Вадим (vadimrazumov.ru) wrote,
Вадим
vadimrazumov.ru

Category:

Усадьба БОГОРОДСКОЕ, Московская область, Ленинский район

Дата фотографий 12 октября 2011 года


Усадьба Богородское в пос. Володарский принадлежала Голицыным, как и их известное имение Архангельское. В конце XVII века в усадьба Богородское было много деревянных построек и церковь, в то время как в Архангельском была одна каменная церковь. В Советское время церковь в Володарском была превращена в пункт заправки газовых балонов. От усадьбы сохранился усадебный дом Е.Е. Шлихтермана рубежа XIX-XXв., флигель, руины служебных зданий, отдельные старые деревья парка. Рядом находится швейная фабрика Володарского, в цехах которой много лет трудились граждане из стран Юго-Восточной Азии. Недалеко от Володарского в деревни Малое Саврасово сохранились пещеры длиной в несколько километров...

усадьба Богородской (пос. Володарского)


Издревле село именовалось Ладыгиным. Боярин Алексей Федорович Шереметев на месте разобранной деревянной церкви построил в 1646 г. каменную, в честь Рождества Пресвятой Богородицы, с приделами во имя Алексия, человека Божьего, и великомученицы Параскевы Пятницы. Вскоре село стало носить название Богородское.
усадьба Богородской (пос. Володарского)
2. Дорога из Константиново в Володарский.
 
По Холмогоровым, церковь Рождества Богородицы в с. Богородском, бывшей д. Ладыгиной, вотчине боярина Федора Ивановича Шереметева впервые упомянута в 1646 г. В ней, кроме главного престола, два придела – Алексея человека Божия и Праскевы Пятницы.
усадьба Богородской (пос. Володарского)
3. Вид на Володарский.
 
Можно сделать некоторые предположения по поводу посвящения приделов. Наиболее вероятно устройство первого в честь рано умершего (в 1632 г.) сына Ф.И.Шереметева Алексея Федоровича.
усадьба Богородской (пос. Володарского)
4. Фабрика в Володарском.
 
Именно А.Ф.Шереметеву в 1628 году от Конюшенной канцелярии была продана д. Ладыгина, так что он является первым владельцем вотчины из Шереметевых и, скорее всего, строителем церкви Рождества Богородицы.
усадьба Богородской (пос. Володарского)
5. Усадебный дом.
 
Алексеевский придел мог быть освящен и в честь небесного покровителя царя Алексея Михайловича (вступил на трон в 1645 г.), но это маловероятно.
усадьба Богородской (пос. Володарского)
6. Дом Е.Е. Шлихтермана.
 
В 1645 г. Ф.И.Шереметев составил завещание, а к нему в виде дополнения челобитную царю, из которой видно, что его отношения со своими ближайшими однородцами (тремя двоюродными племянниками – Иваном, Василием и Борисом Петровичами Шереметевыми) были  весьма недружелюбными.
усадьба Богородской (пос. Володарского)
усадьба Богородской (пос. Володарского)
7. Новый мост.
 
Ф.И.Шереметев  собирался не только свои купленные, но и родовые вотчины отдать внукам – детям дочери Евдокии Федоровны от брака с боярином Никитой Ивановичем Одоевским.
усадьба Богородской (пос. Володарского)
8. Разрушенный флигель и усадебный дом.
 
Однако из-за смерти царя Михаила Федоровича челобитная была утверждена только в 1649 г., и к этому времени Ф.И.Шереметев отказался от своего намерения совсем обделить однородцев.
усадьба Богородской (пос. Володарского)
9. Главный дом в 2011 году покрасили.
 
Он все-таки завещал им родовые вотчины, а купленные и пожалованные (какой было и Богородское) роздал дочери и внукам -  Прасковье Никитичне, сосватанной за кн. Григория Сунчелеевича Черкасского, а также Михаилу, Федору, Алексею и Якову Никитичам Одоевским.
усадьба Богородской (пос. Володарского)
10. Хозяйственное строение.
 
Богородское досталось Прасковье Никитичне. Отсюда и посвящение второго придела Параскеве Пятнице.
усадьба Богородской (пос. Володарского)
11. Вид на фабрику.
 
