Усадьба Богородское в пос. Володарский принадлежала Голицыным, как и их известное имение Архангельское. В конце XVII века в усадьба Богородское было много деревянных построек и церковь, в то время как в Архангельском была одна каменная церковь. В Советское время церковь в Володарском была превращена в пункт заправки газовых балонов. От усадьбы сохранился усадебный дом Е.Е. Шлихтермана рубежа XIX-XXв., флигель, руины служебных зданий, отдельные старые деревья парка. Рядом находится швейная фабрика Володарского, в цехах которой много лет трудились граждане из стран Юго-Восточной Азии. Недалеко от Володарского в деревни Малое Саврасово сохранились пещеры длиной в несколько километров...
Издревле село именовалось Ладыгиным. Боярин Алексей Федорович Шереметев на месте разобранной деревянной церкви построил в 1646 г. каменную, в честь Рождества Пресвятой Богородицы, с приделами во имя Алексия, человека Божьего, и великомученицы Параскевы Пятницы. Вскоре село стало носить название Богородское. |
2. Дорога из Константиново в Володарский. |
По Холмогоровым, церковь Рождества Богородицы в с. Богородском, бывшей д. Ладыгиной, вотчине боярина Федора Ивановича Шереметева впервые упомянута в 1646 г. В ней, кроме главного престола, два придела – Алексея человека Божия и Праскевы Пятницы. |
3. Вид на Володарский. |
Можно сделать некоторые предположения по поводу посвящения приделов. Наиболее вероятно устройство первого в честь рано умершего (в 1632 г.) сына Ф.И.Шереметева Алексея Федоровича. |
4. Фабрика в Володарском. |
Именно А.Ф.Шереметеву в 1628 году от Конюшенной канцелярии была продана д. Ладыгина, так что он является первым владельцем вотчины из Шереметевых и, скорее всего, строителем церкви Рождества Богородицы. |
5. Усадебный дом. |
Алексеевский придел мог быть освящен и в честь небесного покровителя царя Алексея Михайловича (вступил на трон в 1645 г.), но это маловероятно. |
6. Дом Е.Е. Шлихтермана. |
В 1645 г. Ф.И.Шереметев составил завещание, а к нему в виде дополнения челобитную царю, из которой видно, что его отношения со своими ближайшими однородцами (тремя двоюродными племянниками – Иваном, Василием и Борисом Петровичами Шереметевыми) были весьма недружелюбными. |
7. Новый мост. |
Ф.И.Шереметев собирался не только свои купленные, но и родовые вотчины отдать внукам – детям дочери Евдокии Федоровны от брака с боярином Никитой Ивановичем Одоевским. |
8. Разрушенный флигель и усадебный дом. |
Однако из-за смерти царя Михаила Федоровича челобитная была утверждена только в 1649 г., и к этому времени Ф.И.Шереметев отказался от своего намерения совсем обделить однородцев. |
9. Главный дом в 2011 году покрасили. |
Он все-таки завещал им родовые вотчины, а купленные и пожалованные (какой было и Богородское) роздал дочери и внукам - Прасковье Никитичне, сосватанной за кн. Григория Сунчелеевича Черкасского, а также Михаилу, Федору, Алексею и Якову Никитичам Одоевским. |
10. Хозяйственное строение. |
Богородское досталось Прасковье Никитичне. Отсюда и посвящение второго придела Параскеве Пятнице. |
11. Вид на фабрику. |
После ее смерти в 1656 г. Одоевские не вернули Богородское Шереметевым, не отдали они его и в род Черкасских. |
12. |
Оно было предназначено князю Якову Никитичу, но числилось за Никитой Ивановичем Одоевским. |
13. Каменная лестница к усадьбе. |
В 1684 г. Богородское было отдано в приданое за Анной Яковлевной Одоевской при выходе ее замуж за князя Дмитрия Михайловича Голицына (1665-1737). |
14. Река Пахра. |
На чертеже, сохранившемся в фондах Приказа тайных дел (РГАДА. Ф.27. Оп.1. Д.484. Ч.3. № 127), на обоих берегах Пахры, выше впадения в нее р. Жданки показано сельцо Саврасово, принадлежащее Григорию Сунчелеевичу Черкасскому, а ниже места впадения Жданки в Пахру - село Богородское Никиты Ивановича Одоевского, в нем каменная церковь и еще чуть ниже по течению реки – водяная мельница. |
