Здесь сохранился главный усадебный дом в стиле классицизма, парк, колокольня Благовещенской церкви в стиле барокко и часть хозяйственных помещений. Но, пожалуй, мистическая слава усадьбы в узком кругу экспертов «гремит» еще больше, чем слухи о том, что колокольню храма построил сам Ринальди. Особое внимание всех посетителей усадьбы заслуживают странные конструкции в форме пирамид: одна из них представляет собой земляную насыпь идеальной формы, а другая – углубление в земле - антипирамиду. Какой смысл могли вложить заказчики проекта усадьбы, династия Повалишиных, во все эти символы? Каковы история усадьбы, которую собралась восстанавливать НП "Единая система возрождения русских усадеб", ее современное состояние и перспективы развития в будущем? Ответы на все эти вопросы вы узнаете ниже.
Дата фотографий: 2015 год, 5 августа.
Фотография начала XX века. |
В Смоленской области существует две усадьбы, носящие название «Васильевское»: это усадьба Повалишиных и усадьба Граббе. Очень часто туристы путают два этих культурных объекта. Сегодня мы совершим прогулку по Васильевскому Повалишиных. |
2. Васильевское. Со стороны церкви летом заметен только шпиль главного дома усадьбы. |
План усадьбы Васильевское Повалишиных. Усадьба разграничена на две зоны: парадную с усадебным домом и церковью посреди парка, расположенного по обеим сторонам пруда, и хозяйственную, вытянутую вдоль дороги, с рядом служебных строений. |
Усадебный комплекс в Васильевском, дошедший до наших дней, начал складываться здесь при Повалишиных в конце XVIII – начале XX века. |
3. Дорический портик. |
Одной из первых построек в Васильевском стала Благовещенская церковь. Она была возведена в 1770- е годы в стиле барокко. |
4. Колокольня церкви Благовещения. |
Храм представлял собой внушительную ярусную композицию с контрастным убыванием объемов кверху. |
Колокольня. Фотография советского времени. |
5. Бельведер главного дома. |
На двусветном четверике, имевшем на флангах фасадов сдвоенные узкие пилястры, высился широкий восьмерик с вогнутыми диагональными гранями. Каждую такую грань почти без просветов заполнял ряд из шести пилястр. |
6. К нашему времени церковь и отдельные службы разобраны, а парк сильно зарос. |
По странам света грани завершались небольшими полукружиями. На своде этого восьмерика был поставлен приземистый восьмеричок, также с вогнутыми диагональными гранями и полукружиями по странам света. |
7. Нижний четверик колокольни, прорезанный с трех сторон широкими арками. |
Имя архитектора храма страницы истории не сохранили. Однако, у краеведов есть несколько версий на эту тему. Одни считают, что сходство с декором церкви Меншиковой башни в Москве дает право предполагать, что храм в Васильевском возводился по проекту ученика Ивана Зарудного. |
8. |
Другие считают, что архитектурные формы колокольни храма, дошедшей до наших дней, очень напоминают творчество Ринальди. Колокольня была выстроена из кирпича и оштукатурена. В ней прослеживаются архитектурные детали, характерные для перехода от барокко и раннему классицизму. |
9. |
10. Бельведер декорирован парными тосканскими полуколоннами между широких окон. |
Главный усадебный дом в Васильевском был сооружен на рубеже конца XVIII – начала XIX веков. Его было решено возвести на берегу пруда, напротив храма и колокольни. Он представлял собой относительно небольшое четырехугольное здание в стиле классицизма. |
11. Над основным этажом воздвигнут невысокий крестообразный объем второго этажа, завершенный по центру круглым бельведером с пологим куполом и шпилем. |
Дом был украшен портиком с колоннами, круглым бельведером с куполом и шпилем. |
12. |
13. Пилястры и колонны. |
Существует предположение о том, что автором проекта дома был архитектор Афанасий Григорьев, родоначальник русского ампира. |
14. Большие прямоугольные окна заключены в ленточные обрамления с ушами. |
15. |
Внутренние интерьеры дома были сильно повреждены и практически не сохранились. Сейчас здесь царит запустение. |
16. Первый этаж, перекрытия обваливаются, идти лучше по краю или залезать с подвальной части. |
17. |
18. Подвальная часть. |
19. |
20. |
21. Высокий круглый верхний зал, хорошо освещенный окнами бельведера, сохранил рельефные тяги над дверьми, под нишами внизу окон и у основания его купола. |
До наших дней в Васильевском дошли несколько хозяйственных построек. Два небольших одноэтажных здания у дороги – это бывшие дом управляющего и дом батраков. |
22. Скромный декор дома управляющего в стиле классицизма состоит из простых карнизов и пилястр между окнама главного фасада. |
23. Подъезд к главному усадьбы. |
24. |
Каретная и хлебный амбар имеют такой же скромный, ничем не выделяющийся вид. Эти усадебные постройки построены в классическом стиле и имеют типичный для усадебных построек архитектурный облик. |
25. Хозяйственная часть усадьбы. |
26. Один из хозяйственных флигелей. |
