Вадим (vadimrazumov.ru) wrote,
Вадим
vadimrazumov.ru

Categories:

Московская Кольцевая Железная Дорога. Путешествие по старым станциям

Кто-то на новой МЦК катается, а кто-то решил пройти её всю пешком. Таким супергероем оказался я, вооружившись разрешением РЖД на съемку. За два дня мы вместе с Андреем Чермошенцевым прошли по рельсам порядка 70 км с целью написать хороший репортаж к открытию дороги. А искали мы старые станции, которых осталось всего 14. Большинство старых станций сейчас находится далеко от новых, но их легко найти, если строго идти по рельсам.

Московская кольцевая железная дорога была построена по приказу царя Николая II для решения транспортной проблемы в Москве начала XX века. Строительство МКЖД осуществлялось по проекту инженера Петра Рашевского. Станции МКЖД были построены в стиле модерн с элементами русского стиля по проектам выдающихся архитекторов А. Н. Померанцева и Н. В. Марковникова.

Давайте прокатимся и пройдемся по 14 сохранившимся старым станциям, посмотрим фотографии старой архитектуры, чертежи из альбомов, а также увидим современные станции.

МЦК

Дата фотографий: 2016 год, 13 и 17 сентября.

Свое историческое путешествие мы начинаем со станции Лихоборы, открытой 20 июля 1908 года и обозначившей нулевой километр Московской окружной железной дороги. 
 
МЦК
2.
 
ЛИХОБОРЫ
 
Станция с самого начала была признана основной, в связи с ее пересечением с главной железной дорогой, Николаевской (позднее Октябрьской), связывавшей Москву с Петербургом. Также называется называется и современная станция.
 
МЦК
3.
 
Архитектором А.Н. Померанцевым и инженером С.Д. Корейша для строительства объектов был разработан эксклюзивный проект, включивший в себя максимальное количество строений для пассажиров, персонала, руководства и технических служб. Архитектурным стилем был выбран модный в конце XIX века русский модерн, с характерными для Померанцева элементами псевдорусского стиля. Их детали в художественном оформлении гармонично сочетаются и видны невооруженным взглядом во всех зданиях ансамбля станции.
 
МЦК
4.
 
Здесь и далее я буду приводить чертежи из "Альбома исполнительных чертежей 1903-1908 г.".
 
МЦК
5.
 
Единственным архитектурным отличием комплекса Лихоборы стала водоподъемная башня, спроектированная и построенная в псевдоготическом стиле. Она расположилась диаметрально напротив вокзала, на внешней стороне кольца. Характерной чертой для всех станций МКЖД в планировке явилось то, что пассажирские и жилые объекты комплексов располагались во внутренней стороне кольца, а рабоче-техническая инфраструктура заняла внешнюю сторону. 
 
МЦК
6.
 
Из всех жилых строений выделяется жилой дом начальника участка тяги. Есть предположения, что в проектировании этого дома вместе с А.Н. Померанцевым участвовал выдающийся русский архитектор Ф.О. Шехтель. Дом как и остальные объекты ансамбля сочетает в себе элементы модерна с псевдорусским стилем. Отличительной чертой в декоре выступает фигурка совы на фасаде со стороны двора. Из-за этого элемента здание в народе прозвали "Дом с совой". 
 
МЦК
7.
 
После строительства МКЖД было принято решение оформить границу Москвы по контуру кольца, в связи с чем рабочие и технические строения оказались за пределами будущей столицы. 
 
МЦК
8.
 
ВЛАДЫКИНО
 
Продолжая наше путешествие мы попадаем на станцию Владыкино. Некогда давно этот район принадлежал Патриарху Никону, в следствии чего и было принято название села от обращения к патриархам - "Владыка".  Исторический ансамбль находиться вблизи новой платформы МЦК, и бросается в глаза при выходе из вагона. 
 
МЦК
9.
 
МЦК
10.
 
Достаточно интересным моментом, относящимся к истории строительства станции, стала ситуация с одним владельцем участка земли в этом районе.  Некто гражданин Капустин, оказывается, перед строительством Окружной имел участок земли в районе Владыкино. И новая железная дорога перерезала пополам его участок в связи с чем ему полагалась компенсация. Однако власти стали оспаривать с почтенным господином сумму выплаты. Спор возник в связи с тем, что чиновники обвинили Капустина в предумышленном разбитии плодового сада у себя на участке, в связи с чем он требовал компенсацию не как за сад, а аж как за потерянный парк. Наше время не ушло далеко от капустинского )
 
МЦК
11.
 
