Даже несмотря на то, что усадьба в ее былом великолепии просуществовала недолго, здесь успели побывать многие великие люди. В Студеных Ключах выступал Шаляпин, Александр Островский, живущий неподалеку, назвал эти места «Русской Швейцарией», а сам хозяин усадьбы, состоящий в родстве с Лермонтовыми, навсегда вошел в историю России как выдающийся меценат, музыкант и коллекционер.
Долгие годы усадьба находилась в удручающем состоянии. Но несколько лет назад ивановский предприниматель Александр Широков впервые увидел усадьбу во время путешествия и был очарован ей. Так у Студеных Ключей появился новый заботливый хозяин. Усадьба была восстановлена практически из руин. 25 мая в Студеных Ключах состоится знаковое событие. Татьяна Николаевна Бобринская, внучка Николая Павловича Рузского, прожившая большую часть своей жизни в США, приедет в Россию, возможно, последний раз. Женщине, которой скоро исполнится 93 года, покажут отреставрированную усадьбу ее родного деда.
Вы получите уникальную возможность из первых уст узнать о том, как проходила реставрация усадьбы, и, разумеется, получить первую информацию о создании на базе Студеных Ключей культурно-туристического центра.
Дата фотографий: 2016 год, 6 мая.
2. Мост через Волгу, соединивший Кинешму и Заволжский, построили совсем недавно. |
Усадебный комплекс в Студеных Ключах и большинства историков и туристов ассоциируется с роскошным дворцом и парком в стиле неоклассицизма, который мы видим здесь и по сей день. Но усадьба не всегда имела такой парадный, монументальный облик. В середине XIX века на урочище «Гребень», расположенном на современной территории усадьбы, был возведен небольшой каменный дом. Однако, это строение не сохранилось до наших дней. |
3. Вид на Студеные Ключи с другого берега. |
Активное развитие усадьбы началось в 1912 году, когда ее приобрел Николай Павлович Рузский. Николай Павлович состоял в родстве с представителями Острожниковской линией рода Лермонтовых по отцовской линии. Он, как и подобает наследнику известной дворянской фамилии, получил блестящее образование. Рузский с достоинством служил в Ахтырском драгунском полку и построил завидную карьеру на государевой службе. Николай Павлович в раннем возрасте открыл в себе предпринимательский талант. Он был директором нескольких свеклосахарных и рафинадных заводов, возглавлял Петербургское общество страхований, владел пароходством на Волге и входил в число совета директоров преуспевающего торгово-промышленного банка в Петербурге. Вскоре Рузский стал одним из самых богатых людей в России. |
4. Главный усадебный дом. |
Усадьба Н.П. Рузского. Генплан. |
5. |
В 1912 году он начал создавать шикарный усадебный комплекс на живописном берегу Волги, напротив Кинешмы. Благодаря особенностям местной природы и наличию большого количества родников с кристально чистой водой, Рузский дал название собственной усадьбе – Студеные Ключи. |
6. Мост через Волгу. |
7. |
Главный усадебный дом в расцветающей усадьбе был возведен по проекту Владимира Адамовича в стиле неоклассицизма. Особняк стал результатом уникального творческого тандема знаменитого архитектора и щедрого заказчика, обладающего идеальным вкусом. Сперва в Студеных ключах были сооружены флигель и конюшня. Они располагались вдоль главной аллеи, идущей параллельно Волге. Вскоре в усадьбе были возведены другие хозяйственные постройки, включая дома для слуг и гувернанток и оранжереи. |
8. |
Смысловым и фактическим центром усадебного комплекса стал прекрасный дом-дворец. По красоте и совершенству архитектурных форм он не уступал известным столичным особнякам. Главный дом расположился на пересечении двух главных аллей: той, что шла параллельно Волге и той, которая пересекала ее перпендикулярно. Перпендикулярная аллея выполняла функцию подъездной. Она вела к северному фасаду усадебного дома и парадному полукруглому двору. Южный фасад дома обращен к Волге. От дома к реке спускался пейзажный парк. |
