в себя 3 комнаты,  кабинет, столовую и отдельный санузел.  | 
| 15.  | 
| Остальные квартиры были в основном однокомнатные с кухней в комнате (сейчас такие квартиры принято называть студией) и общим санузлом на этаже. | 
| 16.  | 
| 17.  | 
| В результате все той же перепланировки была полностью утрачена четырехскатная крыша и антаблемент центрального ризалита главного фасада. Заменена она была в последние годы уродливой мансардой обшитой сайдингом. | 
| 18.  | 
| 19. | 
| Развернутое масштабное строительство новых объектов МЦК плюс постройка новых помещений вблизи исторических зданий нарушают восприятие этих объектов как единого целого. | 
| 20.  | 
| А ведь из-за отсутствия вблизи железной дороги иных инфраструктурных современных объектов (жилые дома, рынки, магазины и т.д.) ансамбль мог бы стать настоящим украшением железнодорожного района. | 
| 21.  | 
| Помимо пассажирского обеспечения станция предназначалась для производства товарных операций с местными грузами и непосредственного сообщения этих местностей с другими железными дорогами и была оборудована пакгаузом (складом для хранения грузов), а также товарной конторой. Ниже чертежи несохранившихся построек. | 
| 22.  | 
| 23. | 
| 24.  | 
С 01 по 14 декабря в конгрессно-выставочном центре «Дом на Брестской» (г. Москва, ул. 2-я Брестская, д.6) проходит выставка «Деловое кольцо Москвы. МЦК», организатором которой выступает ГБУ «Мосстройинформ». Деловая программа выставки предусматривает проведение круглых столов, лекций, лекций-презентаций и цикла бесед, посвященных истории проектирования и строительства МЦК, интегрированию его в транспортную систему столицы, планам развития, интересным объектам и станциям МЦК, вопросам сохранения объектов культурного наследия в зоне прохождения МЦК и т.д. 12го декабря пройдет презентация нашего проекта "МКЖД. Возвращение в историю" . Посетители узнают о его концепции, услышат лекцию историка архитектуры Андрея Чермошенцева об истории кольца, а также увидят мои фотографии и архивные фото на огромном экране.
Фото: Вадим Разумов. Основной текст: Андрей Чермошенцев.