МЦК
12.
 
РОСТОКИНО
 
Строительство станции в этом районе было связано с находившейся рядом Северной железной дорогой (ныне Ярославская жд) и необходимостью связать ее с остальной Москвой удобной окружной магистралью.Также вблизи новой станции находилось достаточно крупное село Ростокино.  После революции удачное расположение станции вблизи созданной промышленной зоны привело к активному ее использованию. 
 
МЦК
13.
 
Одноэтажный вокзал, в отличии от многих других станций, использовался для всех классов, без разделения на залы. Думаю это вызывало не мало возмущений у представителей высшего общества. Путевая полуказарма использовалась для технических сотрудников станции, а в жилом доме проживали сигналисты, сцепщики, телеграфист, жандарм, сторожа. 
 
МЦК
14.
 
Здание вокзала и полуказарма сохранились почти без изменений, а вот Жилой дом, ныне принадлежащий ГИБДД по Северо-Восточному округу, претерпел изменения. 
 
МЦК
15.
 
Найди 10 отличий.
 
МЦК
16.
 
МЦК
17.
 
БЕЛОКАМЕННАЯ
 
Самой необычной станцией МКЖД, наверное, является Белокаменная. Необычность ее не в архитектурных деталях и даже не в истории станции. Необычность ее связана с удивительным местом расположения. Станция находится в окружении Лосиного острова, в полной тишине, отсутствии какой либо сторонней инфраструктуры, городских или промышленных объектов. За время нашего пребывания (а это около получаса) станцию посетили от силы 10 человек, при чем наше искреннее удивления вызывало то, что люди появлялись из лесов Лосиного острова. 
 
МЦК
18.
 
Вокзал представляет собой типовую одноэтажную постройку, такие вокзалы мы с Вами увидим еще на других станциях МКЖД. Подобные вокзалы являлись самыми маленькими на кольце и включали в себя единый пассажирский зал для всех классов, контору начальника станции и телеграф. 
 
МЦК
19.
 
МЦК
20.
 
Возле станции сохранилось два жилых дома. Один спрятан за высоким забор и в нем находится баня в частном пользовании. А второй дом можно посмотреть, проект его постройки предполагал его использовать для станционных служащих. Декоративное оформление достаточно сдержано, однако это не умаляет архитектурной ценности, а наоборот подчеркивает демократичность стиля. 
 
МЦК
21.
 
Получилось снять работника станции, тщательно отворачивающегося)
 
МЦК
22.
 
ЧЕРКИЗОВО
 
Мы попадаем с вами на первую станцию, которая претерпела изменение в названии. ТПУ Локомотив ранее носило название Черкизово, по находящемуся в этом районе селу. Отсутствие радиальных железнодорожных ветвей не повлияло на достаточно обширную инфраструктуру этой железнодорожной станции. В ансамбль в начале XX века по проекту входили одноэтажное пассажирское здание (типовое, как на Белокаменной и Кожухово), две будки центрального управления стрелками и сигналами, водонапорная башня, пакгауз, казармы для путевых рабочих.  В советское время основным назначением станции стало обслуживание промышленной территории района. 
 
МЦК
23.
 
В настоящее время архитектурный ансамбль станции претерпел чудовищные потери. В период существования в этом районе рынка большинство зданий были поглощены помещениями торговли. Будки стрелочников и водонапорная башня исчезли бесследно, здание вокзала было надстроено вторым этажом. Только здание казарм по счастливой случайности осталось практически в первоначальном виде, в связи с тем, что оно находилось в отдалении от остального комплекса и не было затронуто территорией рынка. 
Здание вокзала, хоть и изменено в планировке, выполнено это на удивление качественно. При изменении фасада сохранились основные декоративные черты характерные для ансамбля МКЖД. По центру фасада сохранены пилястры, приближенные к ионическому ордеру с волютами и легкой рустовкой. 
 
МЦК
24.
 
МЦК
25.
 
