Усадьба как основа дворянской жизни, экономики и культуры Российской империи была ярким выражением национального гения и местом соприкосновения элитарной и народной культур. Исчезнувший мир русской усадьбы оставил множество литературных и документальных свидетельств. Равноценные, с исторической точки зрения, хотя и не равные по художественным качествам, фотографии воссоздают ушедший поэтический мир родовых гнезд и картины частной жизни больших дворянских и купеческих семей. Наблюдавший исчезновение усадебной культуры А.Н. Греч утверждал, что после 1930 г. ее следует воспринимать только «глазами памяти». Визуализируя память нескольких дореволюционных поколений, фотографические образы раскрывают это явление русской жизни зримо и полно. Усадьба предстает на выставке в нескольких ракурсах: от парадных видов крупных имений и любительских снимков из семейных альбомов до художественных изображений старинных парков и покинутых поместий. Открывают экспозицию заказные парадные виды усадеб, выполненные мастерами крупнейших ателье. Сюжет усадебных видов, особенности печати, а иногда и композиция определялись не только представлениями самого фотографа, но и пожеланиями заказчика. На фотографиях зафиксированы архитектурные комплексы и ландшафты, сняты владельцы в любимых имениях. Подобным образом запечатлены прославленные Остафьево, Архангельское, Ильинское, Поречье. К уникальным примерам ранней усадебной фотографии 1860-х гг. относятся стереодагеротипы ателье «Т. Шнайдер и сыновья» с интерьерами Марьина, фотографии Никольского-Обольянинова, выполненные М.Н. Шерером, и Никольского-Прозоровского, созданные М.Б. Тулиновым. Любительские фотографии, авторы которых – сами владельцы и гости усадеб, отличаются непосредственностью сюжетов и живостью композиции. Сюжеты снимков разнообразны: жанровые сценки (пикники, катание на лодке, пешие прогулки), портреты слуг и гостей, личные комнаты, милые сердцу укромные уголки парка и окрестностей. На рубеже XIX–XX столетий фотографирование превратилось в доступный вид художественной деятельности. Летний досуг в русском обществе традиционно связан с имением, поэтому изображения повседневной отрадной жизни в усадьбе стали широко распространенными. Появление любительских снимков не связанно с эстетической или исторической ценностью поместья, их рождала гармоничная атмосфера усадебной жизни, общие семейные занятия. Документальные фотографии отражают возникший в 1890–1910-х гг. огромный интерес к изучению и сохранению русской усадьбы с ее художественными и историческими артефактами. Усадьбу начали воспринимать как уникальное синтетическое явление искусства и место родовой памяти. Фотографы фиксировали особенности архитектурного ансамбля и интерьерного комплекса поместий. К съемке архитектуры и видовому жанру с целью фотодокументирования памятников обращались П.П. Павлов, Н.Н. Ушаков, А.А. Иванов-Терентьев. В начале XX в. литературно и художественно оформился миф русской усадьбы, сложилось представление о ней как о символе уходящей дворянской культуры. Авторский взгляд фотохудожников привлекали пейзажи и детали, передававшие особое пассеистическое настроение усадебной жизни – поэзию умирания, уходящее величие. Основные объекты изображения – усадебная природа и парк – стали одухотворенным, эмоционально окрашенным. Художественно преображенному образу имения, словно сокрытому легкой дымкой воспоминания, соответствуют приемы пикториальной фотографии. Представление об усадьбе воплотилось в знаковых образах светописи – барышне и аллее. Большинство работ происходят из фонда Русского фотографического общества – жемчужины фотоколлекции Исторического музея. Фотографии А.С. Мазурина, Н.А. Петрова, Н.С. Кроткова, В.Н. Часовникова, В.Н. Шохина демонстрировались на конкурсах и были отобраны для будущего музея светописи. 1920-е – последний значимый период развития усадебной темы. Интерес к изучению усадебного наследия и поэтичность разоренных гнезд привлекали ведущих советских фотохудожников. Став исключительно явлением прошлого, усадьба приобрела возможность новых трактовок. Фотоэтюды выдающихся отечественных мастеров А.Д. Гринберга, Ю.П. Еремина, П.В. Клепикова воплощают уже не прекрасное уходящее Серебряного века, а былое, безвозвратно утраченное, погибшее прошлое. Большинство фотографий демонстрировались на знаменитой выставке «Советская фотография за 10 лет» 1928 г. В дальнейшем исчезновение усадебной культуры как живой и мощной традиции привело к отсутствию образа усадьбы в советской фотографии. |
Выставка «"Глазами памяти". Образ русской усадьбы в фотографии 1860–1920-е»
-
Усадебный экспресс. Беларусь накануне Рождества. 4-6 января 2025 года
В волшебные дни накануне Рождества «Усадебный экспресс» отправляется в самое первое и, забегая вперёд, скажем по секрету, далеко не единственное в…
-
Провожаем золотую осень-2024 в усадьбе Абрамцево
Ну что ж, пора признать очевидный факт: последние золотые листья покидают деревья. А это значит, что осенние декорации уже совсем скоро сменятся на…
-
"Усадебный Экспресс" приглашает на лирическую экскурсию по литературным "дачным музеям"
Оcень ассоциируется у вас с закрытием дачного сезона? "Усадебный Экспресс" приглашает вас открыть его вновь, но уже в новом виде - с нашей экскурсией…
Journal information