Огромную роль в репутации Кисловодска играет прославленный санаторий имени Орджоникидзе. Это монументальное здание, состоящее из нескольких корпусов, является шедевром эклектики советских времен. Санаторий, в архитектурном облике которого тесно переплелись палладианские мотивы и конструктивизм, возводился по проекту нескольких именитых архитекторов. Руководил проектом строительства прославленный Моисей Гинзбург – виднейший представитель советского конструктивизма, а автором одного из корпусов санатория стал сын знаменитого театрального режиссера - Сергей Вахтангов.
Прилегающий к санаторию Орджоникидзе пейзажный парк также является уникальным. Созданный в лучших канонах английского пейзажного парка, он является связующим звеном между горной местностью, окружающей санаторий и самим зданием. Профессору Людмиле Залесской удалось создать шедевр паркового искусства, объединяющий в себе лучшие традиции садоводства прошлых лет и стилистическую строгость нового времени.
Санаторий Орджоникидзе является действующим. Сейчас, как и во времена партийных вождей, он предлагает всем туристам квалифицированные лечебные процедуры и комфортный сервис. Прошлой осенью у меня получилось 3 дня отдохнуть с фотоаппаратом в санатории и сфотографировать интерьеры.
2. Вид из номера 3го корпуса на 1ый корпус. |
3. |
Строительство очередного масштабного лечебно-рекреационного комплекса в Кисловодске началось в 1935 году. Инициатором его возведения стала историческая личность, имя которой и получил санаторий. Известный советский политик, революционер и партийный деятель Григорий Константинович Орджоникидзе, видел в Кисловодске огромный туристический потенциал. |
1932-1933 гг. Строительство корпуса №2 "Люкс". |
4. Вид от корпуса №3 на корпус №1 |
Санаторий Орджоникидзе на карте Кисловодска. |
5. Вид на Кисловодск. |
Для строительства нового санатория были приглашены лучшие специалисты в области архитектуры и ландшафтного дизайна. Перед ними стояла серьезная и сложная задача: не только определить наиболее удачное место для строительства новой здравницы, но и создать современный, функциональный и красивый комплекс. |
6. Корпус №2. |
Сперва планировалось возвести санаторий не на возвышенности, а в низинах пересеченной местности горного Кисловодска. Однако, эту идею поставил под сомнение архитектор Иван Ильич Леонидов. Именно его безупречному профессиональному и художественному вкусу мы обязаны тем, что сейчас санаторий представляет собой столь живописное место. Леонидов предложил начать строительство санатория на Георгиевском плато, расположенном на высоте 950 метров над уровнем моря. |
1950-1960 гг. |
7. Вид на Кисловодск от санатория. |
После того, как расположение санатория стало известно наверняка, несколько маститых архитекторов начали долгую работу над его проектом. |
1958 г. |
Леонидовская лестница |
Первоочередной задачей, стоявшей перед специалистами, было налаживание связи санатория с городом и Курортным парком. Для того, чтобы постояльцам санатория можно было беспрепятственно попасть в город, Леонидов соорудил лестницу. |
8. |
Она представляет собой не типовую конструкцию советских времен, а настоящее произведение архитектуры! По стилистическим формам лестница напоминает античный амфитеатр – в ней читается те же монументальность и возвышенность. Особенное изящество лестнице, ведущий в санаторий Орджоникидзе, придает полукруглый балкон, расположенный в верхней ее части. |
9. Балкон - смотровая площадка. |
1937 г. Строительство лестницы. |
Балкон имеет не только декоративную функцию – он является смотровой площадкой, с которой открывается невероятно красивый вид на Кисловодск и окружающие его горы. |
10. |
1938-1945 гг. |
11. |
12. |
13. |
Санаторий окружает прекрасный парк. Глядя на него, вполне можно предположить, что природные красоты здесь произрастают совершенно произвольно, а их эффектное расположение – дело «рук» самой природы». |
14. |
Но такое мнение очень обманчиво. Именно такой эффект «нетронутости» природы является отличительной частью классических пейзажных – так называемых «английских парков». Все мы знаем, что такой тип устройства окружающей территории характерен для дворянских усадеб. Мало кто может предположить, что в тридцатые годы прошлого время – тогда, когда с «пережитками» дворянской культуры во всех ее проявлениях было забыто, дореволюционные каноны паркового искусства будут использованы, да еще и в такой масштабной «партийной» стройке! |
15. |
Главной особенностью парка при санатории Орджоникидзе является естественный и очень плавный переход от регулярной части (она присутствует в центральной части санатория) к пейзажному парку и естественному природному ландшафту. Автором проекта парка является известный советский ученый, мастер садово-паркового искусства, профессор Людмила Залесская. Ей удалось невероятно гармонично соединить строгий монументализм корпусов санатория, необузданные пейзажи местных гор и «разбавить» их буйной, но необычайно живописной и свободно произрастающей зеленью деревьев и кустарников. |
