Советский стейк-хаус - так я называю павильон, который был лицом всей Мясной промышленности в советские годы. Основное меню дегустационного зала было подчинено экспозиции и тематике павильона. Оно включало: пирожки с мясом, сосиски, пельмени и котлеты, вырабатываемыми автомашинами, установленными в павильоне, а также разнообразные мясные блюда, приготовленные из полуфабрикатов, изготовленных Московскими мясокомбинатами. Именно с такого вкусного и сытного павильона мы вместе с искусствоведом Борисом Бочарниковым начинаем рассказ об архитектуре и истории легендарной выставки. Благодарим за помощь в проведении фотосъёмки Пресс-службу АО "ВДНХ", и, особенно, руководителя пресс-службы Павла Андреевича Жаворонкова .
ВДНХ, бывшая ВСХВ – оазис для каждого ценителя архитектуры. Именно здесь, на аллеях и площадях грандиозного выставочного города гармонично сосуществуют большие и малые архитектурные формы, в своей совокупности являющиеся свидетельствами о том последнем витке развития русской классической архитектуры 1930-1950-х гг., давшем немало блестящих архитектурных работ, по-праву в наши дни считающихся классическими. Пожалуй, что одним из таких образцов, бесспорно, является грандиозный павильон Мясной промышленности (бывш. «Главмясо»), выстроенный к открытию послевоенной ВСХВ 1954 года по проекту В.М.Лисицына, С.Г.Чернобая и при участии скульптора Н.А.Конгиссера.
Это величественное, и, вместе с тем, гармоничное сооружение, расположено позади легендарного павильона «Космос» (бывш. «Механизации и Электрификации…»), фланкируя собой его купольную часть вместе со столь же монументальным зданием бывшей Чайной со стороны пруда № 2. Строгая архитектура павильона, почти, как и каждый павильон выставки, подчёркивает значение мясоперерабатывающей промышленности как неотъемлемой сферы сельского хозяйства в области переработке пищевых ресурсов и в обеспечении необходимой мясной продукцией граждан Советского Союза.
2. |
1954 г. |
Каждый, кто хотя бы раз видел этот павильон, не отрывал своего взора на величественный портик главного ризалита, увенчанный монументальной скульптурой «Боец с Быком». Тема древневосточного и античного наследия здесь очевидно проступает сквозь брутальную неоклассически исполненную форму, трактованную, на первый взгляд, в духе соцреализма. |
3. |
Учитывая местоположение павильона, играющего роль Пилона, зримо отделяющего зону растениеводства от раздела Животноводства, можно сказать, что в мощной фигуре бойца и в полной динамике фигуре быка нетрудно угадать Геракла, в своем седьмом подвиге укротившего критского быка, которого позже принесли в жертву либо Афине, или Аполлону. Вплетение мифологического аспекта в понимание советской архитектуры периода т.н. «сталинского ампира» неслучайно, поскольку классическая традиция и процесс изучения наследия римской античности и XVIII-XIX вв., несмотря на особенности своего времени, неизбежно давали советским зодчим благотворную пищу для широты своего поля индивидуального творческого языка. К сожалению, в силу формального подхода к интерпретации советской неоклассической архитектуры, эта тема пока остаётся не разработанной специалистами, хотя Е.В. Пчелов и О.А. Зиновьева сделали попытки понять этот феномен, сделав ряд, бесспорно, значимых для этой проблематики публикаций. |
4. |
Переводя взгляд со скульптуры на архитектуру павильона, можно заметить, что она отличается некоторой скупостью, лаконичной лапидарностью, монолитностью объёма. Прямоугольный, несколько продолговатый объём павильона имеет трёхчастное членение главного фасада. Центральный ризалит фланкирован боковыми, отмеченными лепными венками с лентами букрания. Четырёхколонный портик, зрительно поддерживающий мощный антаблемент со скульптурной группой, обращает внимание своими капителями, отсылающими к облику дворца Дария I в Персеполе. Между колоннами, как и в оконных заполнениях главного фасада, необычно решено остекление, заключённое в переплёты в греческом стиле. |
5. |
6. |
Входя через красивые порталы, расположенные наподобие триумфальных врат, посетитель попадал в просторный вестибюль-холл, главным украшением которого служит парадная лестница, плавно переходящая в балкон, устроенная наподобие парадной двухмаршевой лестницы в каком-либо из петербургских дворцов. |
7. |
Прямо над ней в золочённой раме расположено большое полотно кисти Б.В. Щербакова «пасущееся стадо», исполненное маслом в тёплой цветовой гамме. |
8. |
Вводный зал павильона |
Завершает оформление зала ложный купольный свод, играющий роль люстры. Пропорции купола, рисунок деталей и пропорциональная гармоничность и взаимосвязь с другими элементами отделки зала невольно рождает ассоциацию с работами выдающихся мастеров эпохи классицизма – Кваренги, Камерона и Тома де Томона. |
9. |
В филёнках второго яруса нетрудно заметить заключённое в картуши керамические панно с видами крупнейших мясокомбинатов СССР (худ. Ливанов). |
10. |
1954 г. |
