И вот, приходит новый собственник усадьбы - "Распорядительная дирекция Министерства культуры", которая не может распоряжаться своим объектом и выставлять его на аукцион, так как судится по иску от Минобороны за землю и в тоже время у нее нет договора с арендатором Белого домика, так как арендатор заключил договор аренды на 49 лет еще до прихода "Дирекции". Вот так выглядит усадебная "Санта-Барбара". Все эти полгода собственник и Минобороны выбирали эксперта, который даст ответ, на чьих землях стоят усадебные постройки: военной или невоенной. Экспертиза завершилась на прошлой неделе в пользу "Дирекции", но устроит ли она вторую сторону?
А что внутри домика? Внутри уникальный Золотой зал с росписями по золотому фону в технике гризайль по рисункам Буше, тончайшая лепнина, редкие по форме кафельные печи. Сам домик возможно построен по проекту архитектора де-Герна, работавшего для Голицыных в Архангельском. Съемка получилась экстремальной: помещение практически полностью лишено света, везде лежит строительный мусор и разобраны полы. Шедевральная смесь из лепнины, изразцов и росписей ложится приятной пылью гениев эпохи классицизма Людовика XVI на джинсы и линзы объектива...
Дата фотографий: 2016 год, 11 августа.
Территория вокруг Белого домика закрыта для общего доступа. Везде заборы, бетонные плиты, непонятные люди, чьи-то машины. |
2. |
Фотографии так хорошо ложатся на цитаты из книги А.Н. Греча "Венок усадьбам": "На зеленом лугу - две мраморные вазы. За ними - одноэтажный, нежно-палевый павильон с колонной лоджией. На фасаде четко проложены тени, подчеркивающие спокойную грацию удивительно благородных форм раннего классицизма. В павильоне - раскрытые окна и доносящиеся оттуда звуки музыки, закругленные и законченные каденции Рамо или Люлли. И кажется, что это не Россия, тем более не измученная страна послереволюционных лет. Может быть, запущенный и мало посещаемый уголок Версальского парка или скорее - забытый и заброшенный павильон в обширных садах Шантильи. " Хотя, лучше всего старые ложатся, чем новые... |
Фото 1959 г. "Белый домик". Источник: levakov.livejournal.com . |
Белый домик. Парковый фасад, разрез. За план спасибо Виталию Царину. |
Вот так сейчас выглядит вход "забытого павильона в садах Шантильи" со стороны паркового фасада. |
3. |
Рядом со входом стояла вот такая мраморная ваза. Сейчас ее можно увидеть в усадьбе Архангельское. |
Фото начала ХХ века. "Белый домик
в усадьбе кн. Н.А.Голицына. Никольское-Урюпино,
Звенигородскоrо
уезда". Из книги А.Н. Греча "Венок усадьбам". |
"Пролетающие стрижи скользят мгновенными тенями по освещенному солнцем фасаду; на краю мраморной вазы блестят чешуйками ажурные крылышки присевшей стрекозы... При входе в лоджию мраморные сфинксы - полульвы и полуженщины глядят вперед загадочно и волнующе. Полированный мрамор передает их округлые формы; теплый камень, нагретый солнцем, точно живая и трепетная плоть... Хочется думать, что все это - в сказочном, очарованном сне. Точно здесь место действия старинных, тронутых современностью или современных, насыщенных ароматом старины - романов и новелл Анри де Ренье. " |
Фото 1959 года. Ваза сейчас находится в музее-усадьбе Архангельское. Источник: levakov.livejournal.com . |
"На садовом фасаде - лоджия с изящными ионическими колоннами. Над дверью в крошечный вестибюль - полинявшее, выцветшее фресковое панно. В дверь видно трехчастное среднее окно зала, красиво разделяющее фасад с двумя колонными портиками-подъездами по краям. На всей архитектуре - печать тонкою и изящною мастерства. Оттого еще более интересным делается творческое лицо шевалье де Герна, этого мастера без биографии, создавшего весь ансамбль Архангельского и, возможно, строившего еще в Денежникове Талызиных, где дом композицией чрезвычайно близок к белому павильону Никольского-Урюпина." |
4. |
Колонная лоджия исписана фресками. |
5. |
Фресковое панно над входом. |
6. |
Белый домик в плане одноэтажный, с подвалом и антресолями, выходящими в парковую лоджию. Его архитектура близка к эрмитажам, где скульптура и живопись сливаются в одно целое. Симметричное в плане здание имеет анфиладную планировку. |
ПАМО 1975 года. План Белого домика. |
Белый домик. Дворовый фасад, боковой фасад. За план спасибо Виталию Царину. |
Пройдя сквозь лоджию мы попадаем в небольшой вестибюль. |
7. |
8. |
Золотой зал. |
После вестибюля мы попадаем в главную комнату - Золотой зал. |
Золотой зал в Белом домике усадьбы Никольское-Урюпино. Фото из журнала «Старые годы», 1910 год (июль). |
В 1920-х годах здесь был музей дворянского быта. |
9. |
Трехчастное окно зала, из которого открывался вид на храм. Перед окном стояла мраморная ваза с плоской чашей. |
10. |
Стены зала расписаны по золотому фону в технике гризайль. |
11. |
"Внутри белого дома - великолепный золотой зал с тончайшими арабесками по потолку и стенными панно, в обрамлении пилястров, с красивой и изысканной отделкой дверей и окон. В разнообразии, изяществе, мастерстве орнаментов чувствуется свежесть первоисточника. Перед средним, трехчастным окном стоит мраморная ваза с плоской чашей - в простенках низкие, не заслоняющие декорации стен скамейки-банкетки. " |