После ее смерти в 1656 г. Одоевские не вернули Богородское Шереметевым, не отдали они его и в род Черкасских.
усадьба Богородской (пос. Володарского)
12.
 
Оно было предназначено князю Якову Никитичу, но числилось за Никитой Ивановичем Одоевским.
усадьба Богородской (пос. Володарского)
13. Каменная лестница к усадьбе.
 
В 1684 г. Богородское было отдано в приданое за Анной Яковлевной Одоевской при выходе ее замуж за князя Дмитрия Михайловича Голицына (1665-1737).
усадьба Богородской (пос. Володарского)
14. Река Пахра.
 
На чертеже, сохранившемся в фондах Приказа тайных дел (РГАДА. Ф.27. Оп.1. Д.484. Ч.3. № 127), на обоих берегах Пахры, выше впадения в нее р. Жданки показано сельцо Саврасово, принадлежащее Григорию Сунчелеевичу Черкасскому, а ниже места впадения Жданки в Пахру -   село Богородское Никиты Ивановича Одоевского, в нем каменная церковь и еще чуть ниже по течению реки – водяная мельница.
усадьба Богородской (пос. Володарского)
15. Извилистая дорога.
 
Это самое раннее изображение, к сожалению схематичное, церкви в Богородском.
усадьба Богородской (пос. Володарского)
16. Сдержанной отделке первого этажа с наборным межэтажным поясом, противопоставлено богатство фактуры дерева: фигурные пилёные наличники, балконные ограждения, сильно выступающие карнизы.
 
Поскольку владельцем Саврасова на плане значится Черкасский (он был убит собственной прислугой в 1673 г.), можно сделать заключение, что план снят до этой даты.
усадьба Богородской (пос. Володарского)
17. Господский дом рубежа XIX-XX столетий с каменным низом и вторым деревянным этажом принадлежит стилю модерн.
 
Примерно на это же время (1672-73 г.) сообщение о строительстве в Богородском новой церкви того же имени («прибыла вновь по сыску»). 
усадьба Богородской (пос. Володарского)
18. Краснокирпичные с белокаменной отделкой фабричные корпуса.
 
В 1680 г. в селе Богородском «церковь во имя Рождества Пресв. Богородицы каменная, строение боярское».
усадьба Богородской (пос. Володарского)
19. Пахра.
 
Эта церковь построена Н.И.Одоевским, архитектором ее, как и всех остальных храмов в его вотчинах (Архангельского, Никольского-Урюпина и др.), был крепостной мастер П.С. Потехин.
усадьба Богородской (пос. Володарского)
20. От фабрики через пешеходный мост можно перебраться на противоположный берег к остаткам усадьбы Богородское.
 
Другой церкви в 1680 г. в Богородском не значится. Видимо, старая шереметевская церковь была разобрана и материал использовали при строительстве новой.
усадьба Богородской (пос. Володарского)
21.
 
Во владении князей Голицыных Богородское оставалось с 1684 по 1810 г. Несколько позже (на рубеже XVII-XVIII вв.) Д.М.Голицын из того же наследства Одоевских получил село Архангельское на старице Москвы-реки, которое впоследствии стало великолепной усадьбой, сохранившейся по сей день.
усадьба Богородской (пос. Володарского)
22. Пешеходный мост.
 
При Д.М.Голицыне Богородское было роскошно, по меркам своего времени, отстроено.
усадьба Богородской (пос. Володарского)
23.
 
Там был двухэтажный каменный дом, регулярный сад, обнесенный каменной оградой с воротами, украшенными каменными статуями, две каменные мельницы (бумажная и мучная) и одна ветряная. По всем показателям Богородское тогда опережало Архангельское.
усадьба Богородской (пос. Володарского)
24.
 
В 1732 г. кн. Д.М.Голицын начал строительство в своем имении на Пахре новой церкви в честь Казанской иконы Богоматери и завел книгу для сбора пожертвований (см. приложение III).
усадьба Богородской (пос. Володарского)
25.
 
