Данная статья подготовлена совместно с Паначевой Ксенией, руководителем туристско-образовательного проекта "Я вам покажу!", предлагающего необычные экскурсии по Рязани и области.
Усадьба Константиново. Часть 1. Село Константиново.
Усадьба Константиново. Часть 2. Усадьба Кашиной.
Усадьба Константиново. Часть 3. Усадьба родителей Есенина.
Владельцы усадьбы: Усадьба основана в середине XVII в. стольником кн. Я.К. Мышецким (ум. 1700), затем перешла к кравчему К.А. Нарышкину, женатому на его дочери кнж. А.Я. Мышецкой; далее отошла их дочери Т.К. Нарышкиной (1702–1757), вышедшей замуж за генерал-адмирала кн. М.М. Голицына-Младшего (1684–1764); после – их сыну вице-канцлеру кн. А.М. Голицыну (1723–1807), завещавшему в 1806 г. усадьбу своей внебрачной дочери Е.А. де Лицыной (1757–1842), бывшей замужем за камергером кн. А.Н. Долгоруковым (1757–1844); затем владели её племянники А.Д. Олсуфьев (1790–1853) и действ. ст. сов. и кавалер гр. В.Д. Олсуфьев (1796–1858), продавшие в 1879 г. усадьбу московским купцам братьям С.Г., А.Г. и Н.Г. Куприяновым; с 1897 г. – московский купец И.П. Кулаков (ум. 1911) и до 1917 г. – его дочь Л.И. Кулакова (1886–1937), вышедшая замуж за профессора филологии Н.П. Кашина.
Архитектор усадьбы: архитектор Казанской церкви - И.Е. Старов, реставрация С.Г. Варганов
Усадьбу посещали: С. А. Есенин, художник Л.О. Пастернак, директор Зоологического музея профессор Г.А. Кожевников, артист Малого театра Г.А. Худовлеев, литераторы Е.Л. Янтарёв и Н. Мешков.
Сохранность усадьбы: музейный объект
Адрес усадьбы: Рязанская область, Рыбновский район, с. Константиново
Дата фотографий: 2016 год, 6 февраля.
На входе в усадьбу нас встречают два дома современников Есенина – Дорожкиных и Минаковых. |
2. |
Их реконструкция завершена совсем недавно. |
3. Вход на территорию усадьбы Л. И. Кашиной |
Откуда в деревенском мальчишке такая гениальность? Как вышло, что у неграмотной женщины родился сын, так тонко чувствующий природу, человека и мастерски владеющий рифмой?
Тихий ветер. Вечер сине-хмурый. Я смотрю широкими глазами. В Персии такие ж точно куры, Как у нас в соломенной Рязани. Тот же месяц, только чуть пошире, Чуть желтее и с другого края. Мы с тобою любим в этом мире Одинаково со всеми, дорогая. |
4. Окские просторы |
Когда попадаешь в Константиново первый раз, ответы на эти вопросы находятся сами собой. Кажется, что здесь живет особый дух, гений места и рождение Есенина на рязанской земле стало не просто случайным стечением обстоятельств, а предначертанием. Здесь должен был рано или поздно родиться великий человек! И он родился. Родился в тяжелое для России время. Да разве были у России когда-нибудь легкие времена? |
5. |
Село Константиново – часть «тропы деревень», протянувшейся вдоль извилистого русла Оки, называемого в народе «поясом Богородицы». Высокий берег реки был заселен очень густо. Только в одном Константинове было порядка 700 дворов.
За горами, за желтыми долами Протянулась тропа деревень. Вижу лес и вечернее полымя, И обвитый крапивой плетень. Там с утра над церковными главами Голубеет небесный песок, И звенит придорожными травами От озер водяной ветерок. Не за песни весны над равниною Дорога мне зеленая ширь — Полюбил я тоской журавлиною На высокой горе монастырь. |
6. |
Село, как и сотни других на Руси, жило своим собственным традиционным укладом. Основная забота о семье и о хозяйстве ложилась, конечно, на плечи женщины. Девочек начинали приучать к труду уже в возрасте 6-7 лет: помогали нянчить детей, носить воду, мести полы. Сестры Сергея Александровича уже в 11-12 лет доили коров, стирали, жали и пололи. Мальчики начинали приобщаться к труду позже. Основной их заботой была помощь на пашне и уход за лошадьми. |
7. |
Одним из самых важных периодов жизни села был сенокос. Он представлял собой целый ритуал. Мужики отправлялись на сенокос первыми, брали с собой телеги, нагруженные одеждой, продуктами, инвентарем. Брали с собой и домик-шалаш, в котором предстояло прожить 2-3 недели.
Женщины вынуждены были помимо домашнего хозяйства и ухода за детьми, снабжать едой и своих мужчин. Несколько километров женщина тащила на себе полную корзину еды и емкости с молоком или щами. Готовили очень много. Во-первых, тяжелая физическая работа требовала хорошего питания, а во-вторых, есть приходилось у всех на виду, поэтому никому не хотелось перед соседями ударить в грязь лицом.
