Усадебный комплекс, расположенный среди прекрасных садов, долгое время считали центром культурной жизни Северного Кавказа. В гостях у Ярошенко и его супруги Марии Павловны бывали Дмитрий Менделеев, Сергей Рахманинов, Илья Репин, Константин Станиславский и многие другие выдающиеся персоны. Именно на «Белой вилле» хотел найти приют и укрытие Лев Толстой, планируя свой первый побег из Ясной Поляны.
Ярошенко сумел передать атмосферу и культуру Северного Кавказа в самых невероятных гранях. Ему, вопреки строгим законам шариата, позировали даже горцы. Чем же художник заслужил такое доверие? Почему его называли «портретистом гор»? Какова судьба наследия Ярошенко? Почему музей, расположенный ныне на территории усадьбы, следует посетить всем любителям тихих уединенных мест? Ответы на все эти вопросы вы найдете в моем рассказе про усадьбу выдающегося художника!
Дата фотографий: 2015 год, 11 ноября.
Николай Александрович Ярошенко по праву считается одним из самых значимых и талантливых российских художников. На его творческом пути долгое время вставало множество препятствий, которые он смог преодолеть благодаря упорству, стремлению к мечте и бесконечной силе своего таланта. |
2. Нижний домик, в нем сейчас продаются сувениры. |
План усадьбы Ярошенко. |
3. Вид на партер усадьбы и Сосновую гору. |
Николай Александрович родился в семье отставного генерал-майора в 1864 года. Его исторической родиной является Полтава. С детства мальчика готовили к военной карьере. Строгий и принципиальный отец, всю жизнь посвятивший себя военному делу, не видел будущее своего сына ни в какой иной сфере, кроме службы на благо Отечества. |
Н.А. Ярошенко. Автопортрет, 1895 год. |
4. Парковые затеи в усадьбе. |
Юный Николай по достижении положенного возраста поступил в Полтавский кадетский корпус, а по его окончании – отправился в Петербург, чтобы продолжить обучение в Павловской училище. Николай Александрович с раннего детства ощущал свою тягу к изобразительному искусству. И вот, оказавшись в «городе муз» - Петербурге, он начал брать частные уроки рисования. |
5. |
1934-1935 г. Общий вид с Сосновой горы на западную часть. Фото Н. Сысоева. Над цветником возвышаются два усадебных флигеля. |
6. Два усадебных флигеля. |
Он с отличием окончил училище, и, исполнив волю отца, приступил к работе на Санкт-Петербургском патронном заводе. Николай Александрович продолжил свое обучение изобразительному искусству, постепенно знакомясь с художниками-передвижниками и писателями, публиковавшимися в журнале «Отечественные записки». Круг его общения был очень неоднороден: в числе его товарищей были и представители интеллигенции, и простые рабочие с завода. Во многом, это сформировало его художественное мировоззрение. Николай Александрович видел красоту и в нарочито возвышенном, и в простоте обыденного. |
7. |
8. |
На курсах Общества поощрения художников он познакомился с самим Иваном Ивановичем Крамским, который преподавал ему. После этого Ярошенко начал посещать знаменитую петербургскую Академию художеств. Так и начался творческий путь великого художника. |
Портрет Крамского. Н.А. Ярошенко, 1876 год. Холст, масло. 89,5 x 69,5. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. |
9. Ледник. |
Одним из самых интересных памятных мест, связанных с его судьбой, является усадьба в Кисловодске, в которой Ярошенко долгое время жил и создавал свои шедевры. |
10. |
11. |
12. |
История создания усадебного комплекса причудливо переплетается с огромной любовью художника к Кавказу. Первое знакомство Николая Ярошенко с Кисловодском состоялось во время его свадебного путешествия с новоиспеченной супругой – Марией Павловной, в девичестве – Навротиной. Молодожены были настолько очарованы красотой местных пейзажей, что решили посещать Кисловодск каждый год. Когда такие визиты стали доброй семейной традицией, супруги Ярошенко приняли решение - обзавестись собственным жильем в курортном городе. |
13. Белая вилла. |
Н.А.Ярошенко. Бештау. 1882 г. Холст, масло. 73х110 |
Портрет М.П. Ярошенко. Нач. 1880-х. Холст на картоне, масло. 44х36 (овал) |
Они приобрели участок недалеко от Курортного парка и начали возведение на нем собственного дома. Проект «Белой виллы» - творение самого Ярошенко. В те годы эта местность называлась Кисловодской слободой и состояла всего из семи улиц. Одноэтажный деревянный дом с двумя флигелями был построен по эскизам великого художника. Около дома Мария Павловна и Николай Александрович разбили живописный парк. |
