После общего поста про все станции МКЖД мы высадимся на каждой станции МКЖД, чтобы подробно изучить все детали построек и лучше узнать наш любимый город. А начнем мы с Лихобор.
Станция Лихоборы, открытая 20 июля 1908 года, обозначила нулевой километр (отсчет верст) Московской окружной железной дороги. С самого начала она была признана основной, в связи с ее пересечением с главной железной дорогой императорской Москвы, Николаевской (позднее Октябрьской), связывавшей ее с Петербургом, на 10й версте в отсчете по направлению от Москвы к Петербургу.
В связи с этим архитектором А.Н. Померанцевым и инженером С.Д. Корейша для строительства объектов был разработан эксклюзивный проект, включивший в себя максимальное количество строений для обслуживания пассажиров, а также для проживания и работы персонала, руководства и технических служб. Любопытно, что несмотря на проектирование станционных построек инженером Корейша, утверждение всех проектов было обязательно у главного инженера Управления по сооружению Московской Окружной железной дороги Петра Рашевского.
С 01 по 14 декабря в конгрессно-выставочном центре «Дом на Брестской» (г. Москва, ул. 2-я Брестская, д.6) пройдет выставка «Деловое кольцо Москвы. МЦК», организатором которой выступает ГБУ «Мосстройинформ». Деловая программа выставки предусматривает проведение круглых столов, лекций, лекций-презентаций и цикла бесед, посвященных истории проектирования и строительства МЦК, интегрированию его в транспортную систему столицы, планам развития, интересным объектам и станциям МЦК, вопросам сохранения объектов культурного наследия в зоне прохождения МЦК и т.д. 12го декабря пройдет презентация нашего проекта "МКЖД. Возвращение в историю" . Посетители узнают о его концепции, услышат лекцию историка архитектуры Андрея Чермошенцева об истории кольца, а также увидят мои фотографии и архивные фото на огромном экране.
2. |
Архитектурным стилем был выбран модный в конце XIX века русский модерн, с характерными для Померанцева элементами псевдорусского стиля. Их детали в художественном оформлении гармонично сочетаются и видны невооруженным взглядом во всех зданиях ансамбля станции. |
3. Пассажирское здание станции. |
4. |
5. |
Жилой комплекс Лихоборы включал в себя пассажирское здание (вокзал), Жилые дома 1го типа для начальника депо со службами, 2го, 3го, 6го - для сигналистов, телеграфистов, стрелочников, составителей поездов, 8го - для проживания начальника станции и его помощника, и 10го, а также дом дежурных кондукторских бригад, |
6. |
7. |
8. |
9. |
Характерной чертой для всех станций МКЖД в планировке явилось то, что пассажирские и жилые объекты комплексов располагались во внутренней стороне кольца, а рабоче-техническая инфраструктура и военные продовольственные пункты заняли внешнюю сторону. |
10. Памятник МКЖД, установленный в честь столетия. |
Вдоль железной дороги между зданием вокзала и жилыми домами была проложена Станционная дорога, которая существует до сих пор и называется сейчас проезд Черепановых, в честь Ефима и Мирона Черепановых (отца и сына), построивших первый русский паровоз в 1833м году. |
11. Фасад пассажирского здания со стороны проезда Черепановых. |
12. |
13. |
По проезду Черепановых стоят жилые дома 6го и 8го типов. |
14. |
15. |
16. |
17. |
18. |
19. |
20. |
21. |
22. |
23. |
Вдоль железной дороги на практически равном удалении друг от друга расставлены 4 типовые будки центрального управления стрелками и сигналами. Одна из этих будок, самая удаленная от вокзала, регулировала стрелки въезда к веерному депо. Типовые будки представляют из себя двухэтажное здание с балконом для контроля за прибывающими поездами. |
26. |
Центральные аппараты для управления стрелками и сигналами системы Макса Юделя (обеспечены этой системой были все объекты МКЖД) располагались на втором этаже здания. На станции Лихоборы без централизации оставались 15 стрелок, находящихся на путях материальной службы и службы тяги. |
27. |
29. |
30. |
Единственным архитектурным отличием комплекса Лихоборы стала водоемное здание, выполненное в форме башни, спроектированное и построенное в псевдоготическом стиле. Она расположилась диаметрально напротив вокзала, на внешней стороне кольца. Рядом с башней находится водоподъемное здание с насосами, осуществляющими подачу напора для подъема воды в башню. |
31. |
32. |
33. |
34. |
35. |
36. |
37. |
38. |
39. |
40. |
41. |
42. |
43. |
44. |
45. |
Из всех жилых строений выделяется жилой дом начальника депо со службами. Он приближен к проекту жилого дома 1го типа, однако в него внесены некоторые изменения в проекте. Есть предположения, что в проектировании этого дома вместе с А.Н. Померанцевым участвовал выдающийся русский архитектор Ф.О. Шехтель. Дом сочетает в себе элементы модерна, присущего общему стилю ансамбля, с псевдорусским стилем, являвшимся по мнению некоторых исследователей «внутренним течением» в архитектуре модерна. |
46. |
47. |
Массивные, расширяющиеся к основанию, колонны с характерными капителями и основаниями, легкая арочность оконных проемов, переход свода крыши здания от резких линий к плавным арочным, а также узорные барельефы под сводами – идеальное сочетание в оформлении фасада двух приоритетных стилей начала ХХ века. Отличительной чертой в декоре выступает фигурка совы на фасаде со стороны двора. Из-за этого элемента здание в народе прозвали "Дом с совой". |
48. |
49. |
50. |
Еще жилые дома. |
51. |
52. |
53. |
54. |
55. |
56. |
57. |
58. |
59. |
60. |
61. |
После строительства МКЖД было принято решение оформить границу Москвы по контуру кольца, в связи с чем рабочие и технические строения оказались за пределами будущей столицы. |
62. |
Исследователям любителям архитектуры будет крайне интересно, как и нам, побывать на этой станции, т.к. ее ансамбль максимально сохранил свой комплекс и минимально пострадал от изменений в оформлении. |
63. |
64. |
65. |
66. |
67. |
В этой статье я рассказал Вам про основные жилые и технические сооружения станции Лихоборы, и не успел охватить здание Депо, военно-продовольственный пункт, а также несколько здание технической инфраструктуры. Все эти здания станут конечной точкой, после того, как мы проедем все кольцо и вернем в Лихоборы.
Journal information