12. |
13. |
14. |
Плафон и стены расписаны по рисункам Буше и окаймлены карнизом с тончайшей орнаментальной лепкой. |
15. |
Плафон золотого зала. |
16. |
Памятники архитектуры Московской области, 1975 год. "Золотой зал. Фрагмент плафона в Белом домике". |
17. |
В торах зала с двух сторон были помещены редкие по форме кафельные печи. В свое время в нишах печей стояли бюсты. |
18. |
"В белом доме Никольского-Урюпина стены и обстановка хранят молчание, да и вещей сохранилось совсем немного. Лишь кое-где банкетки, кресла с обветшавшим штофом обивки, осветительные приборы, зеркала, таинственно хранящие в помутневшем стекле совсем иные отражения. В одной из комнат следы пули, выстрела. Говорят - память о французах 1812 года... Павильон зачарован и внутри. Таким остался он в памяти. Но только в памяти, да разве еще в снимках и немногих зарисовках". |
19. |
20. |
Реставрация за советские и последние годы начиналась не менее трех раз, но так и не завершилась. Со слов Ильи Левакова в архиве Союзреставрации у архитектора Горбачевой Ольги Сергеевны обмерены и зафиксированы все элементы интерьеров и процесс их реставрации. |
21. |
22. |
Роспись десюдепортов над одной из дверей. |
23. |
Вторая кафельная печь. |
24. |
25. |
26. |
27. |
28. |
Осмотрим комнаты по левую сторону от главного входа. |
29. |
"Никогда не подновлявшиеся росписи продолжаются и в соседних небольших комнатах, уютных и интимных, но, как все здесь, - скромно-молчаливых. В зеленой - верно, была спальня; вспоминается аналогичная комната в Китайском дворце Ораниенбаума, этом характерном итальянском "казино" - спальня с альковом, выложенным зеркалами, где протекал роман Екатерины с будущим польским королем Станиславом Понятовским... " |
30. |
31. |
32. |
В 1920-е годы по приказу Троцкого Белый дом в Никольском-Урюпине заняло военное ведомство под склад взрывчатых веществ для расквартированного неподалеку саперного отряда, но по-моему они сохранили его лучше чем последние арендаторы. |
33. |
34. |
В одной из комнат сохранилась роспись плафона. На следующих фотографиях мы увидим похожий плафон в симметричной комнате противоположного крыла. |
35. |
36. |
37. |
Фрески, 1776-1778 годы. |
38. |
Вернемся обратно через Золотой зал ко входу. |
39. |
40. |
Здесь небольшая комната "реставраторов" возле входа. |
41. |
Сколько еще реставраций Белого домика нас ожидает и начнется ли следующая? |
Фото 1959 г. "Белый домик". Реставрация живописи и внутренней отделки "Белого домика" начиналась неоднократно. Источник: levakov.livejournal.com . |
42. |
ПАМО 1975 года. "Белый домик со стороны парка". |
Теперь посмотрим на правое крыло со стороны входа. Оно было в полной темноте, поэтому я сделал несколько снимков со вспышкой. |
43. |
44. |
45. |
46. |
47. |
48. |
49. |
Колючая проволока напоминает всем, что вы на военной территории. Минобороны не хочет отдавать усадебный парк, требуя его присоединить к военно--инженерному полигону. |
50. |
Из проекта реставрации 2008 года. Спасибо Наталье Троскиной за присланные материалы. |
Из проекта реставрации 2008 года. |
Из проекта реставрации 2008 года. |
Из проекта реставрации 2008 года. |
Про историю усадьбы можно почитать мой пост здесь, про историю храма здесь. |
Усадьба Никольское-Урюпино. Генплан. 1- Белый домик, 2 - Большой дом, 3 - кухонный флигель, 4 - руинные ворота, 5 - церковь. Источник: ПАМО, 1975 года. |
Для сравнения с Белым домиком посмотрите на павильон Каприз в усадьбе Архангельское. А.Н.Греч, писавший об Архангельском в 1920-1930-х годах, полагал, что при Голицыных это здание было такой же изысканной затеей, как Белый домик в Никольском-Урюпине: «К сожалению, не сохранилось в прежнем виде подобное сооружение в самом Архангельском, — писал он, — когда-то построенный здесь павильон Каприз». Он был сильно перестроен при Юсуповых. |
Малый дворец "Каприз" - построен в конце XVIII века, и изначально являлся одноэтажным отдельно парковым павильоном. В 1818-1819 был надстроен еще один этаж. При князе Н.Б. Юсупове, при котором Архангельское переживало наибольший расцвет, в роскошно декорированном малом дворце висело много картин. Но после смерти князя, при его сыне, помещения здания сдавались в аренду, в связи с большими долгами Юсуповых. |
А вот колоннада лоджии главного дома усадьбы Денежниково. Греч сравнивал ее с Белым домиком. |
Главный дом усадьбы Денежниково. |
Ссылки
http://levakov.livejournal.com/68584.html |
http://tvkultura.ru/article/show/article_id/42568/ |
А.Н. Греч, "Венок усадьбам". |
Памятники архитектуры Московской области. Том I. М., 1975. С. 289-290; |
Страмнова Е.В. Экспозиционная работа в Николо-Урюпинском художественно-бытовом музее // Остафьевский сб.. вып. 2, с.37-40; |
А вы как думаете, звонок кому может ускорить прекращение судебных разбирательств и кто купит Белый домик, главный дом и усадебные земли на аукционе за 1 млрд. рублей?
Journal information