Вадим (vadimrazumov.ru) wrote,
Вадим
vadimrazumov.ru

Categories:

МКЖД. Возвращение истории. Станция ЛИХОБОРЫ

После общего поста про все станции МКЖД мы высадимся на каждой станции МКЖД, чтобы подробно изучить все детали построек и лучше узнать наш любимый город. А начнем мы с Лихобор.  

Станция Лихоборы, открытая 20 июля 1908 года, обозначила нулевой километр (отсчет верст) Московской окружной железной дороги. С самого начала она была признана основной, в связи с ее пересечением с главной железной дорогой императорской Москвы, Николаевской (позднее Октябрьской), связывавшей ее с Петербургом, на 10й версте в отсчете по направлению от Москвы к Петербургу.

В связи с этим архитектором А.Н. Померанцевым и инженером С.Д. Корейша для строительства объектов был разработан эксклюзивный проект, включивший в себя максимальное количество строений для обслуживания пассажиров, а также для проживания и работы персонала, руководства и технических служб. Любопытно, что несмотря на проектирование станционных построек инженером Корейша, утверждение всех проектов было обязательно у главного инженера Управления по сооружению Московской Окружной железной дороги Петра Рашевского.

С 01 по 14 декабря в конгрессно-выставочном центре «Дом на Брестской» (г. Москва, ул. 2-я Брестская, д.6) пройдет выставка «Деловое кольцо Москвы. МЦК», организатором которой выступает ГБУ «Мосстройинформ». Деловая программа выставки предусматривает проведение круглых столов, лекций, лекций-презентаций и цикла бесед, посвященных истории проектирования и строительства МЦК, интегрированию его в транспортную систему столицы, планам развития, интересным объектам и станциям МЦК, вопросам сохранения объектов культурного наследия в зоне прохождения МЦК и т.д. 12го декабря пройдет презентация нашего проекта "МКЖД. Возвращение в историю" . Посетители узнают о его концепции, услышат лекцию историка архитектуры Андрея Чермошенцева об истории кольца, а также увидят мои фотографии и архивные фото на огромном экране.

МКЖД. Московская кольцевая железная дорога. Возвращение истории. Станция ЛИХОБОРЫ.

Дата фотографий: 2016 год, 13 сентября.

МКЖД. Московская кольцевая железная дорога. Возвращение истории. Станция ЛИХОБОРЫ.
2.
 

Архитектурным стилем был выбран модный в конце XIX века русский модерн, с характерными для Померанцева элементами псевдорусского стиля. Их детали в художественном оформлении гармонично сочетаются и видны невооруженным взглядом во всех зданиях ансамбля станции.

 
МКЖД. Московская кольцевая железная дорога. Возвращение истории. Станция ЛИХОБОРЫ.
3. Пассажирское здание станции.
 
МКЖД. Московская кольцевая железная дорога. Возвращение истории. Станция ЛИХОБОРЫ.
4.
 
МКЖД. Московская кольцевая железная дорога. Возвращение истории. Станция ЛИХОБОРЫ.
5.
 

Жилой комплекс Лихоборы включал в себя пассажирское здание (вокзал), Жилые дома 1го типа для начальника депо со службами, 2го, 3го, 6го - для сигналистов, телеграфистов, стрелочников, составителей поездов, 8го - для проживания начальника станции и его помощника, и 10го, а также дом дежурных кондукторских бригад,

 
МКЖД. Московская кольцевая железная дорога. Возвращение истории. Станция ЛИХОБОРЫ.
6.
 
МКЖД. Московская кольцевая железная дорога. Возвращение истории. Станция ЛИХОБОРЫ.
7.
 
МКЖД. Московская кольцевая железная дорога. Возвращение истории. Станция ЛИХОБОРЫ.
8.
 
МКЖД. Московская кольцевая железная дорога. Возвращение истории. Станция ЛИХОБОРЫ.
9.
 

Характерной чертой для всех станций МКЖД в планировке явилось то, что пассажирские и жилые объекты комплексов располагались во внутренней стороне кольца, а рабоче-техническая инфраструктура  и военные продовольственные пункты заняли внешнюю сторону.

 
МКЖД. Московская кольцевая железная дорога. Возвращение истории. Станция ЛИХОБОРЫ.
10. Памятник МКЖД, установленный в честь столетия.
 

Вдоль железной дороги между зданием вокзала и жилыми домами была проложена Станционная дорога, которая существует до сих пор и называется сейчас проезд Черепановых, в честь Ефима и Мирона Черепановых (отца и сына), построивших первый русский паровоз в 1833м году.

 
МКЖД. Московская кольцевая железная дорога. Возвращение истории. Станция ЛИХОБОРЫ.
11. Фасад пассажирского здания со стороны проезда Черепановых.
 
МКЖД. Московская кольцевая железная дорога. Возвращение истории. Станция ЛИХОБОРЫ.
12.
 
МКЖД. Московская кольцевая железная дорога. Возвращение истории. Станция ЛИХОБОРЫ.
13.
 
