Одноэтажный дом, возведенный в 1823 году в стиле русского классицизма, принадлежал двум гениям, отцу и сыну, чьи общественные, музыкальные и литературные достижения, навсегда остались в истории. Здесь жили Николай Борисович и его сын Юрий Николаевич Голицыны. Николай Борисович, музыкант, литературный критик, автор многих биографических очерков об Отечественной войне 1812 года, был другом и меценатом композитора Людвига Бетховена. Именем Голицына Бетховен назвал свои «голицынские квартеты». Кроме того, существует легенда, согласно которой Бетховен написал по заказу Голицына произведение «Освящение дома», приуроченное к окончанию строительства дома в Мичуринске. Сама переписка князя с великим композитором хранится здесь, в литературно-музыкальном музее города Мичуринска, созданного в 1995 году в доме Голицыных.
Сегодня в музее хранится более 7500 экспонатов, рассказывающих посетителям о хозяевах особняка, литературных и музыкальных традициях Мичуринска (бывшего Козлова), а также всей Тамбовской области. В экспозиции музея представлено очень много старинных музыкальных инструментов, в том числе редчайший экспонат – фортепиано «Вильгельм Бизе» 1771 (?) года, которое, по некоторым сведениям, сохранилось здесь от хозяев дома.
Я приглашаю вас совершить экскурсию по мичуринскому особняку Голицыных и сделать множество удивительных открытий об этом месте. Велика вероятность, что после прогулки по интерьерам особняка, ценители музыки и истории решат, что грядущие майские праздники следует провести именно здесь!
Адрес усадьбы: г. Мичуринск, ул.Гагарина, д.4.
Дата фотографий: 2016 год, 5 марта.
По пути к усадьбе можно сначала заглянуть в Боголюбский собор, который находится на ул. Герасимова. |
2. Собор Иконы Божией Матери Боголюбская в Боголюбском Козловском монастыре. Выстроен в 1848-1873 на средства купца Г. Воронова и других. Архитектор К.А. Тон. |
До революции город Мичуринск носил совершенно другое название: он был известен как Козлов – один из самых крупных и прогрессивных городов огромной Тамбовской губернии. |
История Мичуринска (Козлова). Монастырская улица в Козлове. Начало XX века. |
3. Большой четырёхстолпный пятиглавый храм в русско-византийском стиле, сооружённый по образцу Введенского проекта лейб-гвардии Семеновского полка в Санкт-Петербурге. |
Свернем на улицу Революционную улицу, здесь сохранилось много дореволюционных особняков. |
4. Революционная улица. |
Здесь проживали множество купеческих семей и мелкопоместных дворян, дома и шикарные особняки которых сохранились и дошли до наших дней. История города тесно связана с именами выдающихся музыкантов, агрономов, общественных и политических деятелей. Козлов был зажиточным городом. Местные меценаты не жалели денег на строительство храмов, общественных учреждений и школ. |
5. |
6. А этот дом продается. |
7. Дом в начале Революционной улицы с деревянными наличниками. |
8. |
9. Всего ри дома на ул. Революционной внесены в реестр памятников. |
Сначала мне показалось, что вот она, усадьба Голицына, друга Людвига Бетховена! |
10. |
Но это оказался Аграрный коллеж, выстроенный на месте площади, находившейся напротив настоящего дома Голицыных. |
1973 г. |
Начало XX века. Базарная площадь. |
И вот, в первой четверти XIX века на бывшей площади Базарной, начали возводить одноэтажный особняк, заказчиком которого был Николай Борисович Голицын. Дом был построен в 1823 году. Это красивое каменное здание, построенное в стиле русского классицизма, имело простой, но в то же время роскошный вид: монументальность ему придают портик с фронтоном, белоснежные колонны и неглубокий балкон. |
11. |
1987 г. Перед реставрацией. |
12. Я постарался снять дом с той же машиной, что и на предыдущей фотографии 1987 года. |