Самым интересным объектом усадебного комплекса в Васильевском является парк. Мистические легенды о нем на протяжении нескольких десятков лет пересказывались местными жителями. |
27. Аллея в парке. |
Согласно мифам, человеку нельзя долго находиться в усадебном парке – это может плохо сказаться на самочувствии. Разумеется, подобные домыслы весьма субъективны. |
28. В парке много редких деревьев. |
29. |
Однако, усадебный парк действительно является загадочным. Летом прошлого года парк обследовал известный, специалист по символике и ландшафтному дизайну Дмитрий Ойнас, к которому я и присоединился. На изучение усадебного комплекса в Васильевском Дмитрий потратил огромное количество времени. Чтобы восстановить рисунок аллей, увидеть схему парка, пришлось нумеровать и наносить на план каждое дерево в парке. |
30. В августе 2015 года мы с Дмитрием Ойнасом обследовали парк. Было пронумеровано и насено на план каждое дерево усадьбы, всего более четырех сотен. |
Какие выводы можно сделать из исследований Дмитрия? Совершенно очевидно, что в парке присутствует огромное количество масонских символов. Структура аллей, боскетов и некоторые другие ландшафтные элементы в совокупности образуют гексограмму - знак, который использовался в оккультных учениях древнего Египта. В масонстве этот символ означает разум и истину, путь к добродетели. Кроме того, гексограмма является прямым аналогом Полярной звезды – древнего символа моряков и путников. Путешественники считали, что Полярная звезда указывает на остров Туле – колыбель человечества. Можно предположить, что в оригинальную планировку парка в Васильевском его создатель также заложил символический сюжет поиска истины. Вот, только, какой? |
31. |
Чтобы попытаться разгадать парковую загадку Васильевского, необходимо изучить все треугольники парка, составляющие гексограмму. Так, вершина одного из них обозначена в парке земляной насыпью в форме пирамиды. Пирамида является одним из главных символов масонства. Дмитрий Ойнас предполагает, что на ее вершине должно было находиться некое сооружение, поддерживающее всю концепцию. |
32. Обнаруженная неизученная пирамида в парке Васильевского. |
33. Пирамида. |
Треугольник в масонстве часто является составляющей другого сакрального символа – Лучезарной Дельты. Этот знак означает поиск истины - в широком смысле, а в узком – «путеводную звезду», которая освещает стремление каждого масона к истине. |
34. Антипирамида. Заросшее углубление в парке. |
Какое парковое сооружение могло находиться на вершине пирамиды? Вполне возможно, что здесь мог находиться некий павильон и храм-ротонда, поддерживающий смысл Лучезарной Дельты. |
35. |
Так, если сооружение на холме было действительно беседкой или ротондой, символизирующей Лучезарную Дельту, то с севера и юга его должны были окружать символы Солнца и Луны. Солнце в масонстве означает силу и мужество, Луна – чистую любовь и природу. |
36. Граница парка. |
По северному и южному склонам холма в Васильевском росли кустарники акации. С этим растением у масонов связана легенда об убитом великом мастере, строителе Соломонова храма Адонираме. Ученики посадили на могиле мастера акацию в знак пережитой смерти и вечно живущей идеи. Символически умерший, согласно масонскому учению, продолжает жить в каждом новом мастере. |
37. |
Автор концепции полагает, что даже типичный для российских усадеб плодовый сад, являющийся частью парка, также носит сакральное значение. Он навевал хозяевам мысли об утраченном «Эдеме». В масонской символике рай выступает в роли сакрального места, дающего жизнь своим плодам. |
38. Старые липы. |
39. |
Дмитрий Ойнас планирует продолжить свои исследования в парке усадьбы Васильевское. Чтобы раскрыть весь семантический замысел, надо изучить планировочную схему пейзажной части парка, выявить точное расположение парковых павильонов, раскрыть символизм круглых прудов и круглых островов и подробнее изучить сохранившиеся усадебные постройки. |
40. |
В настоящее время парк сильно зарос, что очень сильно затрудняет такие исследования. Однако, в ближайшем будущем Васильевское может обрести новую жизнь. Васильевское и другие усадьбы Смоленской области были переданы в пользование некоммерческого партнерства «Единая система возрождения русских усадеб» наряду с несколькими усадьбами Смоленской области. |
41. |
Приблизтельно 1960-е годы. |
42. Садимся на автобус и едем до следующего поста про усадьбу Потапово. |
Старые карты |
1792 год. |
1863 год. |
1938 год. |
1942 год. |
1980 год. |
Ссылки
Мир искусств: Вестник международного института антиквариата ASG. №2 (10) июнь 2015 года. Стр. 60-62. Мир искусств: Вестник международного института антиквариата ASG. №3 (07) сентябрь 2014 года. Стр. 52-61 http://ojkumena-od.blogspot.ru/2015/03/blog-post_16.html http://gzhatsk.ru/vasilievskoe/ http://gagarincity.ru/arch_pamyatniki/selo_vasilevskoe_usadba_povalishinyh.html |
Journal information