Вадим (vadimrazumov.ru) wrote,
Вадим
vadimrazumov.ru

Categories:

МКЖД. Возвращение истории. Станция ВЛАДЫКИНО

После Лихобор мы подъезжаем к Владыкино. По сравнению со всеми станциями, она больше всех пострадала в суматохе лет. От первоначальных замыслов архитекторов сохранились только потерявшее лицо здание пассажирской станции и жилой дом. Но станция богата другими интересными фактами!

Достаточно интересным моментом, относящимся к истории строительства станции, стала ситуация с отчуждением земель в этом районе. Вообще эта проблема стояла достаточно остро при первоначальном проектировании Окружной железной дороги. Достаточно много времени ушло на согласование средних цен с владельцами земель, и это несмотря на то, что проект кольца был отнесен за пределы старой Москвы с целью экономии средств.

Некто гражданин Капустин, оказывается, перед строительством Окружной имел участок земли в районе Владыкино. И новая железная дорога перерезала пополам его участок, в связи с чем ему полагалась компенсация. Однако власти стали оспаривать с почтенным господином сумму выплаты. Спор возник в связи с тем, что чиновники обвинили Капустина в предумышленном разбитии плодового сада у себя на участке, в связи с чем он требовал компенсацию не как за сад, а аж как за потерянный парк. Чем уж там закончилась эта разборка не известно, но вот это разделение села в последующем сказалось и на официальном территориальном его делении на Новое и Старое Владыкино.

Станция Владыкино МКЖД, Москва

Дата фотографий: 2016 год, 13 сентября.

Станция Владыкино МКЖД, Москва
2.
 

Некогда давно село Владыкино, после смены нескольких недолгих владельцев, включая князя Дмитрия Пожарского (освободителя Москвы), район перешел в пользование Патриарху Никону, в следствии чего и было принято название села от обращения к патриархам - "Владыка".

 
Станция Владыкино МКЖД, Москва
3.
 

Размещение в этом районе станции Московской Окружной железной дороги было обусловлено значительным развитием села и дачных владений в его черте к началу XX века. Если обратиться к историческим документам, рассказывающим нам об обосновании размещения станций кольца, то мы увидим, что весь север МКЖД предполагался к активному использованию в теплое время года, в связи с наличием в этих местах большого количества загородных дачных поселений, а юг (включая юго-запад и юго-восток) рассчитывался на круглогодичный активный пассажиропоток и товарное обслуживание, как наиболее развитая промышленная зона.

 
Станция Владыкино МКЖД, Москва
4.
 
Станция Владыкино МКЖД, Москва
5.
 
Станция Владыкино МКЖД, Москва
6.
 

Исторический ансамбль находиться вблизи новой платформы МЦК, и бросается в глаза при выходе из вагона. Изначально он включал в себя: пассажирское здание (вокзал), построенный по индивидуальному проекту, жилой дом IV типа, отхожее место. В стороне по направлению к станции Ростокино располагаются путевая казарма и типовая будка центрального управления стрелками и сигналами.

 
Станция Владыкино МКЖД, Москва
7.
 

Вокзал включал в себя отдельный малый зал для пассажиров I и II классов, большой центральный зал  для пассажиров III класса, контору начальника станции, багажное отделение, телеграф и уборные. В настоящее время степень архитектурной утраты внешнего вида здания является самым значительным на всем кольце.

 
Станция Владыкино МКЖД, Москва
8.
 
Помимо демонтированного еще во второй половине XX века элегантно изогнутого навеса над проходом от платформы к зданию вокзала, были утрачены практически полностью все элементы внешнего декора, от барельефов до характерной для архитектуры модерна легкой рустовки.
 
Станция Владыкино МКЖД, Москва
9.
 
В результате изменения планировки было утрачено прекрасное арочное окно, являвшееся доминантой подъездного фасада здания и замененное в итоге двумя стандартными современными оконными проемами, а также полностью уничтожен антаблемент ризалита, декорированный двумя полуколоннами сложной композиции, легкой рустовкой центральной части а также квадратной розеткой под сводом. Тех же самых утрат претерпел и фасад со стороны путей. Навсегда исчезла надпись с названием станции, выполненная в виде барельефа по центру стены фасада.
 