Холл павильона – это не только парадная лестница, но и вводный (центральный) зал, из которого можно было попасть в другие залы: на первом этаже - в демонстрационные залы, в которых можно было познакомиться воочую с процессом и технологией изготовления продукции из мясного сырья, а также ознакомиться с новейшими открытиями биологии и химии, используемыми в данной отрасли; на втором – в дегустационный и торговый залы. |
11. |
12. Сохранились подлинные лампы. |
13. |
14. |
Если отделка первых двух залов не заслуживает особого интереса, за исключением кессонированных потолков, то залы второго этажа являются примерами высокого вкуса и мастерства, утраченного в середине 1960-х гг. |
15. |
16. |
17. |
Торговый зал |
Торговый зал, отделка которого состоит из стука (искусственного мрамора), плоскостей бриллиантового руста (из керамики) и белого мрамора цоколя, занимает особое значение в истории русского искусства. Именно здесь находятся исключительные по своим художественным достоинствам керамические панно, исполненные художником-анималистом В.В. Трофимовым. Являясь примером художественного анималистического панно, подчинённого мягкой тональной палитре цвета, эти работы, тем не менее, могут рассматриваться и как самостоятельные художественные работы, в которых угадываются мотивы, встречавшиеся в живописи XVIII-XIX вв., но и японской графики, особенно, очевидные отсылки к творчеству Хукусая. |
18. |
Программа павильона в целом отсылает к стоявшему почти на этом месте довоенному павильону, построенного по проекту архитектора Ф.Я. Белостоцкой в стиле арт-деко. |
1939 г. Первоначальный павильон. |
Импозантный, сияющий белизной стен и позолоты, павильон «Главмясо» был построен по проекту архитектора Ф.Я. Белостоцкой. Оно собой представляло собой двухэтажное, с двухъярусной террасой здание, в своём облике дословно воспроизводящее здание информационного центра Колониальной выставке в Париже 1931 года. «Купольные» очертания купола, скульптуры быков, работы скульптора П.А. Баландина, и общее колористическое решение, построенное на сочетании белой глади стен и золотистой бронзы деталей. Позже, скульптуры Быков, стоявших возле павильона, были перенесены к новому, до 1956 года носившему имя «Главмяса». К сожалению, до наших дней они не сохранились. |
1939 г. |
19. |
20. |
21. |
22. |
23. |
1954 г. |
24. |
25. |
26. |
27. |
28. |
29. |
30. |
Дегустационный зал |
Расположенный слева от лестницы зал предназначался для дегустаций, наподобие ресторана. Строгая неоклассическая чистота линий, игра панелей орехового дерева, зеркал и глади стен, несомненно, отсылают к тенденциям 1910-1930-х гг., в которых угадываются мотивы ранних Весниных, и классического ар-деко. В торце зала, как и в противоположном торговом зале, устроен сохранившийся до наших дней прилавок, также обшитый орехом. В углах, со стороны двери, сохранились небольшие шкафчики, включённые в линию цоколя, прежде внешне игравшие роль тумб. |
31. |
1954 г. |
Ныне, из всех элементов декоративно-прикладного искусства в зале, кроме люстр с хрустальными подвесками, сохранился керамический фонтан виде растительной композиции, прежде венчавшейся скульптурной группой поросят, исполненной по эскизу художника В.В.Трофимова. |
32. |
33. |
Хотя интерьер дегустационного по роскоши изысканности в отделке превосходит оформление легендарного ресторана «Золотой колос», но основное меню здесь было подчинено экспозиции и тематике павильона. Оно включало: пирожки с мясом, сосиски, пельмени и котлеты, вырабатываемыми автомашинами, установленными в павильоне, а также разнообразные мясные блюда, приготовленные из полуфабрикатов, изготовленных Московскими мясокомбинатами. По сути, в наше время это был бы «Стейк-хауз». |
34. |
1954 г. Из архива АО "ВДНХ". |
35. |
36. |
37. |
38. |
39. |
В настоящее время павильон Мясной промышленности имеет статус объекта культурного наследия федерального значения, по праву считаясь одним из лучших павильонов ВСХВ-ВДНХ. Несмотря на эпоху 1990-2000-х гг., в залах павильона лишь некоторое время располагались торгово-офисные точки, которые позже, вплоть до 2014 года оставались в бывших подсобных и служебных помещениях. |
40. |
В начале 2000-х гг. на парадной лестнице и на первом этаже, как на фасаде, были проведены небольшие ремонтные работы косметического характера, хотя и несколько исказившие первоначальный облик, но наметившаяся новая жизнь в истории павильона так и осталась неосуществившимся будущим. |
41. |
1955 г. Из коллекции С.Г.Величко. |
42. |
Старые фотографии |
Из архива АО "ВДНХ" |
Давайте взглянем на старую документацию 1950-1954 годов из архива АО "ВДНХ". |
1976 г. Источник https://pastvu.com/p/396701 |
1954 г. |
до 1954 г. |
до 1954 г. |
до 1954 г. |
Сегодня мы с вами побывали в павильоне №51. |
Сейчас, когда ВДНХ переживает эпоху своего нового рассвета, когда из-под модернистских не представляющих никакой художественной ценности внешних и внутренних фальшь-стен обнажаются первоначальные фасады и интерьеры, появилась надежда, что и у павильона Мясной промышленности уже недалёк тот час, когда его двери вновь будут открыты навстречу гостям Выставки! Реставрация павильона планируется в 2017-2018 году. |
Список литературы
1. Справочник «Что где на Выставке», ОГИЗ, М., 1939 г. |
Journal information