…услышав звуки музыки, я вышел из рабочего кабинета Михаила Васильевича и решил ознакомиться с парадными помещениями этого прекрасного особняка.
Усадьба Асеевых, г. Тамбов. Часть 1. Знакомство с усадьбой Асеевых: дом промышленника.
Усадьба Асеевых, г. Тамбов. Часть 2. Усадьба Асеевых - центр культурной жизни.
Усадьба Асеевых, г. Тамбов. Часть 3. Усадьба Асеевых в фактах и лицах.
Дата фотографий: 2016 год, 6 марта.
2. |
Через аванзал я прошел в самое большое и помпезное помещение этого дома – белый зал. Около ста лет назад образованные и радушные хозяева проводили здесь балы, светские вечера и музыкальные салоны. Словно подчеркивая лучшие традиции изысканного отдыха привилегированной знати того времени, белый зал выглядит очень традиционно и торжественно. Мы находимся едва ли не в единственном помещении в доме, выполненном в стиле русского классицизма с налетом легких эклектических мотивов. Парадный зал не просто так называется «белым» - он полностью соответствует цветовому решению своего названия. |
БЕЛЫЙ ЗАЛ |
3. |
До реставрации здесь находилась столовая санатория. |
2001 г. Столовая в Белом зале. Источник: http://mk-aseeva.ru/about4.shtml |
4. |
5. |
Здесь, как и в роскошных дворцах Москвы и Санкт-Петербурга, огромное внимание уделено деталям: пол украшает наборный паркет из редких сортов дерева, на потолке сияет роскошная люстра весом в полтонны, которой удалось в неизменном виде сохраниться до наших дней, стены украшены позолотой и лепниной. |
6. |
Стилистические формы классицизма отражены в белом зале особняка Асеевых настолько хорошо, что у каждого гостя может создаться ощущение, будто это помещение было создано гораздо раньше – в конце XVIII или начале XIX века. |
7. |
8. |
9. |
10. |
11. |
Декор эпохи модерн здесь, все же присутствует. Все дверные проемы, ведущие из зала в остальные комнаты, украшены бархатными портьерами насыщенно зеленого цвета, закрепленными на замысловато украшенных карнизах. Присмотритесь – карнизы и пространство дверной ниши, расположенное над ними декорировано знакомыми растительными мотивами, настолько незаметно и органично вписанными в формы классицизма, что при созерцании всего у вас не возникает ощущение некоего стилистического оксюморона. |
12. |
13. |
14. |
15. |
16. |
17. |
18. |
19. |
20. |
21. |
22. |
23. |
24. |
ДИВАННАЯ КОМНАТА |
Из белого зала я отправляюсь в женскую и мужскую половины дома – парадные помещения, предназначенные для того, чтобы хозяин дома и его супруга могли принимать здесь гостей. |
25. |
Первым делом, я попал в относительно небольшое помещение, выдержанное в спокойных коричнево-бежевых тонах. Это – диванная комнаты дамской половины первого этажа. Здесь Мария Никаноровна Асеева принимала некоторых своих посетительниц за чашкой чая. Это же помещение служило комнатой для ожидания для особо приближенных подруг хозяйки дома, вхожих в ее будуар. |
26. |
Несмотря на отсутствие пышного декора, мы отчетливо понимаем, что комната предназначена для женщины. Об этом говорит, как роспись потолка с нежнейшими лилиями, так и картина, занимающая большую нишу над диваном. Полотно, принадлежавшее кисти художника Николая Шевченко, изображает красивый летний пейзаж. Однако, замысел этой картины гораздо интереснее, чем он кажется на первый взгляд. Согласно модным тенденциям того времени, картина как бы зеркально отражала на стене дома пейзаж, открывающийся из окна. В начале XX века из окон усадебного дома Асеевых действительно были видны заливные поля. |
27. |
БУДУАР |
28. |
Я продолжаю исследовать комнаты Марии Никаноровны и попадаю в святая-святых женской половины особняка – в малую гостиную, торжественную приемную и будуар хозяйки дома. В этом помещении также присутствуют элементы классицизма, интересно переплетающиеся с декором в стиле барокко. |
29. |
30. |
Богатая позолоченная лепнина на стенах и мебели, обилие ткани и цветочных мотивов, делают эту комнату настоящим пристанищем девичьих грез, выдержанным в стиле причудливой эклектики. Вся мебель в комнате – антикварная. |
31. |
32. |
33. |
34. |
35. |
36. |
БИЛЬЯРДНАЯ |
Я снова возвращаюсь в белый зал, чтобы продолжить свое путешествие по мужской части дома. Там нас тоже встречает комната, аналогичная диванной Марии Никаноровны. Она декорирована еще более скромно. Из нее мы попадаем в комнату, предназначенную для неформального общения Михаила Владимировича со своими близкими гостями – в бильярдную. Сейчас здесь нет бильярдного стола, что приводит в замешательство относительно названия комнаты много туристов. |