Самому ему в это время пришлось уехать из Москвы (где двор и высшие учреждения находились с 1727 г.) в Петербург, и он уже не мог следить за ходом работ в своей подмосковной.
усадьба Богородской (пос. Володарского)
26. Швейная фабрика Володарского, в цехах которой много лет трудились граждане из стран Юго-Восточной Азии.
 
 
усадьба Богородской (пос. Володарского)
27.
 
Итак, новая церковь строится на месте старой, Богородицерождественской.
усадьба Богородской (пос. Володарского)
28. Володарскому 560 лет.
 
Однако в XVIII-XIX веках в селе Богородском было два храма: Казанский и еще один, его называют «древним», а его престол то Никольским (в 1767 г.,), то Алексеевским (в документах XIX века). Когда же появился этот храм?
усадьба Богородской (пос. Володарского)
29.
 
Ведь, если на месте старой церкви времен Одоевских была построена Казанская церковь, то этот второй «древний» храм уже существовал к 1732 г.
усадьба Богородской (пос. Володарского)
30.
 
 
усадьба Богородской (пос. Володарского)
31.
 
Значит в 1696 г. в Богородском появилась еще одна – Алексеевская – церковь. Никаких семейных мотивов посвящать храм Алексею человеку Божию у Д.М.Голицына не было.
усадьба Богородской (пос. Володарского)
32. Флигель продается.
 
Этот престол не мог быть связан и с его сыном Алексеем Дмитриевичем, так как тот в 1696 г. еще не родился, да и крещен был в честь Алексея Митрополита Московского. Следовательно, Д.М.Голицын восстановил старый Алексеевский придел шереметевской церкви, уцелевший после ее разборки Одоевским, заброшенный, и теперь вновь освященный как самостоятельный храм.
усадьба Богородской (пос. Володарского)
33.
 
В пользу этой версии говорит и тот факт, что при восстановлении Алексеевской церкви в 1990-х годах в ее южной стене был найден заложенный проход в другую (видимо, центральную) часть здания.
усадьба Богородской (пос. Володарского)
34.
 
Кроме того, на фотографии начала XX в. видно, что на той же южной стене отсутствует резной белокаменный карниз, следовательно, эта стена когда-то была внутренней. Итак, с 1696 г. в с. Богородском существовала вторая церковь – Алексеевская, представлявшая собой возрожденный придел древнего шереметевского храма.
усадьба Богородской (пос. Володарского)
35. Хозяйственные строения усадьбы.
 
После 1696 г. Д.М.Голицын долгое время не мог заниматься своими подмосковными.
усадьба Богородской (пос. Володарского)
36. Охранник главного дома.
 
Только в 1727-32 гг., когда весь двор и высшие государственные учреждения оказались в Москве, Д.М.Голицын – сенатор и член Верховного тайного совета – мог часто бывать в Архангельском и Богородском и вести здесь строительство.
усадьба Богородской (пос. Володарского)
37.
 
В 1737 г. Голицыных постигла катастрофа. Императрица Анна решила расправиться с ними.
усадьба Богородской (пос. Володарского)
38. Живопись.
 
Д.М.Голицын-«верховник» был заключен в Шлиссельбургскую крепость, где вскоре умер. Все его имения были отписаны в казну и на них составлены подробные описи.  Такая опись по Богородскому, несомненно, существовала.
усадьба Богородской (пос. Володарского)
39.
 
Ее, как и опись Архангельского, обильно цитировал и пересказывал историк И.Е.Забелин в своей статье «Оранжереи и сады подмосковных вотчин кн. Дмитрия Михайловича Голицына в 1737 году». Забелин взял эти документы в Дворцовом фонде и обратно не вернул.
усадьба Богородской (пос. Володарского)
40.
 
Опись Архангельского удалось обнаружить в фонде Забелина в Отделе рукописей Государственного исторического музея, но описи Богородского там нет.
усадьба Богородской (пос. Володарского)
41.
 
Все это подробно описывалось дворцовым ведомством, но Забелин этого не процитировал.
усадьба Богородской (пос. Володарского)
42. Парк.
 