Однако, радость от строительства нового дома Николай Борисович не испытывал. Его судьба была крайне сложной. Будучи юношей, он хотел посвятить себя искусству и литературе, однако его мечтам суждено было реализоваться только в зрелые годы. Военная муштра никогда не привлекала его, однако с началом военной кампании Наполеона против России, он принял решение о возвращении в армию. Восемнадцатилетний юноша писал: «…каждый из нас желал только принести в жертву Родине свою жизнь и достояние» |
13. Здесь сейчас музей, в нем постоянно проводятся выставки. В день моего приезда проходила выставка Ассоциации коллекционеров "Великая забытая война". |
14. Южный фасад. |
15. Первый зал с экспозицией "Музыкальные традиции Козлова-Мичуринска". |
Он сражался храбро и самозабвенно, участвовал во многих крупных битвах и заграничной кампании русской армии. В 1814 году князь был награжден орденом св. Владимира 4-й степени и именной шпагой с золотым эфесом с надписью: «За храбрость» за взятие Парижа. На тот момент Николаю Голицыну было всего 20 лет. |
16. Здесь выставлены не только подлинные документы, но и привезенные сюда предметы дворянского быта. |
17. На стендах - информация о взаимоотношениях двух поколений семьи Голицыных с великими музыкантами. |
Оправившись от ужасов войны, Голицын приступает к активному изучению музыки и искусств, а также к написанию мемуаров об Отечественной войне 1812 года. Он издал книгу «Офицерские записки или воспоминания о походах 1812, 1813 и 1814 годов», а также многочисленные очерки. |
18. Бывшая гостиная. |
Князь Николай Борисович Голицын (8 [19] ноября 1794 — 22 октября [3 ноября] 1866, Богородское Новооскольского уезда Курской губернии) |
Молодой, энергичный и бесконечно талантливый князь вызывает большой интерес в светских салонах двух столиц. Он знакомится с Жуковским, Пушкиным, Драгомыжским и другими культовыми фигурами в истории России. Но внезапно в жизнь князя пришла черная полоса. В 1822 году умер его отец, в 1823 году – сын-первенец, а в 1824 году - мать. Внезапная кончина родителей стала причиной полного разорение князя. Блестящий вельможа вынужден был оставить жизнь в столицах и перебраться в провинциальные имения, ставшие ему пристанищем на долгие годы. |
19. Убранство гостиной было воссоздано. |
Голицын ищет спасение в музыке. Он в совершенстве осваивает игру на виолончели и фортепиано, пишет собственные произведения, а также вступает в переписку с ведущими музыкантами того времени, в числе которых – Людвиг Бетховен. В 1822 году он отправил композитору письмо, в котором содержалась просьба написать для него небольшой квартет за назначенную сумму. |
20. Зал "История создания музыкальных инструментов". |
21. |
Бетховену не понравился тон Голицына. Он счел, что служителю Музы, возможно, и подобает писать произведения на заказ, однако ограничивать его в сроках – истинная дерзость. В такой напряженной обстановке состоялось их знакомство. Получив ответ, Голицын продолжает писать композитору и восхищаться его талантом. Бетховен понимает, что в лице Голицына он обретает не только преданного поклонника, но и человека, способного распространить в России его собственную славу. |
22. Зеркала в гостиной. |
23. В гостиной висят портреты двух владельцев усадьбы - отца и сына Голицыных. |
24. J.Becker - основатель фортепианной мастерской (затем фабрики) в Санкт-Петербурге (1841). Фортепьяно ориентировочно середины XIX века. |
Бетховен предлагает Голицыну подписку на партитуру «Торжественной мессы», плохо воспринятой публикой в Вене. Князь с радостью принимает предложение композитора. С аналогичными предложениями Бетховен обращался ко многим известным и просвещённым личностям Европы, вот только откликнулись на них единицы. В числе людей, решивших помочь Бетховену оказались Николай Голицын и император Александр I. |