15. Извилистая дорога. |
Это самое раннее изображение, к сожалению схематичное, церкви в Богородском. |
16. Сдержанной отделке первого этажа с наборным межэтажным поясом, противопоставлено богатство фактуры дерева: фигурные пилёные наличники, балконные ограждения, сильно выступающие карнизы. |
Поскольку владельцем Саврасова на плане значится Черкасский (он был убит собственной прислугой в 1673 г.), можно сделать заключение, что план снят до этой даты. |
17. Господский дом рубежа XIX-XX столетий с каменным низом и вторым деревянным этажом принадлежит стилю модерн. |
Примерно на это же время (1672-73 г.) сообщение о строительстве в Богородском новой церкви того же имени («прибыла вновь по сыску»). |
18. Краснокирпичные с белокаменной отделкой фабричные корпуса. |
В 1680 г. в селе Богородском «церковь во имя Рождества Пресв. Богородицы каменная, строение боярское». |
19. Пахра. |
Эта церковь построена Н.И.Одоевским, архитектором ее, как и всех остальных храмов в его вотчинах (Архангельского, Никольского-Урюпина и др.), был крепостной мастер П.С. Потехин. |
20. От фабрики через пешеходный мост можно перебраться на противоположный берег к остаткам усадьбы Богородское. |
Другой церкви в 1680 г. в Богородском не значится. Видимо, старая шереметевская церковь была разобрана и материал использовали при строительстве новой. |
21. |
Во владении князей Голицыных Богородское оставалось с 1684 по 1810 г. Несколько позже (на рубеже XVII-XVIII вв.) Д.М.Голицын из того же наследства Одоевских получил село Архангельское на старице Москвы-реки, которое впоследствии стало великолепной усадьбой, сохранившейся по сей день. |
22. Пешеходный мост. |
При Д.М.Голицыне Богородское было роскошно, по меркам своего времени, отстроено. |
23. |
Там был двухэтажный каменный дом, регулярный сад, обнесенный каменной оградой с воротами, украшенными каменными статуями, две каменные мельницы (бумажная и мучная) и одна ветряная. По всем показателям Богородское тогда опережало Архангельское. |
24. |
В 1732 г. кн. Д.М.Голицын начал строительство в своем имении на Пахре новой церкви в честь Казанской иконы Богоматери и завел книгу для сбора пожертвований (см. приложение III). |
25. |
Самому ему в это время пришлось уехать из Москвы (где двор и высшие учреждения находились с 1727 г.) в Петербург, и он уже не мог следить за ходом работ в своей подмосковной. |
26. Швейная фабрика Володарского, в цехах которой много лет трудились граждане из стран Юго-Восточной Азии. |
|
27. |
Итак, новая церковь строится на месте старой, Богородицерождественской. |
28. Володарскому 560 лет. |
Однако в XVIII-XIX веках в селе Богородском было два храма: Казанский и еще один, его называют «древним», а его престол то Никольским (в 1767 г.,), то Алексеевским (в документах XIX века). Когда же появился этот храм? |
29. |
Ведь, если на месте старой церкви времен Одоевских была построена Казанская церковь, то этот второй «древний» храм уже существовал к 1732 г. |
30. |
|
31. |
Значит в 1696 г. в Богородском появилась еще одна – Алексеевская – церковь. Никаких семейных мотивов посвящать храм Алексею человеку Божию у Д.М.Голицына не было. |
32. Флигель продается. |
Этот престол не мог быть связан и с его сыном Алексеем Дмитриевичем, так как тот в 1696 г. еще не родился, да и крещен был в честь Алексея Митрополита Московского. Следовательно, Д.М.Голицын восстановил старый Алексеевский придел шереметевской церкви, уцелевший после ее разборки Одоевским, заброшенный, и теперь вновь освященный как самостоятельный храм. |