По проезду Черепановых стоят жилые дома 6го и 8го типов.
 
МКЖД. Московская кольцевая железная дорога. Возвращение истории. Станция ЛИХОБОРЫ.
14.
 
МКЖД. Московская кольцевая железная дорога. Возвращение истории. Станция ЛИХОБОРЫ.
15.
 
МКЖД. Московская кольцевая железная дорога. Возвращение истории. Станция ЛИХОБОРЫ.
16.
 
МКЖД. Московская кольцевая железная дорога. Возвращение истории. Станция ЛИХОБОРЫ.
17.
 
МКЖД. Московская кольцевая железная дорога. Возвращение истории. Станция ЛИХОБОРЫ.
18.
 
МКЖД. Московская кольцевая железная дорога. Возвращение истории. Станция ЛИХОБОРЫ.
19.
 
МКЖД. Московская кольцевая железная дорога. Возвращение истории. Станция ЛИХОБОРЫ.
20.
 
МКЖД. Московская кольцевая железная дорога. Возвращение истории. Станция ЛИХОБОРЫ.
21.
 
МКЖД. Московская кольцевая железная дорога. Возвращение истории. Станция ЛИХОБОРЫ.
22.
 
МКЖД. Московская кольцевая железная дорога. Возвращение истории. Станция ЛИХОБОРЫ.
23.
 

Вдоль железной дороги на практически равном удалении друг от друга расставлены 4 типовые будки центрального управления стрелками и сигналами. Одна из этих будок, самая удаленная от вокзала, регулировала стрелки въезда к веерному депо. Типовые будки представляют из себя двухэтажное здание с балконом для контроля за прибывающими поездами.

 
МКЖД. Московская кольцевая железная дорога. Возвращение истории. Станция ЛИХОБОРЫ.
26.
 
Центральные аппараты для управления стрелками и сигналами системы Макса Юделя (обеспечены этой системой были все объекты МКЖД) располагались на втором этаже здания. На станции Лихоборы без централизации оставались 15 стрелок, находящихся на путях материальной службы и службы тяги.
 
МКЖД. Московская кольцевая железная дорога. Возвращение истории. Станция ЛИХОБОРЫ.
27.
 
 
МКЖД. Московская кольцевая железная дорога. Возвращение истории. Станция ЛИХОБОРЫ.
29.
 
МКЖД. Московская кольцевая железная дорога. Возвращение истории. Станция ЛИХОБОРЫ.
30.
 

Единственным архитектурным отличием комплекса Лихоборы стала водоемное здание, выполненное в форме башни, спроектированное и построенное в псевдоготическом стиле. Она расположилась диаметрально напротив вокзала, на внешней стороне кольца. Рядом с башней находится водоподъемное здание с насосами, осуществляющими подачу напора для подъема воды в башню.

 
МКЖД. Московская кольцевая железная дорога. Возвращение истории. Станция ЛИХОБОРЫ.
31.
 
МКЖД. Московская кольцевая железная дорога. Возвращение истории. Станция ЛИХОБОРЫ.
32.
 
МКЖД. Московская кольцевая железная дорога. Возвращение истории. Станция ЛИХОБОРЫ.
33.
 
МКЖД. Московская кольцевая железная дорога. Возвращение истории. Станция ЛИХОБОРЫ.
34.
 
МКЖД. Московская кольцевая железная дорога. Возвращение истории. Станция ЛИХОБОРЫ.
35.
 
МКЖД. Московская кольцевая железная дорога. Возвращение истории. Станция ЛИХОБОРЫ.
36.
 
МКЖД. Московская кольцевая железная дорога. Возвращение истории. Станция ЛИХОБОРЫ.
37.
 
МКЖД. Московская кольцевая железная дорога. Возвращение истории. Станция ЛИХОБОРЫ.
38.
 
МКЖД. Московская кольцевая железная дорога. Возвращение истории. Станция ЛИХОБОРЫ.
39.
 
МКЖД. Московская кольцевая железная дорога. Возвращение истории. Станция ЛИХОБОРЫ.
40.
 
МКЖД. Московская кольцевая железная дорога. Возвращение истории. Станция ЛИХОБОРЫ.
41.
 
МКЖД. Московская кольцевая железная дорога. Возвращение истории. Станция ЛИХОБОРЫ.
42.
 
МКЖД. Московская кольцевая железная дорога. Возвращение истории. Станция ЛИХОБОРЫ.
43.
 
МКЖД. Московская кольцевая железная дорога. Возвращение истории. Станция ЛИХОБОРЫ.
44.
 
МКЖД. Московская кольцевая железная дорога. Возвращение истории. Станция ЛИХОБОРЫ.
45.
 