25. |
26. Рисунок с изображением дома Голицыных. |
27. |
Голицын приступает к активной популяризации «мессы». Премьера «Торжественной мессы» состоялась 6 апреля 1824 года в Петербурге. Светская публика высоко оценила произведение Бетховена, его имя начало набирать стремительную популярность в России. |
28. Одним из сам старых музыкальных инструментов в коллекции музея является пианино Wilhelm Biese, 1771 года (так указано в путеводителе по музею). Но 1771 год стоит оспорить, так как фабрикант Вильгель Бизе родился в 1822 году и умер в 1902 году в Берлине. |
29. |
И вот, спустя два года после «дерзостного» предложения Голицына, Бетховен все же посвящает ему первый из обещанных квартетов, увертюру и опус 124. Николай Борисович в восторге благодарил композитора. А во всей Европе за Голицыным закрепилось имя «русский друг Бетховена». |
30. Скрипка, 1819 года. |
31. |
32. |
По словам директора Литературно-музыкального музея Елены Поляковой, Николай Голицын часто исполнял произведения Бетховена, сидя на открытом балконе своего дома в Мичуринске. Раньше перед особняком находилась оживленная Базарная площадь. Концерты князя пользовались большой популярностью зрителей, до которых Голицын хотел донести всю красоту и очарование произведений Бетховена. |
33. Дом построен в 1823 году. |
Как писала В.А. Кученкова в книге "Усадьбы Тамбовской губернии" (Тамбов, 2009), "городской дом Голицыных в Козлове построен в первой четверти XIX века в стиле русского классицизма. Одноэтажный каменный дом с полуподвальным этажом, портиком с фронтоном, колоннами и неглубоким балконом был необыкновенно элегантен". |
34. Экскурсионной группе рассказывают о генеалогическом древе Голицыных. |
Долгие годы продолжалась переписка князя и Бетховена. В своем последнем письме к Николаю Борисовичу Бетховен писал: «…Аполлон и музы еще не отдадут меня костлявой…У меня такое чувство, что я написал всего лишь несколько нот. Благородный князь! Желаю Вам хороших успехов в ваших радениях и искусстве»». Вскоре Бетховен скончался. |
35. |
Исследователи творчества великого композитора единогласны в своем мнении: русский князь сыграл одну из главных ролей в жизни Бетховена. |
36. Комната с экспозицией "Литературные традиции Козлова-Мичуринска". |
37. В литературном-музыкальном музее представлено 7 500 экспонатов!!! |
Именно эта удивительная, трогательная и совершенно потрясающая история и легла в идею основной концепции Литературно-музыкального музея, решение о создании которого было принято еще в «мятежном» 1991 году. |
38. |
Николай Борисович Голицын, помимо своей огромной любви к музыке, был прекрасным переводчиком и литературным критиком. Он переводил на французский язык произведения Пушкина. Поэт высоко оценил работу князя. В своем письме Голицыну Александр Сергеевич благодарил князя за прекрасный перевод, а также подчеркивал, что если бы перевод был сделан раньше, то он бы «послал его во Францию, чтобы щелкнуть по носу всех крикунов из Палаты депутатов». |
39. Рояль "Offenberg", Вена, 1845 г. |
40. Часть мебели попала в музей из разоренных тамбовских усадеб. |
Литературная деятельность Голицына также послужила основой для создания нового музея. Было принято решение объединить в стенах особняка как музыкальную, так и литературную составляющие. |
41. Писатели, которые прославили Козлов-Мичуринск. |
У многочисленных идей Николая Голицына появилось множество последователей. Примечательно, что дело отца продолжил и сын Николая Голицына – Юрий Николаевич. После своей женитьбы на Екатерине Николаевне Бахметьевой, Юрий Голицын поселился на Тамбовщине, в своем имении Салтыки. |
Князь Юрий Николаевич Голицын (29 ноября (11 декабря) 1823, Санкт-Петербург — 2 (14) сентября 1872, Санкт-Петербург). |
42. Второй выставочный зал, посвященный литературной тематике. |