9. |
10. Вид на Кинешму. |
11. Хозяйственная часть усадьбы. |
12. |
1986 г. Конюшня. Фото из Свода памятников Ивановской области [1]. |
13. |
1986 г. Флигель. Фото из Свода памятников Ивановской области [1]. |
14. |
15. |
Главный дом в планировке имеет трехчастную композицию: он представляет собой центральную часть и два боковых флигеля. Центральный объем дворца украшен мезонином, который заканчивается небольшим изящным куполом. Перед южным фасадом расположена обширная терраса, от которой открывается прекрасный вид на Волгу и пейзажный парк. От террасы к Волге спускаются лестницы. Вторая терраса, декорированная шестью тосканскими колоннами, имеет полукруглую форму. Она расположена в центре западного фасада дома. |
16. |
17. |
Возвращаемся во дворец. Его центральным парадным помещением был большой зал с выходом на террасу с крупными арочными окнами. Зал был декорирован причудливыми карнизами, в нем располагался красивый камин. |
План главного дома. |
По сторонам от зала были расположены гостиные, имеющие в плане Г-образную форму. Все гостиные были расчленены парой колон и носили типовую для этого дома планировку. Нетипичной в плане была лишь восточная гостиная с эркером. |
18. |
19. |
Усадьба в Студеных Ключах была технически оборудована с учетом всех достижений прогресса того времени. Так, для того, чтобы обеспечивать потребность комплекса в электричестве, хозяева распорядились построить здесь собственную электростанцию. |
20. |
21. Вид на Волгу со второго этажа главного дома. |
В первозданном виде усадьбе удалось просуществовать всего лишь шесть лет. После революции ее, как и большинство усадеб России, постигла тяжелая участь. Николаю Павловичу пришлось навсегда покинуть свой родной дом. Усадьбу национализировали в 1918 году. В разное время здесь находились: детская колония, санаторий для трудящихся, эвакуационный госпиталь, больница, одно из помещений химического завода. В 1980 годы, когда началось строительство моста через Волгу, усадьба была передана мостостроителям. |
22. |
Несмотря на то, что в 1971 году усадьба была поставлена на учет как памятник архитектуры и садово-паркового искусства, долгое время она находилась в удручающем состоянии. |
23. |
В 2000-х годах состоялась первая попытка отдать комплекс в частные руки, которая не увенчалась успехом. Собственник не выполнил договорных обязательств по реконструкции и поддержанию усадьбы в надлежащем виде. Это сильно «ударило» по состоянию усадьбы, которое на тот момент и так было крайне удручающим. |
24. |
К своему нынешнему собственнику, в 2011 году, усадьба попала практически в руинированном виде. Перед новым владельцем усадьбы стояла непростая задача – восстановить усадьбу так, чтобы ее внешний вид полностью соответствовал ее архитектурному облику начала XIX века. |
25. |
Прошло пять лет. Студеные Ключи возродились из руин. Как же удалось собственнику усадьбы проделать такую непростую работу? |
26. |
Александр Широков впервые увидел усадьбу Студеные ключи во время своего путешествия по достопримечательностям Ивановской области. Красота этого удивительного места, измученного годами и бесхозностью, поразила предпринимателя до глубины души. Даже несмотря на то, что усадьба была практически полностью разрушена, он смог увидеть неподдельную красоту в этих руинах и четко представить, что он сможет сделать для подлинного возрождения усадьбы. |
27. |
Обычное путешествие стало для Александра Широкова путешествием во времени, прогулкой к новым профессиональным высотам и долгой дорогой к возрождению культурного наследия нашей страны. |
28. |
Александр Широков, инженер по строительству зданий – по образованию, с юности увлекался историей и архитектурой. Связав свою жизнь со строительством, в повседневной работе он вдохновлялся прекрасными архитектурными шедеврами прошлых лет. Ивановский предприниматель, вероятно, даже не полагал, что однажды его хобби и профессиональная деятельность столкнутся в его же жизни, в его же детище – реставрации усадьбы. |