У Д.М.Голицына-«верховника» было два сына. Старший – Сергей (1796-1738) с молодых лет пребывал за границей, с 1722 был женат на Прасковье Ивановне Нарышкиной.
усадьба Богородской (пос. Володарского)
43.
 
Второй сын – Алексей (1797-1768) в царствование Анны Иоанновны был судьей Московского судного приказа. Именно на него легли все заботы  по управлению голицынскими подмосковными.
усадьба Богородской (пос. Володарского)
44.
 
После смерти Анны Иоанновны он был возвращен из ссылки, сделан сенатором и ему отдали имения отца и брата.
усадьба Богородской (пос. Володарского)
45.
 
Николай Алексеевич Голицын (1751-1809) – строитель великолепного дворцово-паркового ансамбля в Архангельском – Богородскому не уделял особого внимания. Знакомство с теми немногочисленными документами, которые он после себя оставил (РГАДА. Ф.1263), позволяют думать, что он полностью сосредоточился на своем любимом детище – Архангельском, и на расположенном поблизости Никольском-Урюпине, которое он приобрел в 1774 г.
усадьба Богородской (пос. Володарского)
46.
 
Возможно, в Богородском ему мешало как раз то, что оно слишком обильно было застроено его дедом. Дедовские постройки устаревали морально и физически, но и ломать их не хотелось.
усадьба Богородской (пос. Володарского)
47. Усадебный парк.
 
Архангельское, где кроме церкви не было тогда  ни одного каменного строения, давало больший простор для формирования ансамбля в новом вкусе. Н.А.Голицын предлагал строиться в Богородском своему ближайшему родственнику и опекуну – двоюродному дяде вице-канцлеру Александру Михайловичу Голицыну, но тот отказался, так как эту усадьбу не могли бы наследовать его потомки. Однако А.М.Голицын не оставил Богородское своим вниманием: в 1806 г. он пристроил к Казанской церкви придел Александра Невского, своего небесного покровителя.
усадьба Богородской (пос. Володарского)
48.
 
После смерти Н.А.Голицына его вдова Мария Адамовна, урожденная Олсуфьева, которая жила преимущественно в Петербурге, стала активно распродавать подмосковные покойного князя. В 1810 г. было продано Н.Б.Юсупову Архангельское, а вслед за ним Голицыны расстались и с Богородским.
усадьба Богородской (пос. Володарского)
49.
 
Оно оказалось в собственности Нарышкиных, причем новые владельцы имели с прежними родственные связи. Это беспокойное родство доставило в свое время немало хлопот А.Д. Голицыну: Нарышкины постоянно донимали его какими-нибудь судебными тяжбами.
усадьба Богородской (пос. Володарского)
50. Володарский. Церковь Николая Чудотворца.
 
Теперь владельцами Богородского стала чета Павла Петровича и Анны Дмитриевны Нарышкиных, причем и тот и другая происходили из этой фамилии и состояли в отдаленном родстве. Село числилось за Анной Дмитриевной. После смерти А.Д. Нарышкиной Богородское перешло к ее сыну Дмитрию Павловичу.
усадьба Богородской (пос. Володарского)
51.
 
Нарышкины ничем не ознаменовали свое владение Богородским, а к середине XIX в. определенно уже здесь не жили. На этот период есть несколько документов, касающихся сельских храмов. Согласно им, церквей в селе было две: Казанская, в которой постоянно совершалось богослужение, и Алексеевская, возле которой располагалось кладбище и лавки, в которых торговали на престольный праздник Казанского Богоматери. Алексеевская церковь обветшала, и к тому же еще была разграблена во время наполеоновского нашествия.
усадьба Богородской (пос. Володарского)
52.
 
В 1821 г. причт просил разрешить отремонтировать церковь, чтобы совершать в ней отпевание покойников, и обнести ее деревянной оградой. После возобновления церковь была освящена 30 января 1830 г.
усадьба Богородской (пос. Володарского)
53.