16. Бассейн перед входом в корпус №1. |
17. Вид на парк с балкона корпуса №3. |
Санаторий Орджоникидзе состоит из комплекса нескольких построек – трех корпусов. Все эти строения ориентированы на юго-восток. Данное расположение является частью общей архитектурной задумки и усиливает эффект единства облика строений с окружающим ландшафтом. |
Корпус №1 |
18. |
Первый корпус спроектировал сын известного режиссера, архитектор Сергей Вахтангов. Это – самый вместительный корпус санатория. В архитектурном стиле первого корпуса преобладает конструктивизм. Строгое, лаконичное и монументальное здание, перед которым находится регулярная часть парка – наиболее многолюдная часть всего санатория. В корпусе находятся и гостиничные номера, и медицинские кабинеты и социально-культурные объекты – концертные и банкетные залы, библиотека. |
19. |
20. |
21. |
22. |
23. Ресепшн. |
24. Главный холл. |
Корпус №2. |
Второй корпус, который по размерам значительно уступает первому, был возведён по проекту сразу двух известных советских архитекторов - Е. М. Попова (более известного как автор проекта завода ЗИЛ в Москве) и Ю. Н. Гумбурга. В нем, как и в первом корпусе, находятся и номера, и помещения для проведения лечебно-профилактическим процедур. |
25. |
26. |
27. |
1950-1960 гг. |
28. |
29. |
30. |
Корпус №3. |
Однако, особого внимания всех любителей необычной архитектуры заслуживает третий корпус. Он был построен в 1951 году по проекту архитектора Николая Степановича Полюдова. После смерти Гинзбурга, главного архитектора проекта, Полюдов несколько изменил изначальный проект третьего корпуса санатория. По задумке Гинзбурга, корпус должен был быть предназначен исключительно для проживания постояльцев. |
31. |
1970-1980 гг. |
32. |
1952-1954 гг. |
Однако, одного лечебного корпуса для осуществления деятельности санатория оказалось недостаточно, и перед архитектором встала серьезная задача – придумать, как создать вместительное здание на относительно небольшом участке земли. Выход был найден уже скоро. Полюдов решил видоизменить проект Гинзбурга. Здание изначально предполагали возвести в виде четырехэтажного здания с внутренним двориком. Благодаря своей шестигранной конфигурации корпус получил название «гайка». Полюдов решил разбавить конструктивистские формы здания интересными архитектурными деталями. |
33. |
1955-1960 гг. |
34. |
1949-1950 гг. |
35. |
Так, во внутреннем дворике третьего корпуса появилась протяженная колоннада, раскинувшаяся по всему его периметру. Колонны «выросли» и на фасадах здания. Корпус приобрел явные черты палладианского стиля и стал походить на величественные итальянские палаццо. |
Внутренний дворик корпуса №3 |
36. |
За проект третьего корпуса санатория архитектор Николай Полюдов был удостоен сталинской премии третьей степени. |
37. |
1965-1970 гг. |
Любопытно, но этот величественный корпус не сразу стал входить в состав санатория Орджоникидзе. Сперва он являлся единственным корпусом здравницы Минтяжстроя, который носил название «Горные вершины». Свое романтическое наименование он получил благодаря первым строкам стихотворения Гете, переведенного Лермонтовым: «Горные вершины спят во тьме ночной…». И только в 1963 году «Горные вершины» официально были переименованы в третий корпус санатория. |
38. |
39. Главный холл. |
В советские годы здесь отдыхали многие известные люди: Алексей Стаханов, Алексей Толстой и многие другие. Санаторий постепенно завоевал себе репутацию одной из лучших здравниц в стране. |
40. Выход во внутренний дворик. |
41. |
В наши дни третий корпус все так же открыт для всех отдыхающих. В нем расположено множество номеров разной степени комфорта: от «экономов» до «люксов». Медицинское и рекреационные составляющие корпуса также находятся на высоком уровне – они соответствуют всем требованиям международных стандартов. |
42. |
43. |
44. |
45. |
46. |
47. Комната, в которой мне довелось прожить три дня. |
Памятник Орджоникидзе. |
Для медико-профилактических манипуляций в санатории был построен отдельный корпус – лечебный. Он возведен по проекту И. И. Шпалека. А в 1952 году перед лечебным корпусом появился памятник Г. К. Орджоникидзе работы скульпторов Г. В. Нерода и А. Ю. Брансбурга. |
48. |
1950-1954 гг. |
49. |
50. |
1934-1936 гг. Серго. |
51. |
Несмотря на то, что некоторые россияне отдали предпочтение отдыху за границей, санаторий имени Орджоникидзе в Кисловодске не испытывает недостатка в посетителях. Ежегодно сюда приезжают тысячи посетителей. И, как и во времена видных партийных чиновников и «сливок» советской интеллигенции, здесь и сейчас ведутся разговоры о вечном, заводятся интересные знакомства и в неспешном ритме течет особая – курортная жизнь. |
Даже если вы не планируете останавливаться в самом санатории, я настоятельно рекомендую вам посетить его как туристический объект. Вы будете поражены его красотой и размахом, погуляете по красивому парку и полюбуетесь потрясающими видами на город, которые открываются со смотровой площадки. |
Ссылки
http://www.ordzhonikidze-sanatorium.ru |
Journal information