14. |
1960-е г. |
В 1885 году чета Ярошенко решила покинуть Петербург и окончательно обосноваться на Северном Кавказе. Именно тогда и начались «золотые страницы» в истории кисловодской усадьбы. |
15. Вид от "Белой виллы" на Свято-Никольский собор. |
Будучи видным художником и знаменитым общественным деятелем, Николай Ярошенко имел много друзей. В числе близких друзей и единомышленников художника были: Дмитрий Менделеев, Федор Шаляпин, Сергей Рахманинов, Илья Репин, Константин Станиславский. Эти культовые личности неоднократно навещали своего друга в кисловодской усадьбе. Они подчеркивали необычайную простую красоту «Белой дачи» и живописность ее окрестностей. Поток гостей, желающих навестить художника, был настолько велик, что супруги Ярошенко решили пристроить к своему собственному пятикомнатному дому несколько гостевых флигелей. Любопытно, что и гости не оставались в стороне от вопросов благоустройства усадьбы. Сохранились сведения о том, что уникальные помпейские росписи, были созданы друзьями Ярошенко, гостившими в усадьбе. |
16. Крыльцо "Белой Виллы". |
Природа Северного Кавказа служила для Николая Александровича источником бесконечного вдохновения. Он мог уходить из дома на несколько дней с красками и мольбертом, гулять по окрестностям в поисках идеальной натуры и полностью терять ощущение реального времени, работая над своими шедеврами. |
Шат-гора. 1884 г. Холст, масло. 70х159 |
17. Служебный флигель. |
Ярошенко в буквальном смысле изъездил весь Кавказ. Помимо популярных природных достопримечательностей, ему нравилось посещать и те места, в которые обычный турист никогда бы не забрел. Он с большим удовольствием путешествовал в отдаленные горные аулы. Николай Борисович был очень тактичен, уважителен и подчеркнуто талантлив. Именно эти качества помогали ему быть принятым представителями любых народов и конфессий. В его биографии есть удивительный факт: Ярошенко позировали кавказские горцы. Ни для кого не секрет, что нормами шариата запрещены любые изображения человека. Однако, для Николая Александровича делали исключение даже гордые и религиозные горцы. Художник обожал культуру Кавказа во всех ее ипостасях, а местные жители очень ценили это качество и принимали его как дорогого гостя. В среде художников Ярошенко даже получил звание «портретиста гор». |
Предгорье. Осенний пейзаж 1882 г. Холст, масло. 35,5х51 |
Несколько лет Ярошенко жил на Кавказе, пребывая в состоянии абсолютной творческой идиллии. Но жизнь художника оборвалась трагически и пугающе «символично». Летом 1898 года он в очередной раз пошел в горы, на этот раз его выбор пал на живописную гору Большое седло. Возвращаясь домой, художник попал под сильный ливень. Он пробежал около 10 километров, пытаясь найти хоть какое-то укрытие от дождя. Ярошенко еле дошел до дома, замёрзнув и сильно промокнув. На следующее утро он скоропостижно скончался в «Белой вилле» от сердечного приступа. Он прожил всего 51 год. |
Кисловодск. Водопад. 1889 г. Этюд. Картон, масло. 19,5х39 |
18. |
Убитая горем вдова, Мария Павловна Ярошенко, даже несмотря на свою скорбь по мужу, сумела взять в себя в руки и выполнить свой главный долг перед памятью покойного супруга – сохранить его творческое наследие. Мария Ярошенко была разносторонне образованной женщиной. Она выступала в роли музы, критика и главной опоры своего супруга. |
19. |
Современники так описывали ее стремления: «После смерти Н.А. Ярошенко, — пишет С. Караскевич, — Мария Павловна имела одну заботу – сберечь и сохранить картины Ярошенко и его товарищей в разное время ими подаренные. Не имея ничего кроме небольшой пенсии и доходов от дач в Кисловодске, она жила очень скромно в Петербурге. Любимой ее мечтой было создать музей имени Н.А. Ярошенко в Кисловодске, чтобы это был музей 80-х гг., глухих и обидно забытых, по ее словам, хотя в них родились и созрели все яркие мысли и события последовавших за ними боевых десятилетий. Для музея она хотела завещать «Белую виллу», в которой поместить все картины не только самого Николая Александровича, но и всех его современников и товарищей по передвижным выставкам, портреты, письма, книги, с автографами всех писателей, которые были близки к ее кружку, свою обширную переписку, дневники, заметки» |
20. |
