В экспозиции выставки по сохранившейся архивной фотографии воссоздано любимое место в комнате Згуры, где у окна стояло его рабочее бюро и кресло. После трагической гибели В.В. Зугры в 1927 году (он утонул в Черном море в дни печально-знаменитого крымского землетрясения), друзья решили увековечить его «рабочий уголок» – для библиотеки В.В. Згуры был сделан экслибрис по рисунку, сделанному с фотографии художником Л.П. Харко, членом ОИРУ. И фото и сам рисунок представлены на выставке.
Рукопись «Венка усадеб» – тетрадь, от края до края исписанная плотным, убористым почерком – над которой Греч трудился длинными белыми соловецкими ночами, представлена на выставке «Башня Згуры». И эта рукопись – подлинный памятник подвигу первых «ОИРУшников», как они сами себя называли, настоящих подвижников, сохранивших для нас огромный пласт русской культуры.
История Общества изучения русской усадьбы, рожденного в самые сложные для русской культуры годы, полна драматических страниц. Энтузиасты и борцы за спасение культурного, художественного и архитектурного наследия от вандализма объединились, когда в обществе царило невежество и ненависть к наследию прошлого... Выставка Государственного музея А.С. Пушкина на примере уникальных архивных материалов рассказывает о деятельности и лидерах ОИРУ. Экспозиция выставки размещена в историческом здании - белокаменных палатах XVII века в Чертольском переулке, которое входит сегодня в музейный комплекс на Пречистенке, 12. Краеведы и любители московской старины называют это здание «Башней Згуры». |
2. Палаты XVII в. в Чертольском переулке. Фото начала XX в. |
Именно здесь с 1924 года, в квартире на втором этаже жил и работал Владимир Васильевич Згура (1903-1927) – необыкновенно и разносторонне одаренный, молодой талантливый ученый, историк архитектуры, написавший большое количество работ о памятниках архитектуры и их создателях. Он прожил совсем короткую, но очень яркую и насыщенную жизнь. В 1922 году он и стал инициатором и одним из создателей ОИРУ – Общества изучения русской усадьбы. Несмотря на молодость (всего 19 лет!), он был уже весьма авторитетным ученым и деятелем. Его единомышленники и товарищи, многие из которых были старше, единогласно избирали его председателем Общества, и сообща приступили к изучению и спасению «уходящей натуры» – бывших дворянских усадеб. С 1924 года заседания ОИРУ и обсуждения планов проходили в Чертольском переулке, в комнате, где жил Владимир Згура*. * Четыре года назад, к юбилею В.В. Згуры, активисты Архнадзора инициировали создание небольшой выставки-памяти в «Башне Згуры», которую всего на один день, 1 сентября 2012 года впервые открыли для посетителей. Тогда же было опубликовано одно из первых развернутых исследований, посвященных Згуре – материал одной из активисток движения Натальи Самовер http://www.archnadzor.ru/2012/09/16/bashnya-zguryi/ |
3. Башня Згуры - Белокаменные палаты XVII в. в Чертольском переулке. |
4. |
Среди основателей Общества изучения русской усадьбы были А.Н. Греч – будущий автор книги «Венок усадьбам», Ю.П. Анисимов – хранитель Третьяковкой галереи и поэт Серебряного века, Ю.А. Бахрушин – заведующий постановочной частью Большого театра, Б.П. Денике – востоковед и директор Музея восточных культур, Б.Р. Виппер – искусствовед и профессор МГУ, С.А. Торопов – архитектор. Впоследствии к ним присоединились Н.И. Тютчев, А.И.Некрасов, П.С. Шереметев, И.М. Картавцов, Д.В. Поленов, Ю.Б. Шмаров и многие другие.
|
5. Владимир Згура. Фото 1926 г. |
Они прекрасно понимали значение русской дворянской усадебной культуры – уникального мира, давшего духовный импульс для развития эпохи русского Просвещения. Этой культуре нельзя было позволить бесследно исчезнуть, несмотря на реалии тех лет, девизом которых было разрушить «весь мир до основания». Учитывая сложившуюся в стране обстановку, члены ОИРУ попытались противостоять постреволюционному хаосу в той мере, которая была в их силах. Расчертив на квадраты карту ближнего Подмосковья (эта карта сохранилась до наших дней и представлена на выставке), они распределили между собой объекты и начали лично обследовать подмосковные дворянские уголки. Необходимо было зафиксировать все значительное, что сохранилось в усадьбах. Энтузиасты ОИРУ активно изучали архитектуру, фиксировали состояние интерьеров и экстерьеров, садов и парков; фотографировали, записывали, составляли картотеки, собирали печатные и архивные материалы; вели экскурсионно-просветительскую работу. В 1928 году по результатам исследований ОИРУ было издана книга, которая включала описание 163 усадеб Московского уезда. |
6. А.С. Пушкин. Начало 1920-х. Рисунок В.В. Згуры. Бумага, чернила. |
После гибели В.В. Згуры в 1927 году, Общество продолжало свою деятельность сначала под председательством А.Н. Греча (1899-1938), а затем А.В. Григорьева (1895-1934?). Однако работать становилось все труднее. Сгущались тучи. Интерес к прошлому теперь рассматривался как признак негативного отношения к настоящему, а отсюда – шаг до политических обвинений. 20 августа 1930 г. решением НКВД РСФСР Общество изучения русской усадьбы было официально ликвидировано. Один за другим попали под репрессии многие его сотрудники и активисты... |
7. Портреты Пушкина работы Тропинина. Статья В.В. Згуры. Сборник "Московский Пушкинист". Часть II. Москва. 1930 г. Из собрания ГМП. |
Алексей Греч, друг Владимира Згуры, сменивший его на посту председателя ОИРУ, такой же молодой и талантливый, в начале 30-х годов был отправлен в лагерь на Соловках. Там он начал по памяти писать историю подмосковных усадеб, основываясь на том багаже знаний, который был получен за время деятельности Общества. Создание серии очерков «Венок усадьбам» можно назвать его творческим и гражданским подвигом. А.Н. Греч был расстрелян в 1938 году по повторному обвинению. После его гибели авторская рукопись «Венка усадьбам» чудом сохранилась в фондах Исторического музея. Есть версия, что ее передал на хранение своим знакомым, работавшим в музее сам Греч. Причины, по которым она не была официально оформлена – понятны... |
8. Статья В.В. Згуры об архитекторе А.Г. Григорьеве. Издание Центрального музея Татарской ССР. 1926 г. |
На выставке можно увидеть рукописные и опубликованные труды членов Общества, их фотографии, виды усадеб, которые входили в сферу интересов ОИРУ. В экспозиции представлены материалы из собрания Государственного архива РФ, Государственного архива литературы и искусств, Исторического музея, Государственного музея А.С. Пушкина, а также частных собраний. |
9. Анкета "От Общества изучения русской усадьбы" и логотип ОИРУ. |
10. |
Journal information