Из всех жилых строений выделяется жилой дом начальника депо со службами.  Он приближен к проекту жилого дома 1го типа, однако в него внесены некоторые изменения в проекте. Есть предположения, что в проектировании этого дома вместе с А.Н. Померанцевым участвовал выдающийся русский архитектор Ф.О. Шехтель. Дом сочетает в себе элементы модерна, присущего общему стилю ансамбля, с псевдорусским стилем, являвшимся по мнению некоторых исследователей «внутренним течением» в архитектуре модерна.

 
МКЖД. Московская кольцевая железная дорога. Возвращение истории. Станция ЛИХОБОРЫ.
46.
 
МКЖД. Московская кольцевая железная дорога. Возвращение истории. Станция ЛИХОБОРЫ.
47.
 
Массивные, расширяющиеся к основанию, колонны с характерными капителями и основаниями, легкая арочность оконных проемов, переход свода крыши здания от резких линий к плавным арочным, а также узорные барельефы под сводами – идеальное сочетание в оформлении фасада двух приоритетных стилей начала ХХ века.  Отличительной чертой в декоре выступает фигурка совы на фасаде со стороны двора. Из-за этого элемента здание в народе прозвали "Дом с совой".
 
МКЖД. Московская кольцевая железная дорога. Возвращение истории. Станция ЛИХОБОРЫ.
48.
 
МКЖД. Московская кольцевая железная дорога. Возвращение истории. Станция ЛИХОБОРЫ.
49.
 
МКЖД. Московская кольцевая железная дорога. Возвращение истории. Станция ЛИХОБОРЫ.
50.
 
Еще жилые дома.
 
МКЖД. Московская кольцевая железная дорога. Возвращение истории. Станция ЛИХОБОРЫ.
51.
 
МКЖД. Московская кольцевая железная дорога. Возвращение истории. Станция ЛИХОБОРЫ.
52.
 
МКЖД. Московская кольцевая железная дорога. Возвращение истории. Станция ЛИХОБОРЫ.
53.
 
МКЖД. Московская кольцевая железная дорога. Возвращение истории. Станция ЛИХОБОРЫ.
54.
 
МКЖД. Московская кольцевая железная дорога. Возвращение истории. Станция ЛИХОБОРЫ.
55.
 
МКЖД. Московская кольцевая железная дорога. Возвращение истории. Станция ЛИХОБОРЫ.
56.
 
МКЖД. Московская кольцевая железная дорога. Возвращение истории. Станция ЛИХОБОРЫ.
57.
 
МКЖД. Московская кольцевая железная дорога. Возвращение истории. Станция ЛИХОБОРЫ.
58.
 
МКЖД. Московская кольцевая железная дорога. Возвращение истории. Станция ЛИХОБОРЫ.
59.
 
МКЖД. Московская кольцевая железная дорога. Возвращение истории. Станция ЛИХОБОРЫ.
60.
 
МКЖД. Московская кольцевая железная дорога. Возвращение истории. Станция ЛИХОБОРЫ.
61.
 

После строительства МКЖД было принято решение оформить границу Москвы по контуру кольца, в связи с чем рабочие и технические строения оказались за пределами будущей столицы.

 
МКЖД. Московская кольцевая железная дорога. Возвращение истории. Станция ЛИХОБОРЫ.
62.
 

Исследователям любителям архитектуры будет крайне интересно, как и нам, побывать на этой станции, т.к. ее ансамбль максимально сохранил свой комплекс и минимально пострадал от изменений в оформлении.

 
МКЖД. Московская кольцевая железная дорога. Возвращение истории. Станция ЛИХОБОРЫ.
63.
 
МКЖД. Московская кольцевая железная дорога. Возвращение истории. Станция ЛИХОБОРЫ.
64.
 
МКЖД. Московская кольцевая железная дорога. Возвращение истории. Станция ЛИХОБОРЫ.
65.
 
МКЖД. Московская кольцевая железная дорога. Возвращение истории. Станция ЛИХОБОРЫ.
66.
 
МКЖД. Московская кольцевая железная дорога. Возвращение истории. Станция ЛИХОБОРЫ.
67.

В этой статье я рассказал Вам про основные жилые и технические сооружения станции Лихоборы, и не успел охватить здание Депо, военно-продовольственный пункт, а также несколько здание технической инфраструктуры. Все эти здания станут конечной точкой, после того, как мы проедем все кольцо и вернем в Лихоборы.

Фото: Вадим Разумов. Основной текст: Андрей Чермошенцев.
Tags: А.Н. Померанцев, Лихоборы, МКЖД, Москва, Н.В. Марковников, модерн, промышленная архитектура, псевдорусский стиль, фото 2016
Subscribe

Posts from This Journal “МКЖД” Tag

promo vadimrazumov.ru november 6, 10:41 5
Buy for 100 tokens
Этот волнительный, но очень важный для меня момент настал! В конце каждого года блог "Летопись русской усадьбы" презентует календарь с моими работами. И если в прошлом году мы вдохновлялись Пушкиным и старыми парками с "Приютом задумчивых дриад", то в этом году нас ждут "Акценты". Какие они? Яркие…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 40 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “МКЖД” Tag