33. |
В пользу этой версии говорит и тот факт, что при восстановлении Алексеевской церкви в 1990-х годах в ее южной стене был найден заложенный проход в другую (видимо, центральную) часть здания. |
34. |
Кроме того, на фотографии начала XX в. видно, что на той же южной стене отсутствует резной белокаменный карниз, следовательно, эта стена когда-то была внутренней. Итак, с 1696 г. в с. Богородском существовала вторая церковь – Алексеевская, представлявшая собой возрожденный придел древнего шереметевского храма. |
35. Хозяйственные строения усадьбы. |
После 1696 г. Д.М.Голицын долгое время не мог заниматься своими подмосковными. |
36. Охранник главного дома. |
Только в 1727-32 гг., когда весь двор и высшие государственные учреждения оказались в Москве, Д.М.Голицын – сенатор и член Верховного тайного совета – мог часто бывать в Архангельском и Богородском и вести здесь строительство. |
37. |
В 1737 г. Голицыных постигла катастрофа. Императрица Анна решила расправиться с ними. |
38. Живопись. |
Д.М.Голицын-«верховник» был заключен в Шлиссельбургскую крепость, где вскоре умер. Все его имения были отписаны в казну и на них составлены подробные описи. Такая опись по Богородскому, несомненно, существовала. |
39. |
Ее, как и опись Архангельского, обильно цитировал и пересказывал историк И.Е.Забелин в своей статье «Оранжереи и сады подмосковных вотчин кн. Дмитрия Михайловича Голицына в 1737 году». Забелин взял эти документы в Дворцовом фонде и обратно не вернул. |
40. |
Опись Архангельского удалось обнаружить в фонде Забелина в Отделе рукописей Государственного исторического музея, но описи Богородского там нет. |
41. |
Все это подробно описывалось дворцовым ведомством, но Забелин этого не процитировал. |
42. Парк. |
У Д.М.Голицына-«верховника» было два сына. Старший – Сергей (1796-1738) с молодых лет пребывал за границей, с 1722 был женат на Прасковье Ивановне Нарышкиной. |
43. |
Второй сын – Алексей (1797-1768) в царствование Анны Иоанновны был судьей Московского судного приказа. Именно на него легли все заботы по управлению голицынскими подмосковными. |
44. |
После смерти Анны Иоанновны он был возвращен из ссылки, сделан сенатором и ему отдали имения отца и брата. |
45. |
Николай Алексеевич Голицын (1751-1809) – строитель великолепного дворцово-паркового ансамбля в Архангельском – Богородскому не уделял особого внимания. Знакомство с теми немногочисленными документами, которые он после себя оставил (РГАДА. Ф.1263), позволяют думать, что он полностью сосредоточился на своем любимом детище – Архангельском, и на расположенном поблизости Никольском-Урюпине, которое он приобрел в 1774 г. |
46. |
Возможно, в Богородском ему мешало как раз то, что оно слишком обильно было застроено его дедом. Дедовские постройки устаревали морально и физически, но и ломать их не хотелось. |
47. Усадебный парк. |
Архангельское, где кроме церкви не было тогда ни одного каменного строения, давало больший простор для формирования ансамбля в новом вкусе. Н.А.Голицын предлагал строиться в Богородском своему ближайшему родственнику и опекуну – двоюродному дяде вице-канцлеру Александру Михайловичу Голицыну, но тот отказался, так как эту усадьбу не могли бы наследовать его потомки. Однако А.М.Голицын не оставил Богородское своим вниманием: в 1806 г. он пристроил к Казанской церкви придел Александра Невского, своего небесного покровителя. |
48. |
После смерти Н.А.Голицына его вдова Мария Адамовна, урожденная Олсуфьева, которая жила преимущественно в Петербурге, стала активно распродавать подмосковные покойного князя. В 1810 г. было продано Н.Б.Юсупову Архангельское, а вслед за ним Голицыны расстались и с Богородским. |
49. |