Станция Владыкино МКЖД, Москва
10.
 
Станция Владыкино МКЖД, Москва
11.
 
Станция Владыкино МКЖД, Москва
12.
 
Станция Владыкино МКЖД, Москва
13.
 

Не пощадили время и горе-реконструкторы и жилой дом IV типа. Будучи одним из самых красивых он вмещал в себя максимальное количество жилых квартир. Здесь проживали все сотрудники станции от начальника до сторожа и дворника.

 
Станция Владыкино МКЖД, Москва
14.
 
Квартира начальника станции была самой большой по площади, размещалась на первом этаже на половину в основном корпусе здания, наполовину в одноэтажной пристройке, и включала в себя 3 комнаты, кабинет, столовую и отдельный санузел.
 
Станция Владыкино МКЖД, Москва
15.
 
Остальные квартиры были в основном однокомнатные с кухней в комнате (сейчас такие квартиры принято называть студией) и общим санузлом на этаже.
 
Станция Владыкино МКЖД, Москва
16.
 
Станция Владыкино МКЖД, Москва
17.
 

В результате все той же перепланировки была полностью утрачена четырехскатная крыша и антаблемент центрального ризалита главного фасада. Заменена она была в последние годы уродливой мансардой обшитой сайдингом.

 
Станция Владыкино МКЖД, Москва
18.
 
Станция Владыкино МКЖД, Москва
19.
 

Развернутое масштабное строительство новых объектов МЦК плюс постройка новых помещений вблизи исторических зданий нарушают восприятие этих объектов как единого целого.

 
Станция Владыкино МКЖД, Москва
20.
 

А ведь из-за отсутствия вблизи железной дороги иных инфраструктурных современных объектов (жилые дома, рынки, магазины и т.д.) ансамбль мог бы стать настоящим украшением железнодорожного района.

 
Станция Владыкино МКЖД, Москва
21.
 

Помимо пассажирского обеспечения станция предназначалась для производства товарных операций с местными грузами и непосредственного сообщения этих местностей с другими железными дорогами и была оборудована пакгаузом (складом для хранения грузов), а также товарной конторой. Ниже чертежи несохранившихся построек.

 
Станция Владыкино МКЖД, Москва
22.
 
Станция Владыкино МКЖД, Москва
23.
 
Станция Владыкино МКЖД, Москва
24.
 

С 01 по 14 декабря в конгрессно-выставочном центре «Дом на Брестской» (г. Москва, ул. 2-я Брестская, д.6) проходит выставка «Деловое кольцо Москвы. МЦК», организатором которой выступает ГБУ «Мосстройинформ». Деловая программа выставки предусматривает проведение круглых столов, лекций, лекций-презентаций и цикла бесед, посвященных истории проектирования и строительства МЦК, интегрированию его в транспортную систему столицы, планам развития, интересным объектам и станциям МЦК, вопросам сохранения объектов культурного наследия в зоне прохождения МЦК и т.д. 12го декабря пройдет презентация нашего проекта "МКЖД. Возвращение в историю" . Посетители узнают о его концепции, услышат лекцию историка архитектуры Андрея Чермошенцева об истории кольца, а также увидят мои фотографии и архивные фото на огромном экране.

Фото: Вадим Разумов. Основной текст: Андрей Чермошенцев.
Tags: А.Н. Померанцев, Владыкино, МКЖД, Москва, Н.В. Марковников, модерн, промышленная архитектура, псевдорусский стиль, фото 2016
Subscribe

Posts from This Journal “МКЖД” Tag

promo vadimrazumov.ru november 6, 10:41 5
Buy for 100 tokens
Этот волнительный, но очень важный для меня момент настал! В конце каждого года блог "Летопись русской усадьбы" презентует календарь с моими работами. И если в прошлом году мы вдохновлялись Пушкиным и старыми парками с "Приютом задумчивых дриад", то в этом году нас ждут "Акценты". Какие они? Яркие…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

Posts from This Journal “МКЖД” Tag