Он с раннего детства был увлечен музыкой. Сначала он видел пример своего отца, затем, уже во время учебы в Петербурге, имел возможность часто бывать на концертах. |
43. Над лестницей находится выставочное пространство, которое носит название "Портретная галерея" князей Голицыных. |
Оказавшись вдали от столичной жизни, Юрий Голицын решил создать в своем имении свой хор. Он начал за свой счет учить музыке одаренных крестьян. В этом стремлении князю помогал его сосед по имению Аркадий Александрович Рахманинов – дед великого композитора Сергея Васильевича Рахманинова. Хористы Рахманинова, по воспоминаниям современников, были настолько хорошо образованы, что могли импровизировать. |
44. Здесь мы можем увидеть портреты представителей нескольких ветвей рода Голицыных. |
Однако, вскоре Юрию Николаевичу пришлось распустить хор из-за финансовых трудностей. НО хормейстерская деятельность князя продолжалась. В 1858 году князь едет за границу и дает там концерты. Параллельно князь общается с прогрессивно настроенной молодежью, разделяющей «вольнодумные» идеи. Он знакомится с «Колоколом», выпускаемым Герценом. Переписка с опальным общественным деятелем и либеральные идеи юного князя не остаются незамеченными – поступило решение выслать Голицына в Козлов, где он жил в доме своего отца под надзором полиции. |
45. Под сводчатыми потолками первого этажа находится касса музея. |
В 1860 году Юрий Николаевич незаконно покидает место своего ареста и бежит за границу, где на протяжении нескольких лет выступает со своими оркестром и хором во многих европейских столицах. Имя Голицына становится невероятно популярным во всем Старом Свете. |
46. И гардеробная в бывшем винном погребе Голицыных. |
Несмотря на успех, Юрия Николаевича тянуло на Родину. Император разрешил ему вернуться в Россию. Остаток жизни Юрий Николаевич провел в Ярославле и на гастролях с вновь созданным хором. Его концерты стали очень популярными и среди российской знати. |
47. Дом был признан памятником архитектуры по решению Облисполкома
№513 от 5.12.79 г. |
Со смертью Юрия Николаевича закончились и самые яркие страницы в дореволюционной истории особняка в Козлове. В начале прошлого века грянула революция и здание ждала совершенно другая судьба. Здесь в хронологической последовательности размещались биржа труда, детский дом, детский сад. Постепенно дом начал приходить в аварийное состояние. |
48. |
Жители Мичуринска всегда трепетно относились к этому удивительному зданию и его богатой истории. В 1991 году началась реставрация Дома Голицыных, а в 1995 году в нем открылся Литературно-Музыкальный музей, который в прошлом году отметил свое двадцатилетие. |
49. |
Для себя я с радостью отметил, что это удивительное место является оживленным даже в самый обычный день. В музее регулярно проводятся экскурсии, концерты, мастер-классы. Даже во время моего недолгого визита в этот особняк я увидел несколько групп туристов, приехавших сюда из других областей. Это значит только одно: культурно-просветительская деятельность великих хозяев дома живет здесь до сих пор. |
Старые фотографии |
? г. |
1980-е гг. |
1990-е гг. |
1990-е гг. |
В лицах |
Князь Юрий Николаевич Голицын (29 ноября (11 декабря) 1823, Санкт-Петербург — 2 (14) сентября 1872, Санкт-Петербург). С фотографии С. Л. Левицкого рисовал О. Б. Май, гравировал Л. А. Серяков - Всемирная иллюстрация : журнал. — 1870. — Т. 4. — № 92. — С. 676. |
Старые карты |
1792 год. |
1812 год. |
1850 год. |
Вторая половина XIX в. |
1870 год. |
1918 год. |
1919 год. |
1932 год. |
1941 год. |
1954 год. |
1988 год. |
2016 год |
Ссылки
1. Литературно-Музыкальный музей г.Мичуринска. Путеводитель по музею. 2011 г. 5. В.А. Кученкова. "Усадьбы Тамбовской губернии" (Тамбов, 2009). |
Journal information