37. |
Однако, в комнате отлично отражен мир развлечений изысканного джентльмена того времени. На столах разложены игральные карты, в декоре мы можем видеть элементы, подчеркивающие любовь Михаила Владимировича к верховой езде, например, скульптурную композицию «Джигитовка», расположенную около окна. |
38. |
Доминирующим элементом бильярдной является чучело медведя, которое было выставлено в особняке Асеевых в декабре 2014 года. Согласно легенде, будучи страстным охотником, Асеев любил охотиться на медведя. Существует легенда о том, что однажды у Асеева завязалась с настоящая схватка с медведем, в котором Михаил Владимирович одержал победу. Чучело «трофейного» зверя он установил в своей бильярдной, и вот, спустя почти сто лет, оно появилось здесь снова. |
39. |
ПАРАДНАЯ СТОЛОВАЯ |
40. |
Осмотрев мужскую часть дома, я направился в другое интереснейшее помещение – парадную столовую. В этом помещении, как и в кабинете Михаила Владимировича, сохранилась большая часть декора. Стены гостиной украшены деревянными панелями, мебель – выполнена из ценных сортов дерева. На столе и в кухонных шкафах – роскошная коллекция посуды, принадлежащая хозяевам дома. Однако, особое внимание каждого гостя привлекают другие элементы этой комнаты. |
41. |
На дверных ручках и в отделке настенных панелей мы видим изображения львов – «фирменный» знак архитектора дома Льва Кекушева, его своеобразный автограф. Над столом возвышается чудесная люстра в стиле ар-нуво, выполненная по эскизам самого Кекушева. |
42. |
43. |
44. |
Потолок столовой – настоящее произведение искусства: деревянные балки в нем чередуются с цветочной росписью, выполненной на фоне сусального золота. В гостиной Асеевы принимали важных гостей и деловых партнеров, ужинали во время балов и праздников, а также проводили семейный праздники. |
45. |
46. |
47. |
МРАМОРНАЯ ЛЕСТНИЦА |
48. |
Полюбовавшись первым этажом под звуки музыки, доносящейся сверху, я вновь вернулся в аванзал, чтобы подняться на второй этаж. Моему взору предстала роскошная мраморная лестница в два пролета, ведущая наверх. Поднимаясь по ней, я любуюсь большим окном, открывающим панорамный вид на сад Асеевых. |
49. |
50. |
51. |
52. |
1962 г. Источник: http://mk-aseeva.ru/about4.shtml |
53. |
54. |
55. |
56. |
ВЫСТАВОЧНЫЕ ЗАЛЫ |
На втором этаже в выставочным комнатам можно посмотреть выставку «СЛОНЫ В «УСАДЬБЕ АСЕЕВЫХ». Экспозицию составляют фигурки слонов из частного собрания
Владимира Ивановича Торговченкова, прокурора Тамбовской оболасти.
В коллекции представлены около 500 фигурок слонов. Здесь собраны произведения мелкой пластики, авторские, сувенирные куклы, брелоки, копилки и необычные предметы быта в форме слонов (шкатулки, солонки, подставки, часы, вазы и др.), выполненные из стекла, дерева, кожи, слоновой кости, композитных материалов, декоративного камня, керамики и т. д. |
57. |
58. Прокурор Тамбовской области Владимир Иванович Торговченков. |
КОЛОННЫЙ ЗАЛ |
59. |
Оказавшись на втором этаже, я зашел в просторное светлое помещение – колонный зал. Особое внимание в нем привлекает уникальный купол – конструкция, выполненная из стеклянных блоков. Строение купола создает в колонном але потрясающую акустику. Именно поэтому сейчас здесь проводятся многочисленные концерты, театральные вечера и лекции. Мне посчастливилось быть на одном из них. |
60. |
61. |
62. |
После осмотра интерьеров дома я посетил вечер русского романса, приуроченный к грядущему празднованию Международного женского дня. Мероприятие было построено по принципу дореволюционного салона и сочетало в себе не только музицирование и пение профессиональных музыкантов, но и дискуссии на тему роли женщины в русской истории, отражении образов дамы в конкретных литературных произведениях и биографии многих замечательных женщин в русской истории. |
63. |
В тот вечер я увидел в колонном зале особняка Асеевых как представителей старшего поколения, так и совсем юных тамбовчан и туристов. Вечер романса прошел с аншлагом. Мне стало ясно, что усадьба Асеевых стала для жителей города уникальным культурным пространством, которое они хотят и любят посещать. Мне, по роду своей деятельности, крайне приятно делать такие приятные выводы. Совершенно очевидно, что особняк обрел вторую жизнь. |
64. |
65. Парк усадьбы Асеевых. |
Ссылки
http://www.mk-aseeva.ru |
Journal information