ЛЕФОРТОВО
 
Архитектурный ансамбль станции Лефортово выполнен по типовому проекту МКЖД, который мы с Вами уже видели в Ростокино. В комплекс первоначально входили пассажирское здание (вокзал), жилой дом V типа и путевые казармы. Первые два строения сохранились в практически первоначальном виде (жилой дом в отличии от ростокинского лишился только лишь печных труб), а вот путевая казарма, находившаяся вблизи пересечения МКЖД с Шоссе Энтузиастов, в 2012 году была снесена. Причину сноса назвать трудно (хотя есть предположение, что это было сделано из-за прокладки в районе четвертого транспортного кольца), но в итоге здание было восстановлено и перенесено в непосредственную близость к вокзалу.
 
МЦК
26.
 
Расположение в этом районе станции в начале XX века обусловлена необходимостью связи Московско-Казанской железной дороги с остальным периметром города. После революции здесь начинает активно развиваться промышленность, и железная дорога приобретает еще одно целевое направление.
 
МЦК
27.
 
АНДРОНОВКА
 
В середине XX века Андроновка была одной их крупнейших станций МКЖД, а сегодня это еще одна станция, которая претерпела значительные архитектурные потери и изменения.  Первоначальный ансамбль станции включал в себя пассажирское здание (вокзал), 2 жилых дома II-го и III-го типа, водоподъемную башню и сторожку. Изменения во внешнем облике коснулись всего комплекса. К элегантному зданию вокзала была сделана пристройка, увеличившая его площадь вдвое, но ужасно нарушившая его архитектурную концепцию и оформление. Жилой дом III-го типа претерпел изменение кровли, которая была заменена на обычную четырехскатную крышу. В настоящее время рядом с ним красуется "новодел", коряво декорированный под стилистику, однако явно выделяющийся из общего ансамбля. Жилой дом IIго типа и водоподъемная башня были снесены приблизительно в 2000х.
 
МЦК
28.
 
На станции Андроновка, впервые на МКЖД, в 1955 году была оборудована и опробована система маршрутно-релейной централизации, позволившая отказаться от работы стрелочников, объединив их работу в один пульт дежурного.
 
МЦК
29.
 
МЦК
30.
 
УГРЕШСКАЯ
 
Павильон станции, построенный в стиле модерн, повторял черты сооружений Николо-Угрешского монастыря, по которому сама станция и получила своё название. Станция Угрешская - самая дальняя от основного депо Лихоборы, поэтому на ней было выстроено много служебных зданий, которые сохранились. С южной стороны станции находился воинский пункт питания. От него сохранилось 4 здания и водонапорная башня.
 
МЦК
31.
 
Рядом со зданием станции находится байкерский клуб «Ночной поезд», по бокам от здания которого установлены узкоколейный тепловоз ТУ6А и вагон ПВ40. В непосредственной близости от зданий бара и станции установлен в качестве памятника вагон метро типа А № 21.
 
МЦК
32.
 
МЦК
33.
 
МЦК
34.
 
КОЖУХОВО
 
Железнодорожная станция располагается вблизи территории ЗИЛа. Сохранилось только одно пассажирское здание.
 
МЦК
35.
 
Пост управления в северной горловине снесён при строительстве Третьего транспортного кольца в начале 2000-х. Пост управления в южной горловине находился на территории завода ЗИЛ, и был снесён в 2016, вместе с заводом. Около вокзала находились двухэтажные кирпичные жилые дома. Они снесены при расширении ЗИЛа в 1930-х годах.
 
МЦК
36.
 
МЦК
37.
 
МЦК
38.
 
КАНАТЧИКОВО
 
Сохранился вокзал начала XX века (Канатчиковский проезд, 6). Это двухэтажное здание (на уровне улицы второй этаж, на уровне станционных путей, находящихся в выемке — первый этаж). Кроме того, сохранились два жилых дома, сторожка и будка централизации, пакгауз.
 
МЦК
39.
 
МЦК
40.
 
Само здание станции интересно своим декором и деталями.
 
МЦК
41.
 
МЦК
42.
 
Пора уже всем пользоваться Московской кольцевой дорогой и пересаживаться с автотранспорта.
 
МЦК
43.
 
На станцию Канатчиково можно попасть, доехав до станции Площадь Гагарина, это единственная подземная станция.
 
МЦК
44.
 
МЦК
45.
 