Оно оказалось в собственности Нарышкиных, причем новые владельцы имели с прежними родственные связи. Это беспокойное родство доставило в свое время немало хлопот А.Д. Голицыну: Нарышкины постоянно донимали его какими-нибудь судебными тяжбами. |
50. Володарский. Церковь Николая Чудотворца. |
Теперь владельцами Богородского стала чета Павла Петровича и Анны Дмитриевны Нарышкиных, причем и тот и другая происходили из этой фамилии и состояли в отдаленном родстве. Село числилось за Анной Дмитриевной. После смерти А.Д. Нарышкиной Богородское перешло к ее сыну Дмитрию Павловичу. |
51. |
Нарышкины ничем не ознаменовали свое владение Богородским, а к середине XIX в. определенно уже здесь не жили. На этот период есть несколько документов, касающихся сельских храмов. Согласно им, церквей в селе было две: Казанская, в которой постоянно совершалось богослужение, и Алексеевская, возле которой располагалось кладбище и лавки, в которых торговали на престольный праздник Казанского Богоматери. Алексеевская церковь обветшала, и к тому же еще была разграблена во время наполеоновского нашествия. |
52. |
В 1821 г. причт просил разрешить отремонтировать церковь, чтобы совершать в ней отпевание покойников, и обнести ее деревянной оградой. После возобновления церковь была освящена 30 января 1830 г. |
53. |
Старые карты |
В фонде Московской духовной консистории (ЦИАМ) сохранилось на редкость мало клировых описей по церквям с. Богородского, в фонде Подольского духовного правления их нет вообще. Все описи относятся к середине XIX в. и дают одни и те же сведения (см. приложение VII). Уже в 1820-х годах причетники не могли вспомнить настоящую дату постройки Казанской церкви, ошибочно относя ее к концу XVII века. Об Алексеевской же они могли только сказать, что она «древняя», то есть старше Казанской, а кем и когда построена неизвестно. Эта сбивчивая историческая справка потом повторялась во всех ведомостях о церкви. Во документах XIX в. упоминается «явленный образ Божия Матери Казанския», который привлекает в село богомольцев. |
1766 год. |
В описях середины XIX в. не сказано о приделах в Алексеевской церкви. 29 мая 1898 г. священник с. Богородского подал в строительный отдел Канцелярии Московского генерал-губернатора прошение о пристройке к церкви каменной паперти, к нему прилагались план, фасад и разрез церкви. (ЦИАМ. Ф.54. Оп.152. Ч.5. Л.153 в). Эта кирпичная паперть к настоящему времени объединена с основным зданием церкви, отделявшая ее стена практически разобрана и превращена в арку. |
1796 год. |
Церковных ведомостей на конец XIX-начало XX в. не сохранилось. Документы храмов с. Богородского в советское время, судя по всему, попали в Музей центрально-промышленной области, а после его закрытия в 1932 г. – в музей «Новый Иерусалим» (г. Истра). Большая часть их погибла во время оккупации Истры немецкими войсками в декабре 1941 г. и в годы послевоенной разрухи. |
1860 год. |
О том, что документы из Богородского в музее были, можно судить по сохранившимся единичным экземплярам. |
1978 год. |
Таким образом, при многих неясностях, порожденных неполной сохранностью документов, имеющаяся их часть говорит в пользу следующей версии: в первой половине XVII в. в д. Ладыгиной Шереметевыми была построена церковь Рождества Богородицы, в которой устроили приделы Алексея человека Божия и Праскевы Пятницы; в 1672-73 гг. Н.И.Одоевский построил новую каменную Богородицерождественскую церковь, разобрав прежнюю, кроме одного придела; в 1696 г. Д.М.Голицын восстановил Алексеевский придел в виде отдельной церкви; в 1732 г. на месте разобранного старого Богородицерождественского храма времен Одоевских построили Казанскую церковь; в середине XVIII в. Алексеевская церковь стала называться Никольской; в XIX в. она вновь стала Алексеевской, а к концу этого столетия к ней пристроили кирпичную паперть, – это последний эпизод в дореволюционном церковном строительстве с. Богородского на Пахре, который нам известен |
