В этом посте не будет фотографий усадеб и других архитектурных строений, это будет пост про усадьбу знаменитого архитектора Баженова В.И. (1737-1799), автора дома Пашкова, дворцового комплекса в Царицыно, Михайловского замка в Санкт-Петербурге, дворца Нечаевых в усадьбе Полибино, от которой остался только пруд с островом, на котором стояла "крепость" с деревянным господским домом, соединяясь с берегом наплавным мостом.
Перед въездом в Стояново переезжаете мост через реку Дубенку и метров через тридцать поворачиваете направо
В перед по дороге и справа начинается пруд
За деревом виден остров, он находится в середине острова
Сам пруд достаточно узкий
Сквозь остатки парка виден остров, на котором находилась крепость Баженова
Это левая часть пруда и остров, к которому раньше вел плавучий мост
Сам пруд очень красивый
Вид на остров с левой стороны пруда
Копаный пруд мелкий
И рыба скорее всего клюет, здесь водились осетры, стерляди, карпы, лещи, судаки
А дальше летние фотографии, это вид на церковь в Стромыни из Стояново
Местные цветы
Поле возле Стояново, сам пруд левее
Самые старые дома в деревне
И новые постройки
Въезд в Стояново
Река Дубенка рядом с прудом
Старые карты местности
1797 год. Деревня Стромынь называлась тогда Коровицыно
1866 год. На карте виден остров на пруду
1937 год
1940 год. На немецкой карте на пруду уже не видно острова
2009 год. GOOGLE Earth
История
В двух километрах от деревни Ботово Ногинского района, на берегу реки Дубёнки, среди девственного леса расположена небольшая деревенька Стояново, насчитывающая меньше двух десятков крестьянских домов. Исследователи-краеведы не один десяток лет занимаются изучением этого селения с развалинами старинной усадьбы.
В шестидесятых годах 18 столетия Коллежский советник И.Д.Макаров, которому принадлежало тогда Стояново, пригласил известного русского зодчего Василия Ивановича Баженова для составления "фасада" (проекта) и возведения по нему усадебных построек, так как кроме господского дома в усадьбе никаких построек не было. Помещик был наслышан о творческих успехах Баженова, поэтому разрешил ему проектировать на свой вкус.
Изготовленный проект хозяину понравился, хотя строительство оценивалось в кругленькую сумму. В этот проект Баженов заложил строительство второго господского дома на острове-крепости, который надо было создать посредине огромного пруда, а его в свою очередь, надлежало выкопать. Этим строительством Василий Иванович реализовывал свою детскую мечту – возвести дом на воде. Первую попытку для её осуществления он предпринял в Москве, в своей городской усадьбе, вблизи Ново-Девичьего монастыря, где в саду был выкопан пруд в форме правильного круга с круглым островом, на котором стояла квадратная деревянная баня. Постройку большего здания не позволяли размеры пруда. В Стояново же, в больших сельских просторах, он, кажется, мог осуществить давно задуманное.
Баженов страстно любил центрические композиции и создавал их со свойственным ему совершенством. Достаточно взглянуть на межевой план 1768 года и станет ясно, насколько интересное решение по устройству усадьбы в Стояново принял зодчий. Центральное место здесь занимает фигурный пруд, состоящий из двух овалов – вернее прямоугольников с закруглёнными концами. Большой пересечён в середине меньшим овалом, композиционно необходимым для того, чтобы вписать в образовавшуюся фигуру крепость. Несмотря на простоту плана, наблюдателю с различных пунктов представляются лишь отдельные полукруглые плоскости, всю красоту рукотворного ансамбля можно увидеть только с возвышенности. Рядом с большим прудом находился меньший, более простой формы. Оба пруда, служившие рыбными садками, были проточными – вода из реки Дубёнки текла по каналам, протяженностью 2 км, выкопанными крепостными крестьянами, и опять уходила в реку.На одном из каналов, при бане, был устоен бассейн. Подача воды регулировалась плотиной.
Здесь, на строительстве, Василий Иванович познакомился с племянницей И.Д.Макарова, Аграфеной Лукиничной – своей будущей женой. Свадьба состоялась в 1772 году. Дядя преподнёс племяннице подарок – переписал на её имя усадьбу и деревню Стояново с землями и крестьянами.
Позже В.И.Баженов так описывал усадьбу Стояново: Господский дом, стоящий в линию с крестьянским жильём и с регулярным садом, тако ж копанный пруд, со всякой рыбой – осетрами, стерлядями, карпиями, лещами, судаками и другими, в длину около 200, в ширину слишком 80 сажень, регулярный и фигуры приятной, а по средине ж его крепость о 4 регулярных бастионах с фигурами, на коей имеется другой деревянный господский дом, весьма хорошего вида, крепость соединяется с берегом наплавным мостом, от середины которого простирается перспективная дорога, длиной около 5 верст, через всю дачу, которая многочисленными, по 2 ряда на стороне, усажена совершенной величины берёзами, причиняющими собой весьма приятную тень.
Кроме господских домов в Усадьбе имеются службы, скотный двор, а также сенные покосы, большое поле, огород и лес.
……Шли годы, находясь в тяжёлом положении, обременённый долгами, В.И.Баженов в 1781 году продает Стояново П.И.Кириллову. В 1848 году оно вместе с соседними селениями перешло во владение помещика Кошелева.
Владельцев было много и каждый, уходя, невольно уносил с собой частичку памяти о Великом Русском Зодчем и, в конце концов, о нём окончательно забыли в наших краях. От усадьбы остались только пруды, каналы да остров (Александр Мельников - краевед Ногинского района).
Баженовская усадьба Стояново уже давно не существует, может быть, лет сто или более. И тем не менее удалось разыскать ее по старинным публикациям о продаже в "Московских ведомостях" за 60-е годы XVIII века. Подробно, красочным языком описывалось в газетном объявлении сельцо Стояново с господским домом, перспективной, на несколько верст ведущей к нему дорогой-аллеей, прудами, богатыми рыбой, на одном из которых на острове указывалась земляная "увеселительная крепость". Кому не известно из исследователей старого искусства, что земляные сооружения - то, что наиболее стойко противится времени. Исчезают постройки, вырубаются насаждения - только земляные валы и канавы остаются неизменными. И вот, исходя из этого, можно было заключить, что земляная крепостца в Стоянове уцелела до наших дней. Так и оказалось оно в действительности; свои первоначальные очертания сохранил пруд в виде четырехлистника с двумя более длинными заливами, и посреди него остров, на котором валы сохранили очертания затейливого форта. Барочный узор этого сооружения при всей незначительности, конечно, в истории русской архитектуры дополняет все же любопытным штрихом еще неведомое нам, еще до сих пор по-настоящему не раскрытое лицо архитектора В.И.Баженова. Но и для истории садово-паркового искусства этот остаток старины в далекой и мало посещаемой части Московской губернии имеет известное значение. Он передает тип тех сооружений из земли на островах, появление которых было подсказано соображениями чисто практического порядка - использованием избытков земли при копании прудов. Подобные сооружения были и на пруду кусковского озера, и, верно, также в старой усадьбе Урусовых - Осташове Волоколамского уезда. (А.Греч "Венок усадьбам, 1994г)
Ссылки на Panoramio и Google Earth
http://www.panoramio.com/photo/29566879
http://www.panoramio.com/photo/29566866
http://www.panoramio.com/photo/29566869
http://www.panoramio.com/photo/29566857
Ссылки
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%B2,_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B9_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
http://www.zagorod.cc/files/Selenija/stoyanovo.doc
http://209.85.135.132/search?q=cache:fAHNxbC19zgJ:oiru.archeologia.ru/biblio061_34.htm+%D1%83%D1%81%D0%B0%D0%B4%D1%8C%D0%B1%D0%B0+%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE&cd=3&hl=ru&ct=clnk&gl=ru
Фото в качестве
Пруд усадьбы Стояново 4288х2848, 6мб
Остров на пруду в Стояново 4288х2848, 13мб
Пруд и остров 4288х2848, 8мб
Спасибо, есть что добавить?
Journal information