Старые карты
 

В фонде Московской духовной консистории (ЦИАМ) сохранилось на редкость мало клировых описей по церквям с. Богородского, в фонде Подольского духовного правления их нет вообще. Все описи относятся к середине XIX в. и дают одни и те же сведения (см. приложение VII). Уже в 1820-х годах причетники не могли вспомнить настоящую дату постройки Казанской церкви, ошибочно относя ее к концу XVII века. Об Алексеевской же они могли только сказать, что она «древняя», то есть старше Казанской, а кем и когда построена неизвестно. Эта сбивчивая историческая справка потом повторялась во всех ведомостях о церкви. Во документах XIX в. упоминается «явленный образ Божия Матери Казанския», который привлекает в село богомольцев.

усадьба Богородской (пос. Володарского)
1766 год.
 
В описях середины XIX в. не сказано о приделах в Алексеевской церкви. 29 мая 1898 г. священник с. Богородского подал в строительный отдел Канцелярии Московского генерал-губернатора прошение о пристройке к церкви каменной паперти, к нему прилагались план, фасад и разрез церкви. (ЦИАМ. Ф.54. Оп.152. Ч.5. Л.153 в). Эта кирпичная паперть к настоящему времени объединена с основным зданием церкви, отделявшая ее стена практически разобрана и превращена в арку.
усадьба Богородской (пос. Володарского)
1796 год.
 
Церковных ведомостей на конец XIX-начало XX в. не сохранилось. Документы храмов с. Богородского в советское время, судя по всему, попали в Музей центрально-промышленной области, а после его закрытия в 1932 г. – в музей «Новый Иерусалим» (г. Истра). Большая часть их погибла во время оккупации Истры немецкими войсками в декабре 1941 г. и в годы послевоенной разрухи.
усадьба Богородской (пос. Володарского)
1860 год.
 
О том, что документы из Богородского в музее были, можно судить по сохранившимся единичным экземплярам.
усадьба Богородской (пос. Володарского)
1978 год.
 
Таким образом, при многих неясностях, порожденных неполной сохранностью документов, имеющаяся их часть говорит в пользу следующей версии: в первой половине XVII в. в д. Ладыгиной Шереметевыми была построена церковь Рождества Богородицы, в которой устроили приделы Алексея человека Божия и Праскевы Пятницы; в 1672-73 гг. Н.И.Одоевский построил новую каменную Богородицерождественскую церковь, разобрав прежнюю, кроме одного придела; в 1696 г. Д.М.Голицын восстановил Алексеевский придел в виде отдельной церкви; в 1732 г. на месте разобранного старого Богородицерождественского храма времен Одоевских  построили Казанскую церковь; в середине XVIII в. Алексеевская церковь стала называться Никольской; в XIX в. она вновь стала Алексеевской, а к концу этого столетия к ней пристроили кирпичную паперть, – это последний эпизод в дореволюционном церковном строительстве с. Богородского на Пахре, который нам известен

усадьба Богородской (пос. Володарского)
1925 год.
 
История строительства храмов в с. Богородском не совсем стандартна для Подмосковья. Церкви, построенные одними владельцами, еще не успевают обветшать, а следующие владельцы уже строят новые. Это объясняется двумя обстоятельствами. Во-первых, все хозяева Богородского XVII-XVIII вв. – вельможи первой величины, люди богатые, не стесненные в средствах и желающие проявить себя в строительстве. Во-вторых, наличие местного материала (рядом – знаменитые Мячковские каменоломни, да и в самом Богородском было месторождение камня) облегчало осуществление их замыслов.
усадьба Богородской (пос. Володарского)
1931 год.
 
В советское время Казанская церковь была снесена полностью, в архивах нет материалов, которые хотя бы теоретически делали возможным ее восстановление. Сохранились лишь две мутные фотографии 1930-х годов, да весьма схематичный и расплывчатый план на чертеже с. Богородского 1898 г. (прилагался к вышеупомянутому прошению о постройке паперти Алексеевской церкви).
усадьба Богородской (пос. Володарского)
1978 год.
 