Не смотря на бытовые сложности, сенокос был самым веселым временем, особенно для девушек на выданье. Они надевали самые красивые платья и старались своим трудолюбием и сноровкой понравиться будущим свекрам.
Я люблю над покосной стоянкою Слушать вечером гуд комаров. А как гаркнут ребята тальянкою, Выйдут девки плясать у костров. |
8. Усадьба Л. И. Кашиной (интерьеры усадьбы мы посмотрим во втором посте). |
Земля в этих краях не слишком плодородная, да ее еще и мало, слишком уж тесно было на этом берегу Оки. Поэтому константиновские мужчины вынуждены были заниматься отхожим промыслом. Традиционно это была торговля в магазинах или трактирах в Москве или Санкт-Петербурге. Отец Сергея Есенина Александр Никитич с юности работал в Москве в мясной лавке и к сельской жизни был непривычен. |
9. Усадьба Л. И. Кашиной |
В селе широко отмечали церковные праздники. На Пасху катали яйца и обменивались ими. На Троицу наличники на окнах украшали березовыми ветками, а девушки надевали светлые платья и брали с собой в церковь букеты цветов, чтобы плакать над ними. Эта традиция имела очень глубокие древние корни, считалось, что слезы, пролитые над цветами, вызовут такой необходимый для буйного роста растений дождь. Троицыно утро, утренний канон, В роще по березкам белый перезвон. Тянется деревня с праздничного сна, В благовесте ветра хмельная весна. На резных окошках ленты и кусты. Я пойду к обедне плакать на цветы. Любили отмечать, конечно, и зимние праздники. На святки гадали, а на Крещение святили воду. Особое место в праздничном календаре занимали престольные праздники: Казанской Божьей матери и Софьин день, на который в село привозили карусель и продавали арбузы. |
10. |
Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных. По меже на переметке Резеда и риза кашки. И вызванивают в четки Ивы, кроткие монашки. Курит облаком болото, Гарь в небесном коромысле. С тихой тайной для кого-то Затаил я в сердце мысли. Все встречаю, все приемлю, Рад и счастлив душу вынуть. Я пришел на эту землю, Чтоб скорей ее покинуть |
11. |
Вообще жизнь села была неразрывно связана с церковью Казанской Божьей матери. Храм, построенный еще в 1800 году по проекту архитектора И. Е. Старова, находился сразу напротив окон есенинского дома. Каждый из церковных колоколов выполнял свою функцию и имел свое значение. Большой колокол оповещал о пожаре в другом селе и направлял путников, сбившихся с пути в метель.
Родимая! Ну как заснуть в метель? В трубе так жалобно И так протяжно стонет. Захочешь лечь, Но видишь не постель, А узкий гроб И - что тебя хоронят. Так будто тысяча Гнусавейших дьячков, Поет она плакидой - Сволочь-вьюга! И снег ложится Вроде пятачков, И нет за гробом Ни жены, ни друга! Средний колокол извещал о пожаре в Константинове. Бить в него можно было прямо с земли, к нему была привязана очень длинная веревка, спускающаяся вниз. |
12. Березки |
Мы еще немного побродим вокруг дома Кашиной и придем к храму. |
В зеленой церкви за горой, Где вербы четки уронили, Я поминаю просфорой Младой весны младые были. А ты, склонившаяся ниц, Передо мной стоишь незримо, Шелка опущенных ресниц Колышут крылья херувима. В этой церкви в 1895 году настоятелем отцом Иоанном был крещен сын Татьяны Федоровны и Александра Никитича Есениных Сергей. В 1953 году председатель местного колхоза задумал построить свинарники и разобрать колокольню на кирпичи. Для этого было решено колокольню свалить. Из опорных колонн вырубили кирпич, подперли деревяшками, облили керосином и подожгли. Колокольня рухнула, но вместо кирпича остался только щебень, благодаря особому раствору, замешанному на яйцах, который намертво склеил между собой кирпичи. Сейчас церковь полностью отреставрирована. Восстановить колокольню помог известный российский актер Сергей Никоненко. |
13. |
Я покинул родимый дом, Голубую оставил Русь. В три звезды березняк над прудом Теплит матери старой грусть. Золотою лягушкой луна Распласталась на тихой воде. Словно яблонный цвет, седина У отца пролилась в бороде. Я не скоро, не скоро вернусь. Долго петь и звенеть пурге. Стережет голубую Русь Старый клен на одной ноге, И я знаю, есть радость в нем Тем, кто листьев целует дождь, Оттого что тот старый клен Головой на меня похож. |
14. |
Напротив церковных ворот, в окружении яблонь, вишен, сирени и жасмина, жил рано овдовевший священник Иоанн Яковлевич Смирнов со своей дочерью. Этот человек и его гостеприимный дом были центром духовной и культурной жизни села. Люди тянулись к мудрому, начитанному пастырю. Сергей часто приходил в дом настоятеля, читал книги из его библиотеки. Летом к отцу Иоанну приезжали племянники Николай и Анюта Сардановские. Николай стал Есенину добрым другом, а Анюта – первой любовью. Ее инициалы он подарил своей Анне Снегиной.