29. |
Работа над возвращением усадьбе ее прежнего облика началась в 2011 году. За это время на средства Александра Широкова и его семьи были отреставрированы: главный дом, большая часть хозяйственных построек, начаты работы по благоустройству парка. |
30. |
Предприниматель признается: ему очень хотелось пронести спустя годы и специфику современных реставрационных работ дух старины. Он – как приверженец классики, уверен: усадебный комплекс должен быть оформлен в едином архитектурном стиле. Здесь важно все, включая самые незначительные, на первый взгляд, мелочи. |
31. |
Рассказывая о трудностях, возникших в ходе работ, Александр Широков подчеркивает, что было крайне непросто восстанавливать усадьбу при минимальном количестве информации и архивных материалов. Они с коллегами потратили колоссальное количество времени, наводя справки в архивах и библиотеках. Это время, разумеется, можно было потратить на технические работы. Но при работе с объектом культурного наследия спешка и непоследовательность губительны! Именно поэтому реставрация Студеных Ключей проводилась вдумчиво и последовательно. |
32. |
Александр Широков стал основателем Международного Благотворительного Фонда «Русская провинция», основной задачей которого является поддержка проектов, направленных на сохранение культурно-исторического наследия России. |
33. На другом берегу Волги видны очертания усадьбы Севрюгова, о ней рассказ в ближайших постах. |
Так, за несколько лет усадьба приобрела свой прежний вид. Главный усадебный дом был полностью отреставрирован: завершена внешняя отделка, дело остается только за внутренним убранством. Восстановлена и прекрасная терраса, и лестницы. Масштабный проект парка, который по своей красоте планирует сравняться с красивейшими парковыми ансамблями России, постепенно воплощается в жизнь. Александр Широков будет признателен каждому, кто поможет ему найти как можно больше старинных фотографий парка и интерьеров усадебного дома, чтобы как можно более исторически верно их восстановить. |
34. |
Первоначальный проект восстановления усадьбы Студеные Ключи. |
Параллельно с восстановительными работами, Александр Широков и его команда создают масштабный план по приспособлению усадьбы к современному использованию. Планируется, что усадьба Студеные Ключи станет и музейно-парковым комплексом, и туристическо-гостиничным центром, и местом для проведения различных мероприятий – фестивалей, торжеств, свадеб. |
35. |
36. |
Уже сейчас в усадьбе проводятся фестивали, конференции и научные мероприятия. Новые хозяева усадьбы будут стараться, чтобы в самом ближайшем будущем жизнь в Студеных Ключах начала бить с максимальной силой. |
37. Вид на Студеные Ключи с другого берега Волги, от усадьбы Севрюгова в Кинешме. |
Старые фотографии |
Начало XX века. |
1971 г. |
1986 г. Парковый фасад главного дома. Фото из Свода памятников Ивановской области [1]. |
1986 г. Центральная часть главного фасада. Фото из Свода памятников Ивановской области [1]. |
1986 г. Фрагмент лестницы. Фото из Свода памятников Ивановской области [1]. |
В лицах |
Николай Павлович Рузский (27 июня 1865 — 7 сентября 1927, Ле-Везине, Франция) — русский предприниматель, меценат, коллекционер, музыкант. |
Старые карты |
1706 год. |
1792 год. |
1792 год. |
1812 год. |
1822 год. |
1878 год. |
1937 год. |
1942 год. |
1954 год. |
1957 год. |
1989 год. |
2012 год. |
2014 год. |
Ссылки
1. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область. Часть 2. В 3-х частях. — М.: Наука, 2000. — 776 с. 2. В колыбели у Волги: Прошлое и настоящее Кинешемского района / сост. И.П. Антонов. - Иваново: Ивановская газета, 1999. - С. 50-51. 3. https://vk.com/public94074318 4. http://st-kl.com |
Journal information