Работа над гидом продолжалась с осени прошлого года, самым ответственным ее этапом было тщательное согласование текстов с сотрудниками музея. В итоге, гид сопровождают 64 фотографии, снятые мной за последние 6 лет, было озвучено 18 объектов, добавлены классическая музыка и звуки, помогающие ощутить атмосферу усадьбы. Особую благодарность при создании аудиогида хочу выразить заместителю директора по научной работе Сягаевой Людмиле Венадьевне, а также экскурсоводу Гаянэ Аветян - за озвучку. Сведение аудиогида и звука помогал делать Александр Телицын aglomerat.
Установив приложение, в поиске пишем "Кусково" и выбираем нужный аудиогид.
Аудиогид "Усадьба Кусково" можно посмотреть и послушать в интернете с компьютера, щелкнув сюда.
2. Войти в усадьбу можно с двух сторон длинной аллеи, которая протянулась вдоль большого пруда. |
3. В XVIII веке в пруду плавала небольшая яхта, украшенная флажками, и при посещении усадьбы важных гостей, раздавались залпы шести пушек. |
4. |
5. Аллея зимой. |
6. Возле Церкви и Колокольни размещен Кухонный флигель, построенный в 1755 году по проекту крепостного архитектора Ф.С. Аргунова. |
7. Чтобы Кухонный флигель не нарушал общий торжественно-парадный характер ансамбля, его южный и северный фасады нарядно отделаны. Торжественная колоннада, высокие арочные окна, изящная балюстрада с декоративными вазами на парапете кровли и картуши в виде воинских доспехов и знамен придают этому зданию своеобразную «дворцовость». |
8. |
9. Слева Домовая церковь с Колокольней, справа Кухонный флигель.
|
10. |
11. Грот, Итальянский домик и Менажереи. |
12. В настоящее время кусковский Грот – единственный в России павильон, сохранивший свою уникальную «гротичную» отделку с XVIII века, он является самым экзотическим среди архитектурных сооружений в усадьбе Кусково. |
13. Подобные сооружения появились в садах и парках Италии в XVI веке. В такой теплой стране внутри гротов устраивали либо купальню, либо фонтан. Гроты стали популярны во многих странах Европы, и к XVIII веку мода на их устройство доходит до России, но уже, как правило, в качестве парковых павильонов. |
14. В Гротах можно укрыться от палящих солнечных лучей и насладиться прохладой в летний день. |
15. |
16. Итальянский домик был выстроен в 1754—1755 годах под руководством Юрия Ивановича Кологривова — тонкого знатока искусства, получившего архитектурное образование в Риме. |
17. Уникальное здание открыто для посещений, и вы можете насладиться видами красивых интерьеров. |
18. Вместе с возведением Итальянского домика у его восточного фасада был разбит миниатюрный садик, который должен был имитировать «итальянский террасный парк». |
19. Менажереи — нечто вроде зоопарка для птиц. Здесь содержались американские гуси и утки, пеликаны, черные и белые лебеди. |
20. Сейчас перед нами представлена современная реконструкция. Первоначальные менажереи были построены по проекту Ф. Аргунова. |
21. Все водоплавающие птицы жили в пяти одинаковых отапливаемых домиках. |
22. Здания расположены в виде полукруга, развернутого на пруд, а с другой стороны упираются в Обводной канал, и птицы могли выбирать место для кормежки и плавания. |
23. Слева от Менажерей находится мостик через Обводной канал. Если перед мостиком повернуть налево, и идти вдоль Обводного канала, вы придете к месту Зеленого театра. |
24. Под открытым небом щедрой на искусства «Италии» устроил граф Шереметев в березовой роще еще одну модную забаву — зеленый Воздушный театр. |
25. Подобные театры, распространившиеся в России в богатых русских усадьбах XVIII века, наряду с террасами, гротами, каскадами были характерными мотивами итальянских парков эпохи Высокого Возрождения. |
26. На пересечении восьми аллей восточной части парка находится Трельяжная беседка. Она уравновешивает поперечную планировочную ось, проходящую через Эрмитаж. Гости могли отдыхать на специальных площадках, и наслаждаться звуками животного мира. |
27. В Вольере для птиц содержались певчие птицы, звук голосов которых оживлял атмосферу парка. Это веяние пришло от французских просветителей с их эстетикой о сближении человека с природой. |
28. Сейчас в Вольере для птиц также живут пернатые обитатели, среди которых самые привлекательные - павлины. |
29. Постройка по форме напоминает большую беседку, окруженную зелеными аллеями. Здание напоминает Птичьи павильоны в Менажерейном саду Петергофа. |
30. Американская оранжерея. Здание является современной реконструкцией, которую осуществили на месте частично сохранившейся постройки. Первоначальное здание было построено в 1750-х годах, и являлось одним из первых зданий в Кусково, и предназначалось исключительно для хозяйственных нужд. |