1925 год. |
История строительства храмов в с. Богородском не совсем стандартна для Подмосковья. Церкви, построенные одними владельцами, еще не успевают обветшать, а следующие владельцы уже строят новые. Это объясняется двумя обстоятельствами. Во-первых, все хозяева Богородского XVII-XVIII вв. – вельможи первой величины, люди богатые, не стесненные в средствах и желающие проявить себя в строительстве. Во-вторых, наличие местного материала (рядом – знаменитые Мячковские каменоломни, да и в самом Богородском было месторождение камня) облегчало осуществление их замыслов. |
1931 год. |
В советское время Казанская церковь была снесена полностью, в архивах нет материалов, которые хотя бы теоретически делали возможным ее восстановление. Сохранились лишь две мутные фотографии 1930-х годов, да весьма схематичный и расплывчатый план на чертеже с. Богородского 1898 г. (прилагался к вышеупомянутому прошению о постройке паперти Алексеевской церкви). |
1978 год. |
Алексеевская церковь после революции была превращена в палатку, одно время в ней был пункт заправки газовых баллонов. В 1997 г. началось ее восстановление, которое, к сожалению, велось без всякого учета исторического облика храма хотя бы на рубеж XIX-XX в. О нем дают представление упомянутые план, фасад и разрез церкви 1898 г., а также фотографии начала XX в. В настоящее время сохранились лишь подлинные стены (основное здание – из белокаменных блоков, бывшая паперть – из кирпича). Над частью исторического здания, примыкающей к алтарю, надстроен еще один ярус с окнами и золоченой главой. Кроме того, на крыше построена звонница. |
2006 год |
Десять лет осваивалась фабрика, но после случившихся здесь в 1875 году пожаров Осипов продал свое детище купцу первой гильдии, подданному Германии Георг- Гейну (Егору Егоровичу) Шлихтерману. |
Google |
Он вывел фабрику в число самых преуспевших в Московской губернии предприятий. До сих пор на правом берегу Пахры стоит "дача Шлихтермана" - дом, в котором жил директор фабрики Адольф Васильевич Петерс и куда изредка наезжал хозяин Е.Е. Шлихтерман. |
Google |
Старые фотографии |
Великая Октябрьская революция внесла свои коррективы в жизнедеятельность фабрики. С 1929 года по обращению рабочих и служащих во ВЦИК предприятие переименовано в прядильную фабрику имени наркома по делам печати, пропаганды и агитации В. Володарского. |
Фото 2003 г. http://fotki.yandex.ru/users/eleoev/ |
|
С 1930 года поселок, вошедший в Раменский район, был переименован в Сталино, а в 1956 году обрел свое нынешнее название по основному действующему предприятию. С конца 1964 года он относится к Ленинскому району. |
|
Фото 2003 г (сравните с моим фото №36). http://fotki.yandex.ru/users/eleoev/ |
|
|
Фото Натальи Бондаревой. |
Старая швейная фабрика в поселке Володарского |
Старая швейная фабрика в поселке Володарского |
Старая швейная фабрика в поселке Володарского |
|
|
Кладбищенский храм был частично разрушен в 1936 г. Его использовали под мастерские и склад газовых баллонов. В 1997 г. храм возвращен Церкви |
Ссылки на Panoramio и Google Earth
http://www.panoramio.com/photo/61801317 |
http://www.panoramio.com/user/3393283/tags/Богородское%20(пос.%20Володарского) |
Ссылки
Обои на рабочий стол в высоком качестве
Фабрика в (пос. Володарского 4288х2848, 10мб |
Володарская фабрика 4288х2848, 12мб |
Река Пахра 4288х2848, 12мб |
Флигель усадьбы Богородское 4288х2848, 12мб |
Церковь в пос. Володарского 4288х2848, 8мб |
Спасибо, есть что добавить?
Journal information