Усиливают пластику стен и восемь ниш с белокаменными статуями римских богов. Несмотря на то, что история не сохранила имена русских скульпторов, работающих над статуями в нишах Грота, известно имя резчика М.И. Зимина, выполнившего клейма во фронтонах, маскароны с львиными головами и капители колонн.
Особую благодарность при создании аудиогида выражаю заместителю директора по научной работе Сягаевой Людмиле Венадьевне, а также экскурсоводу Гаянэ Аветян - за озвучку. Все экспонаты сопровождаются классической музыкой, что передает атмосферу прошлых веков. Сведение аудиогида и звука помогал делать Александр Телицын aglomerat.
Установив приложение, в поиске пишем "Музей-усадьба "Кусково". Грот" и выбираем нужный аудиогид.
Аудиогид "Усадьба Музей-усадьба "Кусково". Грот" можно посмотреть и послушать в интернете с компьютера, щелкнув сюда.
2. Грот в усадьбе Кусково. |
Первое упоминание о кусковском Гроте относится к 15 декабря 1750 года. В нем говорится, что "...старое строение какое ныне на том месте есть снесть долой и очистить кроме грота". Не известно, какой это был Грот, деревянный или каменный. Он был убран зеркалами и раковинами. |
3. |
По указу П.Б. Шереметева в январе 1754 года "...штукатуры...явились и начали в гроте зеркалы и прочее обирать..." и "...взяв у садовника ящики которые была зделаны... раковины раскладывать по сортам и что будет иметь записку...". 1 марта 1754 года управляющий Алексей Толмачев доложил, что старый грот начали разбирать. |
4. |
В указе П.Б. Шереметева 1755 года говорится: "В селе Кускове будущей весной на известном месте делать грот которому присланы план и фасада и быть только в том гроте трем круглым комнатам которые назначены, а что промеж или оставлены в проходах места и в них слица двери оные отменить и стены у тех комнат свести вместе и сделать другие пристойные украшения и протчему украшению быть так как на фасаде показано и с оною отменою как оному гроту быть начертя план и фасаду прислать к его сиятельству для апробации...". Одновременно с этим П.Б. Шереметев приказал Федору Аргунову "...приготовить гроту и как перестроить мыльню и жилые покои, также как быть в Кускове кухне - планы и как приготовить отправить его в Петербург". |
5. На куполе Грота каменная ваза. |
Долго искали мастера, который бы выточил вазу на купол Грота. Наконец был "...сыскан токарь в артилерии которой взялся точить". В итоге, ваза была установлена 13 сентября 1761 года. |
6. Грот. Дверь. |
7. Особую декоративность фасадам Грота придают узорчатые золоченые решетки на окнах и дверях — уникальные образцы работы крепостных шереметевских кузнецов села Павлово. |
В сентябре 1761 года с резчиком Михаилом Ивановичем Зиминым был заключен договор на "...резную и лепную штукатурную работу по показанному чертежу". Резчик обязался "на камнях высечь" на фронтонах над дверьми клейма, сделать над окнами "раковины с орнаментами и львиными головами", у всех колонн вырезать капители, а за колоннами вырезать шестнадцать пилястровых капителей. |
8. Неизвестный русский скульптор XVIII века. "Церера". |
В 1761 году Ф.С. Аргунов уехал в Петербург. Дальнейшее строительство в Кускове происходило под руководством К.И. Бланка. |
9. |
В 1957 году была отреставрирована и выставлена в нишах павильона белокаменная скульптура. Четыре из восьми статуй считались безнадежно попорченными и лежали в подвалах дворца в виде бесформенных кусков камня. Над реставрацией работала бригада скульптуров во главе с И.П. Жаренковым. Согласно записи в инвентарной книге скульптуры называются: "Флора", "Венера", "Юпитер", "Церера(?)", "Диана", "Меркурий", "Юнона", "Флора". |
10. |
11. |
12. |
13. |
14. |
15. |
16. |
17. Невысокая, до подоконника, панель центрального зала служит пьедесталом для восьми пар коринфских колонн с золочеными базами и капителями, уводя взгляд через мощный карниз к тягам свода купола и далее в прорыв светового фонарика. |
6 июня 1765 года "...в гроте один кабинет делать подряжен лепной мастер немец...", а из села Павлова доставлены оконные решетки. |
18. Наборный мраморный пол. |
26 января 1766 года в село Кусково были отправлены мраморные плитки белого и серого цвета в количестве 600 штук для "настилки в гроте полов в двух кабинетах". В 1767 году эти полы мостятся. |
19. Через окна-люкарны, которые в XVIII веке затягивали зелеными тканями, лился зеленоватый, как вода, свет. |
Всю осень 1770-1771 годов П.Б. Шереметев переписывался с управляющим Петром Александровым насчет приглашения мастера для отделки второго кабинета Грота. 14 октября 1770 года П.Александров доложил, что для "убирания кусковского грота одного кабинета сыскан мастер по фамилии Фохт, который и прежде убирал в Гроте кабинет. За работу он просит 600 рублей и проезд в Москву и обратно в Петербург на коште". |
20. Декор интерьеров настолько самодостаточен, что был дополнен лишь люстрой и шестнадцатью бра «жестяных с листами и фарфоровыми цветами». |
Исходя из документов, предполагается, что первоначально Иоганом Фохтом и его работниками был отделан северный кабинет, а южный вторым, и для его отделки было использовано намного больше раковин. |
21. На стенах и сводах небольших «кабинетов», богато декорированных гипсовой лепниной и туфом, оживленными блеском дробленого стекла и кусочками зеркал, с барочной пышностью расцвели «гротески». |
22. Люстра в центральном зале. |
23. |
24. Ракушечная скульптура "Обезьянка с коробом". Германия, XVIII век. |
25. |
26. |
27. Два кабинета, расположенные вокруг центра Грота, ориентированы на разные стороны света – на юг и на север. В южном кабинете преобладают тёплые тона, в северном же кабинете холодные цветовые гаммы. |
В 1770-м году в село Кусково были доставлены "...в грот кусковский два стола мраморных подстолья под ними крашенные местами золоченные". |
28. Завершили украшение Грота размещенные в нишах деревянные и глиняные «куклы» в половину человеческого роста, убранные морскими и речными раковинами. |
29. |
В 1775 году для кабинетов Грота были заказаны деревянные и глиняные статуи, отделанные раковинами. Статуи заняли свои места в нишах кабинетов и в арках из зала в кабинеты. Размещение декоративной скульптуры в Гроте придало его облику особую прелесть и завершенность. |
30. Северный зал Грота. |
31. Скульптуры отличаются тщательной проработкой пластики лица. |
Часть фигур выполнена из глины в технике формования. Отдельно изготовленные части фигур соединяли (стыки хороши видны на внутренней поверхности обломков), затем подвергали обжигу и декорировали. Остальные фигуры были вырезаны из цельных дубовых стволов в половину человеческого роста. |
32. |
33. |
Journal information