31. Сейчас в американской оранжерее находится основная экспозиция музея керамики, представляющая русский и европейский фарфор XVIII-XX вв. |
32. Домик управляющего. |
33. Домик управляющего построен в 1810 году. |
34. «Большая каменная» оранжерея построена в 1761-1762 годах. Архитектор Федор Семенович Аргунов, мастер Д. Антонов. Здесь разводили лимонные, апельсиновые, лавровые, кофейные и чайные деревья, а также множество редких растений. |
35. Выращивались в "Большой каменной" оранжерее и экзотические фрукты — Петр Шереметев любил блеснуть и послать, например, в декабре корзину персиков из своих оранжерей для императрицы. |
36. Герб города Шереметевых. |
37. В 1780 году во время визита императрицы Екатерины II здесь был устроен «цветочный бал». В память об этом визите напротив Оранжереи возвышается колонна со статуей Минервы, покровительницы ремесел и искусств. |
38. Партер усадьбы. |
39. Следуя европейской, и в том числе французской традиции, на партер перед Дворцом выставлялась мраморная скульптура, белые силуэты которой отчетливо читались на фоне изумрудной зелени газонов и цветового многообразия арабесок. |
40. Статуи размещены на партере, вдоль аллей, на круглых площадках объединены тематически в группы: Запад и Восток; Америка, Азия, Европа, Африка; римские императоры и др. |
41. К любому парку XVIII столетия применимо пожелание Петра Великого — «я хочу чтобы те, кои ходят в сей сад, могли в оном при удовольствии своем получать еще некое поучительное наставление». |
42. |
43. Колонна со статуей Минервы в память о посещении усадьбы Екатерины II. |
44. |
45. Стоящие на партере и в аллеях парка статуи и бюсты римских богов и героев, аллегории рек, сторон света, времен года и гражданских добродетелей вовлекали гостей парка в своеобразную игру в шарады, отражая еще одну черту барокко — назидательность. |
46. Хозяин усадьбы Петр Борисович Шереметев собирал скульптуру почти сорок лет. Это самая крупная ранняя художественная коллекция из подобных собраний, сохранившаяся практически полностью. |
47. В усадьбе словно собралась история, география и культура. |
48. Эрмитаж строился в 1765-1767 годах «под смотрением» архитектора К.И. Бланка. |
49. Особенностью архитектуры павильона является тесное сплетение нескольких стилей. На плавные, округлые формы фасадов наложена строгая, выверенная ордерная система классицизма, в которой, однако, присутствуют и барочные черты — расположенные в специальных нишах под карнизом алебастровые бюсты римских цезарей, ожерелье гипсовых ваз и венчающая купол парящая фигура Флоры. |
50. В годы расцвета усадьбы павильон был предназначен только для избранных — друзей хозяина поместья. Они могли уединиться в павильоне на втором этаже. Лестницы на тот момент не было. Гости поднимались с помощью уникального механического лифта в виде дивана. |
51. Голландский домик — самый ранний из сохранившихся до настоящего времени увеселительных павильонов усадьбы Кусково. |
52. Голландский домик был выстроен в 1749 году в память об эпохе Петра I и его увлечении Голландией. |
53. Этот «архитектурный сувенир» первым встречал гостей, въезжавших в Кусково через подъемный мост. |
54. Три постройки ансамбля: не сохранившиеся до наших дней - павильон Пагоденбург, выстроенный в «восточном» стиле, и Столбовая беседка, как и уцелевший Голландский домик, — теснились на берегах соединенного с Большим прудом канала, создавая ассоциации с плотной застройкой набережных Амстердама. |
55. Швейцарский домик построен в 1870-е годы архитектором Н.Л. Бенуа, спустя век после строительства Голландского домика. Это строительство было последним в Кусково. В начале ХХ века в здании жил последний владелец Кусково Сергей Дмитриевич Шереметев. |
56. |
57. Храм Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (Всемилостивого Спаса) — один из редких памятников культовой архитектуры аннинского барокко — четырехугольный в плане, возвышается на белокаменном цо¬коле и завершается главой с куполом. |
58. Крест поддерживает фигура ангела с раскинутыми крыльями. А где сейчас этот ангел? |
59. |
60. Дворец – композиционный центр ансамбля “Кусково”, одного из самых ранних образцов летних загородных резиденций России. |
61. Дворец построен в 1769-1775 годах под руководством известного московского архитектора К. Бланка в стиле раннего классицизма. |
62. Выполненный из дерева – материала, традиционного для Руси, Дворец оштукатурен и окрашен в нежно-розовый цвет “утренней зари”. |
63. Ждем вас в Кусково. |
Journal information