Алексеевская церковь после революции была превращена в палатку, одно время в ней был пункт заправки газовых баллонов. В 1997 г. началось ее восстановление, которое, к сожалению, велось без всякого учета исторического облика храма хотя бы на рубеж XIX-XX в. О нем дают представление упомянутые план, фасад и разрез церкви 1898 г., а также фотографии начала XX в. В настоящее время сохранились лишь подлинные стены (основное здание – из белокаменных блоков, бывшая паперть – из кирпича). Над частью исторического здания, примыкающей к алтарю, надстроен еще один ярус с окнами и золоченой главой. Кроме того, на крыше построена звонница.
усадьба Богородской (пос. Володарского)
2006 год
 
Десять лет осваивалась фабрика, но после случившихся здесь в 1875 году пожаров Осипов продал свое детище купцу первой гильдии, подданному Германии Георг- Гейну (Егору Егоровичу) Шлихтерману.
усадьба Богородской (пос. Володарского)
Google
 
Он вывел фабрику в число самых преуспевших в Московской губернии предприятий. До сих пор на правом берегу Пахры стоит "дача Шлихтермана" - дом, в котором жил директор фабрики Адольф Васильевич Петерс и куда изредка наезжал хозяин Е.Е. Шлихтерман.
усадьба Богородской (пос. Володарского)
Google


Старые фотографии
 
Великая Октябрьская революция внесла свои коррективы в жизнедеятельность фабрики. С 1929 года по обращению рабочих и служащих во ВЦИК предприятие переименовано в прядильную фабрику имени наркома по делам печати, пропаганды и агитации В. Володарского.
усадьба Богородской (пос. Володарского)
 
 
 
 
С 1930 года поселок, вошедший в Раменский район, был переименован в Сталино, а в 1956 году обрел свое нынешнее название по основному действующему предприятию. С конца 1964 года он относится к Ленинскому району.
усадьба Богородской (пос. Володарского)
 
Фото 2003 г (сравните с моим фото №36). http://fotki.yandex.ru/users/eleoev/
 
 
 
 
 
 
 
усадьба Богородской (пос. Володарского)
Фото Натальи Бондаревой.
 
усадьба Богородской (пос. Володарского)
Старая швейная фабрика в поселке Володарского
 
усадьба Богородской (пос. Володарского)
Старая швейная фабрика в поселке Володарского
 
усадьба Богородской (пос. Володарского)
Старая швейная фабрика в поселке Володарского
 
 
 
 
усадьба Богородской (пос. Володарского)
Кладбищенский храм был частично разрушен в 1936 г. Его использовали под мастерские и склад газовых баллонов. В 1997 г. храм возвращен Церкви


Ссылки на Panoramio и Google Earth
http://www.panoramio.com/photo/61801317
http://www.panoramio.com/user/3393283/tags/Богородское%20(пос.%20Володарского)


Ссылки

http://www.rma.su/Russsia/MoscowRegion/lenin/bogorodskoe/
http://sobory.ru/article/index.html?object=13900
http://st-nikolay.org/index.php?option=com_content&view=article&id=47&Itemid=56
Фото усадьбы Богородское на Flickr
http://biblio-vidnoe.ru/affiliates/detail.php?ID=48
http://www.ramgeo.ru/sale/sale_11
http://fotki.yandex.ru/users/eleoev/view/312841/?page=0
http://hist-usadba.narod.ru/links0-284.html
http://volodarka24.ru/novosti/novosti-vokrug-poselka/poselok-volodarskogo-otmechaet-560-letie.html

Обои на рабочий стол в высоком качестве

Фабрика в (пос. Володарского 4288х2848, 10мб
Володарская фабрика 4288х2848, 12мб
Река Пахра 4288х2848, 12мб
Флигель усадьбы Богородское 4288х2848, 12мб
Церковь в пос. Володарского 4288х2848, 8мб

Спасибо, есть что добавить?

Tags: Архангельское, Богородское, Голицыны, Ленинский район, Московская область, Шереметевы, абандон, парки, реки, усадьбы, церкви
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo vadimrazumov.ru 23:09, Среда 12
Buy for 100 tokens
"Живой журнал" отметил юбилей - 25 лет. Уже много лет наблюдаю за тем, как многие рассуждают об уходе эпохи ЖЖ. И много лет не нахожу для себя ничего лучше этой платформы - для описания усадеб она подходит идеально! За 15 лет ведения блога "Живой журнал" преподнес мне множество…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments

Recent Posts from This Journal