ВОРОБЬЕВЫ ГОРЫ
 
Станция была открыта в 1908 году и заняла территорию бывшего Вавилонского сада, принадлежавшего Новодевичьему монастырю. Двухэтажное здание вокзала (Хамовнический вал, д. 1) содержало в себе и квартиры для служащих, и пост управления стрелками, а также буфет (единственный на Московской окружной железной дороге). Переход на платформу осуществлялся со второго этажа. И здание вокзала, и этот переходный мост сохранились до настоящего времени. Здание занимает Юго-Западная транспортная прокуратура Московской межрегиональной транспортной прокуратуры.
 
МЦК
46.
 
Станция обслуживала подъездной путь к заводу «Каучук» на улице Усачёва. Путь впервые обозначен на картах конца 1920-х годах, был разобран во второй половине 1950-х годов при строительстве стадиона «Лужники», когда прирельсовая складская база завода была переведена в «Очаково».
 
МЦК
47.
 
На станции сохранились старые фонари.
 
МЦК
48.
 
Вид здания станции с другой стороны.
 
МЦК
49.
 
Путепровод, построенный в 1950-х годах.
 
МЦК
50.
 
Сейчас на бывшую станцию "Воробьевы горы" можно попасть, доехав до станции "Лужники" МЦК.
 
МЦК
51.
 
КУТУЗОВО
 
В процессе строительства Третьего транспортного кольца площадь станции была резко сокращена, станция практически прекратила работу. С 2000 года является парком станции Пресня.
 
МЦК
52.
 
МЦК
53.
 
Когда мы искали другие постройки станции Кутузово но натолкнулись на другую станцию. Поты́лиха — это бывший остановочный пункт (полустанок) Малого кольца Московской железной дороги в Москве. Всего было два полустанка: Потылиха и Военное Поле.
 
МЦК
54.
 
Название произошло от слободы Потылиха, к концу XIX века превратившуюся в дачную местность. Самое высокое станционное здание на Малом кольце Московской железной дороги. Построено в 1905—1907 годах по индивидуальному проекту архитектора Александра Померанцева и инженера Лавра Проскурякова. С 1930-х годов, после окончательного прекращения пассажирского движения, станция исчезает с железнодорожных карт. Здание вокзала используется как жилое до полного обветшания.
 
МЦК
55.
 
МЦК
56.
 
Бывший жилой дом при станции Кутузово в настоящее время занимает Дорогомиловская районная прокуратура.
 
МЦК
57.
 
ПРЕСНЯ
 
К бывшей станции Пресня можно попасть только по железнодорожному пути от станции Шелепиха. На фото будка стрелочников.
 
МЦК
58.
 
Сохранился пассажирский вокзал.
 
МЦК
59.
 
МЦК
60.
 
МЦК
61.
 
МЦК
62.
 
МЦК
63.
 
МЦК
64.
 
Вход в станцию Шелепиха.
 
МЦК
65.
 
МЦК
66.
 
СЕРЕБРЯНЫЙ БОР
 
Очень часто происхождение названия станции ошибочно связывают с Серебряным бором на западе Москвы. На самом деле станция получила название по стоявшему вокруг неё «столетнему» сосновому бору, носившему в старину название «Серебряный Бор». К концу XIX века этот лесной массив получил новое название «Большая Всехсвятская роща». На сегодняшний день сохранились две будки централизации, казарма, вокзал и помещение для хранения багажа.
 
МЦК
67.
 
МЦК
68.
 
Помещение для багажа.
 
МЦК
69.
 
На фото будка централизации, а современная станция Панфиловская еще не открылась, открытие ожидается в конце октября.
 
МЦК
70.
 
МЦК
71.
 
МЦК
72.

Вы хотите, чтобы я сделал детальный рассказ про каждую станцию? Если да, то я выложу фотографии всех сохранившихся построек каждой станции и детально расскажу про их особенности.
Tags: А.Н. Померанцев, МКЖД, Москва, Н.В. Марковников, модерн, промышленная архитектура, псевдорусский стиль, фото 2016
Subscribe

promo vadimrazumov.ru апрель 17, 23:09 21
Buy for 100 tokens
"Живой журнал" отметил юбилей - 25 лет. Уже много лет наблюдаю за тем, как многие рассуждают об уходе эпохи ЖЖ. И много лет не нахожу для себя ничего лучше этой платформы - для описания усадеб она подходит идеально! За 15 лет ведения блога "Живой журнал" преподнес мне множество…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 182 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →