В веренице прекрасных дворцов, усадеб и домов Крыма многим туристам особенно запоминаются архитектурные сооружения, стиль которых очень необычен. Если вы относите себя к ценителям шотландских веяний в архитектуре, то вам просто необходимо посетить имение Харакс, которое расположено в курортной Гаспре, на мысе Ай-Тодор.
Этот дворцово-парковый комплекс, принадлежащий нескольким представителям дома Романовых, имеет богатейшую историю, которая уходит своими корнями во времена расцвета Римской империи. Когда-то здесь находилось мощное военное укрепление – крепость Харакс, о чем свидетельствуют данные археологических раскопок.
Другая уникальная особенность харакского имения связана с тем, что все его постройки выполнены в диковинном для России стиле. Дом-дворец больше напоминает роскошный шотландский коттедж, нежели традиционный усадебный дом представителей русской императорской семьи. Спроектировал архитектурное чудо архитектор Николай Петрович Краснов, автор проектов Ливадийского и Юсуповского дворцов. А в советское время и сейчас Харакс называют санаторием "Днепр".
Почему Харакс самое выдающееся творение Краснова, превосходящее по профессионализму даже Ливадийский дворец? Имеется ли связь между имением Георгия Михайловича и расположенным рядом храмом во имя Святой Нины, построенном в традиционном кавказском стиле? Почему императрица Мария Федоровна запретила читать в этом храме заупокойные службы по своим детям и другим членам императорской семьи? Почему Харакс считается последним российским пристанищем выжившей императрицы? Ответы на эти вопросы вы непременно узнаете, совершив виртуальную экскурсию по имению Харакс!
2. |
История Харакса началась задолго до того, как Российской Империей начал править дом Романовых. Когда-то на этих прибрежных землях находился большой военный лагерь могущественной Римской империи. Чтобы усилить свои позиции, римляне воздвигли на территории современной Гаспры крепость под названием Харакс. Она была возведена в шестидесятых годах I века нашей эры. Покинули эту крепость римляне только спустя два столетия, ориентировочно, в 244 году. Перед тем как оставить крепость, они намеренно разрушили систему водопровода и несколько особенно значимых сооружений, а впоследствии на месте крепости находилось поселение готов и рыболовецкий населенный пункт. |
3. |
Первое научно-историческое исследование Харакса состоялось в 1837 году русским ученым Петром Кеппеном и графом Шуваловым. В те годы среди дворянской интеллигенции археологические раскопки были модным увлечением. И вот, во второй половине XIX века земли, на которых была расположена крепость обрели именитого хозяина. Их купил Михаил Николаевич Романов, младший сын императора Николая I, владелец Михайловской дачи. |
Великий князь Михаи́л Никола́евич (13 (25) октября 1832, Петергоф, Российская империя — 5 (18) декабря 1909, Канны, Франция) — четвёртый и последний сын императора Николая I и его супруги Александры Фёдоровны; военачальник и государственный деятель; генерал-фельдмаршал (1878[1]), генерал-фельдцейхмейстер (1852). Председатель Государственного совета (1881—1905). Портрет 1860-х годов. |
В конце XIX земельный участок перешел во владение двум сыновьям Михаила Николаевича: Александру Михайловичу и Георгию Михайловичу. Первый стал обладателем большей части участка, а второй – меньшей его территории. |
4. |
Великий Князь Георгий Михайлович (11 (23) августа 1863, Белый Ключ (Тетри-Цкаро), близ Тифлиса — в ночь с 23 на 24 или с 29 на 30 января 1919, Петроград) — третий сын великого князя Михаила Николаевича и Ольги Федоровны, внук Николая I. |
1906 г. |
Георгий Михайлович был заинтересован в создании собственного имения в Крыму, в связи с чем он выкупил 20 десятин дополнительной земли у местных татар и на объединенной территории приступил к созданию усадебного комплекса, который сразу получил название Харакс – в честь славного прошлого этих мест. Георгий Михайлович был натурой живой, увлекающейся. Он слыл прекрасным знатоком моды, одним из виднейших нумизматов того времени, большим ценителем культуры и истории. На протяжении 20 лет он на безвозмездной основе занимал должность управляющего Русским Музеем. За годы службы он показал себя внимательным и деятельным специалистом, которому, ко всему прочему, удалось значительно увеличить музейный фонд и сформировать некоторые крупные коллекции. |
5. |
Принимая во внимание эти факты его биографии, становится понятно, что Георгий Романов имел обширные представления об искусстве и архитектуре, что помогло ему создать четкое и оригинальное видение того, как должна выглядеть резиденция его мечты. В 1904 году Георгий Михайлович пригласил для создания проекта своего дома-дворца и прочих усадебных построек известного архитектора с безупречной репутацией - Николая Петровича Краснова. На тот момент архитектор уже успел осуществить несколько грандиозных проектов и хорошо зарекомендовать себя. Проект, предложенный Красновым, был масштабен и оригинален: он предполагал возведение главного дома в стиле позднего модерна, с преобладанием архитектурных форм, типичных для шотландских коттеджей. В архитектурном единстве с домом проектом предусматривалось возведением множества гостевых и хозяйственных построек, церкви, часовни, сада и парка. |
6. |
Однако, строительные работы пришлось отложить из-за некоторых особенностей участка, а именно – из-за отсутствия на нем воды. Проблему решили достаточно оперативно: хозяин имения арендовал у местных татар источник, от которого к будущему дворцу проложили водопровод. Именно из-за этого активные строительные работы в Хараксе начались в 1905 году. |
7. |
Но и на этом строительные неприятности не закончились. На участке преобладали скалистые поверхности. Чтобы выровнять участок и провести на нем необходимые ландшафтные и парковые работы, строителям постоянно приходилось совершать взрывные работы и делать искусственные насыпи земли. Но ни архитектора, ни его высокопоставленного заказчика, трудности не пугали. Краснов был уверен в своем профессионализме, а Георгий Михайлович полностью ему доверял. В своих письмах последний очень радовался тому, что скоро он обзаведется роскошным имением. К тому моменту Георгий Михайлович увлекся фотографией и мечтал поскорее сделать съемки своего имения и окружающих его простор. Он с удовольствием снимал и ход строительства Харакса, с радостью присылая эти фотографии родственникам и знакомым. В то же время, в его письмах можно было увидеть констатацию факта того, что со строительством Харакса, свободного времени у него не осталось практически вообще. |
8. |
Краснов сформулировал архитектурный стиль главного дома как «современный шотландский»: в нем сочетались как традиционные шотландские материалы и технологии, так и новаторское видение автора. Так, здание покрыто английской черепицей, но выполнено из местного известняка с применением технологии мозаичной кладки. Здание практически лишено декора, поэтому основную ставку Краснов сделал на необычное сочетание серых фасадов с красно-коричневой крышей и ажурности оконных проемов с лаконичностью общих форм фасада. При этом, архитектор остался верен себе и создал интереснейшее разнообразие в каждом дворцовом фасаде. При общем единстве стиля с каждого ракурса особняк смотрелся по-разному. Чтобы составить общее впечатление о его внешнем виде, необходимо было тщательно рассмотреть его со всех сторон. |
9. |
Другие постройки Харакса не только не выбивались из общей архитектурной концепции Краснова, но и создавали причудливое сходство имения Георгия Михайловича с шотландской деревушкой. Дополняли это ощущение и внутренние интерьеры дома, многие детали которых были заказаны в Англии и выдержанные в модной цветовой гамме. |
10. |
При создании приусадебного парка Николай Краснов проявил себя как гениальный ландшафтный архитектор и грамотный стратег в области садоводства. Разрабатывая концепцию парка, он хотел достичь эффекта ухоженной прибрежной зоны. Продумывая состав флоры, от рассуждал о том, хорошо ли будет смотреться в данных условиях то или иное растение спустя 10, 50 и даже 100 лет. В Хараксе Краснов экспериментировал с нетрадиционными для создания аллей деревьями. Например, начало лестницы, ведущей от дворцовой площадки к морю, как бы «спрятано» в тени причудливо подстриженных груш. Сама лестница является важным смысловым и архитектурным элементом парка. Крутые каменные лестницы ведут наверх к статуе, изображающей коленопреклонную женщину, возносящую молитвы богу. Этим символом архитектор хотел передать важнейшую суть христианского учения: только через преодоление трудностей и соблазнов можно достичь спасения души. |
11. |
Одной из самых важных и примечательных историей, связанных со становлением Харакса, стала история о строительстве храма Преображения Господня и Святой Нины. В 1905 году семью Георгия Михайловича постигло серьезное несчастье: серьезно заболела дифтеритом его старшая дочь Нина. В те годы такое заболевание было практически неизлечимым. Единственным выходом, позволяющим спасти девочку, была сложная и рискованная операция. Отчаявшиеся родители решили во что бы то ни стало спасти своего первенца. И вот, вскоре маленькой Нине была сделана операция под руководством немецкого доктора, после которой она полностью выздоровела. Дата операции – 6 августа, совпала с днем празднования великого христианского праздника – Преображения Господня. Георгий Михайлович с супругой видели в чудесном исцелении их ребенка чудо и божье провидение, поэтому у них не оставалось никаких сомнений относительно того, какое название будет носить храм, расположенный рядом с имением. |
Закладка храма состоялась в начале 1906 года, однако ход строительных работ пришлось приостановить до марта из-за революционных настроений в стране, дошедших и до спокойного Крыма. В это же время приступили и к возведению звонницы. Составил проект храма и руководил всеми строительными работами все тот же Николай Краснов. При строительстве церкви ему пришлось проявить еще и дипломатический талант. Из-за мятежных настроений в обществе рабочие часто бунтовали и откровенно злоупотребляли своими рабочими обязанностями. Краснов лично появлялся на строительной площадке и с присущими ему мягкостью и деликатностью вел беседу с каждым из рабочих. Приходилось Николаю Петровичу улаживать и другого рода конфликты. Для помощи в строительстве церкви в Крым прибыл архитектор Василий Свиньин, с которым у Краснова во многом были расхожие взгляды. И вот, 1908 году все работы над храмом были завершены. Архитектору Краснову удалось создать настоящий шедевр зодчества, который по архитектурным формам напоминает традиционные церкви Кавказа – Армении и Грузии. Церковь построена из известняка, и, по всем канонам заявленного стиля, лишена пышного декора. Внутренне убранство храма было украшено декором из бронзы. |
190х г. |
Храмовый комплекс находился на удаленном расстоянии от Харакса, что создавало необычный эффект – будто он парил над самим имением. Судьба сложилась так, что Харакс стал последним приютом для нескольких представителей «крымской группы» Романовых. После того, как в 1918 году эти земли оккупировали германские войска, Романовы были освобождены из ареста. Георгий Михайлович, который вынужден был покинуть Крым, был расстрелян в 1919 году в столице бывшей Российской империи. Супруге Георгия Михайловича вместе с двумя его дочерями удалось спастись. |
190х г. |
12. |
В Харакс перебрались супруга покойного императора Александра III с дочерью Ольгой и ее семьей. Когда до нее дошла страшная новость о гибели ее сыновей и других ближайших родственников – членов императорской семьи, она отказывалась в это верить и запретила читать заупокойные службы в храме Святой Нины. Именно Харакс стал последней российской резиденцией вдовствующей императрицы. Из Харакса ее забрал небольшой катер и отвез в Ялту. Уже из Ялты Мария Федоровна навсегда эмигрировала в Данию. |
13. |
Совсем другая участь постигла и имение Харакс. Вскоре оно было национализировано и передано на баланс одному из домов отдыха. Современное состояние усадьбы не сильно изменилось за последние сто лет. Здесь находится санаторий «Днепр», а в библиотеке санатория разместился историко-археологический музей, рассказывающий всем посетителям об удивительной истории этих мест. |
14. Корпус № 5 санатория «Днепр». |
15. |
А мы погуляем по парку, спустимся к античной беседке и дойдем до развалин древнеримской крепости Харакс. |
16. |
17. |
18. |
19. Смотровая площадка. |
20. Пляж. |
21. Ландшафтный парк, созданный Красновым. |
22. |
23. |
24. |
Среди парковых построек особое внимание обращает на себя так называемая «античная беседка». Ее основа в виде колонн и антаблемента из атриума разрушенного дворца «прибыла» в Харакс из разрушенного имения Ореанда. |
25. |
26. |
27. Вид на Гаспру. |
28. |
29. |
30. |
31. |
32. |
33. |
34. |
35. |
36. Можжевеловая роща. |
37. Частный дом на территории парка. |
38. Днепром санаторий стал в 1955 году. |
39. Место древнеримской крепости. |
40. |
41. |
42. |
43. |
44. |
45. |
46. |
47. |
48. |
49. Корпус № 2 санатория "Днепр". |
Старые фотографии |
1904-1905 гг. |
1904-1905 гг. |
1906 г. |
1906 г. |
1906 г. |
1906 г. |
1906 г. |
1913 г. Журнал "Зодчий". |
г. |
1913 г. |
1900-1914 г. Маяк. https://pastvu.com/p/245674 |
Интерьеры |
1926 год |
Старые карты |
1790 год. |
1836 год. |
1842 год. |
1855 год. |
1865-1876 годы. |
1870 год. |
1922 год. |
1938 год. |
1955-1956 года. |
1955-1986 года. |
1988 год. |
2007 год. |
2007 год. Yandex. |
2014 год. |
Список литературы
http://villa-harax.com/gallery/gostinica-kak-vse-nachinalos http://www.etoretro.ru/pic66422.htm?sort_field=image_date&sort=DESC&no_category=1 https://vk.com/charax |
Journal information