В 1900 году Мария Ярошенко объявила, что она пожертвует уникальную галерею ее покойного мужа общественности, но только при одном условии – полотна, авторами которых являлись как сам Ярошенко, так и более 80 известнейших художников России, должны быть выставлены на территории Кавказских Минеральных Вод. Но, к сожалению, в пределах указанной территории не нашлось необходимого выставочного пространства. Вдова вынуждена была передать картины в Полтаву, на родину ее покойного супруга. Полотна были выставлены в здании Городской думы, положив начало Полтавскому художественному музею. |
21. |
Мария Ярошенко скончалась в 1915 году. С ее смертью «Белая вилла» опустела. |
22. |
Первый музей Ярошенко в бывшей его усадьбе планировали создать в 1918 году. По инициативе профессора Александра Павловича Нечаева, занимавшего должность наркома просвещения. А Павлу Александровичу Утякову удалось сохранить интерьеры усадебного дома. |
23. |
На официальном сайте музея размещена любопытная историческая информация. Вот о чем она гласит: «В воскресенье, 8 декабря с.г. отдел народного просвещения Кисловодского Совдепа устраивает народный праздник – чествование памяти знаменитого гражданина Кисловодска Николая Александровича Ярошенко и основание музея его имени в доме, где он жил и скончался… На могиле Ярошенко будут произнесены речи о жизни и деятельности художника, после чего оркестр на площади исполнит соответствующие моменту пьесы. От собора процессия направится к дому Ярошенко. На углу улицы члены отдела Народного просвещения прибьют новую доску с надписью: «Улица Ярошенко». Подойдя к самому дому, участники церемонии повесят над входной калиткой вывеску «Народный научно-художественный музей в память художника-гражданина Н.А. Ярошенко», а рядом со входом доску с указанием, что в этом доме жил и скончался Н.А. Ярошенко.» Однако, светлым планам не суждено было сбыться. Во время гражданской войны усадьба была осквернена и разграблена. Она находилась в запустении до 1948 года. К пятидесятой годовщине со дня смерти великого художника по инициативе небезразличных общественных деятелей, было принято решение открыть в «Белой вилле» музей Николая Александровича Ярошенко. Начался длительный процесс формирования музейного фонда. К тому времени часть картин Ярошенко располагалась в других государственных музеях, некоторые полотна пополнили частные коллекции, а некоторые – бесследно исчезли. |
24. |
Музей в Кисловодске создавали «всем миром». По решению Совета Министров РСФСР от 16 декабря 1968 года два флигеля на территории бывшей усадьбы Н.А. Ярошенко были признаны памятниками истории и архитектуры государственного значения. С этих пор усадьба постепенно начала обретать вторую жизнь. |
25. |
На сегодняшний день Мемориальный музей-усадьба художника Николая Александровича Ярошенко представляет собой многофункциональное музейно-выставочное и рекреационное пространство. В музее хранится около 150 работ самого великого художника. В одном из гостевых флигелей располагается выставка картин художников-передвижников, другой гостевой флигель предназначен для проведения тематических выставок и культурных мероприятий для жителей и гостей города. |
26. |
Кроме того, усадьба является полноценным музеем. Здесь отлично передан дух дворянской усадьбы того времени и очень хорошо ощущается гений места, царивший здесь. Среди экспонатов музея представлены личные вещи и предметы мебели четы Ярошенко. |
27. |
Другой примечательной частью музейного комплекса является прекрасный сад, состоящий из двух уровней. Первый уровень занимают фруктовый сад и миниатюрный дендрарий, в котором собраны экзотические деревья. |
28. |
Второй уровень занимает прекрасный парк с фонтанами. Парк усадьбы Ярошенко является излюбленным местом отдыха туристов и горожан, предпочитающих тишину, творческую атмосферу и неповторимую камерность старинной усадьбы. |
29. По соседству с усадьбой располагается санаторий им. В.И. Ленина. |
30. |
31. |
32. В следующем путешествии по Кисловодску мы продолжим гулять в Верхнем парке и подойдем к санаторию им. Орджоникидзе. |
Старые фотографии |
Начало XX века. Вид с Царской площадки. Справа видны два флигеля усадьбы Ярошенко. |
1982 г. |
Выпускник Михайловского Артиллериймкого Училища 1865 года Штабс-капитан Ярошенко (в мундире) - среди "передвижников". |
1954-2004 гг. Реставрация мемориальных объектов усадьбы Ярошенко. |
Старые карты |
2010 год. |
Ссылки
|
Journal information