В пятнадцать лет Взлюбил я до печенок И сладко думал, Лишь уединюсь, Что я на этой Лучшей из девчонок, Достигнув возраста, женюсь. Отец Иоанн сыграл значительную роль в жизни Сергея Есенина. Именно он посоветовал ему учиться дальше. |
15. |
После революции в гостеприимном некогда доме священника Смирнова стало тихо. Те, кто когда-то ел с его стола, больше не приходили в гости, избегали, как неугодного человека. Смерть Сергея Есенина стала для отца Иоанна тяжелым ударом. Все, что было в его силах, он сделал: заочно отпел Есенина по всем православным канонам.
И первого Меня повесить нужно, Скрестив мне руки за спиной: За то, что песней Хриплой и недужной Мешал я спать Стране родной. |
16. |
17. Территория усадьбы Л. И. Кашиной |
18. |
Подходим к храму. |
19. Церковная ограда. |
20. Часовенка на высоком берегу Оки. |
21. |
22. |
23. Казанский храм. |
24. |
25. |
26. Восстановленная колокольня Казанского храма |
Дом священника Иоанна Яковлевича Смирнова был воссоздан в 2010 году. |
27. |
28. |
29. |
30. |
Рядом с храмом в 2003 году по архинвым чертежам была воссоздана часовня Сошествия Святого Духа. |
31. |
И еще детали церкви. |
32. |
33. |
34. |
35. |
36. Страна березового ситца |
Детали дома священника. |
37. |
38. |
39. |
40. |
41. |
Напротив храма находится усадьба родителей Есенина и памятник Сергею Есенину работы Анатолия Бичукова, установленный в 2007 году. |
42. |
43. Дом Есениных |
44. Усадьба Есениных находится в самом центре села напротив Казанского храма |
45. Домик Есениных (интерьеры домика посмотрим в ближайшем посте). |
46. Земская школа, в которой с 1905 по 1909 год учился С. А. Есенин |
47. |
48. |
49. |
50. Константиново - это жилое село. По соседству с домиком Есениных живут обычные люди, для которых Константиново - это не музей, а родной дом. |
Старые фотографии |
1900 г. Дом, в котором родился Сергей Есенин |
1909 г. Сергей Есенин с односельчанами. Узнаете его на фото? |
1909 г. Похвальный лист, выданный Сергею Есенину за успехи в учебе. По сей день он висит на стене в доме Есениных. |
1910 г. |
1911 г. Усадьба Кашиных |
1912 г. Постройка плотины близ села Кузминского по соседству с Константиново. Фото С. М. Прокудина-Горского |
1912 г. Постройка шлюза близ села Кузминского по соседству с Константиново. Фото С. М. Прокудина-Горского |
1912 г. Устой для плотины близ села Кузминского по соседству с Константиново. Фото С. М. Прокудина-Горского |
1925 г. |
1969 г. Дом-усадьба Кашиной Архив Anspok Evgeny |
1970 г. Колокольни больше нет |
1992 г. |
1993 г. Начало строительства колокольни |
В лицах |
1. А. М. Голицын |
2. Сергей Есенин с отцом (слева) |
3. Александр и Татьяна Есенины |
4. Родители Сергея Есенина |
5. Анюта Сардановская |
6. Катя и Шура Есенины |
7. Федор Андреевич Титов, дедушка Сергея Есенина |
8. Г. А. Кожевников |
9. И. Е. Старов |
10. И. П. Кулаков, отец Л. И. Кашиной |
11. Отец Иоанн Смирнов |
12. Семья Куприяновых |
13. Лидия Ивановна Кашина - последняя владелица усадьбы в Константиново |
14. Л. О. Пастернак |
15. Сергей Есенин, 1912 год. |
16. Сергей Есенин, 1914 год |
17. Сергей Есенин, 1916 год |
18. Сергей Есенин с сестрами |
19. С. Г. Куприянов |
20. В. Д. Олсуфьев |
Старые карты |
1822 год. |
1850 год. |
1899 год. |
1924 год. |
Ссылки
Чижков А.Б., "Рязанские усадьбы", 2014 г. Рассказывают современники. Жизнь Есенина / Сост., вступ. ст. и прим. С. П. Кошечкина. М., Правда. 1988. Есенин С. А. Сочинения./ Сост., вступ. статья и коммент. А. Козловского. М.: Художественная литература, 1988. Сергей Куняев, Станислав Куняев. Сергей Есенин. Изд. 7-е. М.: Молодая гвардия, 2015. Галина Иванова. Как родина и как весна.... / Насельники рязанских усадеб, Рязань, 2007. Галина Иванова. Иван Петрович Кулаков. http://www.history-ryazan.ru/node/14040 Лескова Наталия. Девушка в белой накидке. http://www.trud.ru/article/19-07-2001/27181_devushka_v_beloj_nakidke.html |
Journal information