По всем этим вопросам были сделаны обращения в Правительство Тверской области и в Управление Росимущества. Но пока будет продолжаться канитель с перепиской, что будет с Главным домом усадьбы? Если мы не хотим потерять дом и сохранившиеся в нем интерьеры, то нам надо вместе объединиться и помочь осуществить следующие мероприятия:
1. Отремонтировать кровлю.
Над бельведером, по всей видимости, разошлись швы между листами кровли и вода во время дождей и таяния снега льётся на паркетный пол (паркет сохранился в единственном месте с XVIII века), возможно весь пол вздыбился. Из-за этого в парадной столовой несколько протечек. В овальной гостиной с потолка обваливается штукатурка, пол паркетный вздулся и вот-вот провалится на первый этаж. Во многих комнатах вдоль стен лежит снег.
2. Расчистить колодец в полуподвальном помещении.
В полуподвальном помещении был колодец, там у Ф.И. Глебова располагалась кухня. Каждую весну вода заливает помещение, поэтому необходимо срочно расчистить колодец и опустить сруб, чтобы вода из колодца не разливалась, как ей хочется.
Знаменское-Раек был главным проектом администрации Тверской области, когда в 2002 году усадьбу взяла в аренду ЗАО "Конкор". Пока губернаторы и иностранные гости садились на месте фонтана парадного двора Знаменского на вертолете, другая усадьба, не меньших масштабов, Степановское-Волосово скромно восстанавливалась и восстановилась. Но и в неподъемном Райке за последние 15 лет медленно, но были сделаны исследовательские и изыскательские работы, расчищены уникальные росписи (на заглавной фотографии плафон парадной столовой), убирался парк. Оранжереи и розарий стали последним крупным усадебным проектом, а инстаграмм Райка до сих пор выкладывает фотографии с цветами.
Дата фотографий: 2016 год, 16 февраля.
В 90-ые годы в единственном лице усадьбу охраняла Нина Михайловна Беляева (имеются договора с комитетом по охране историко-культурного наследия с 1994 по 2001 год). Она следила за всем, что происходило на усадьбе (имеются документальные тому подтверждения и публикации в прессе) и лучше сохранила строения и парк чем сохранялось во время аренды время. К охране остающейся бесхозной усадьбы Нина Беляева надеется привлечь казачье городское общество города Торжка, осталось только получить со стороны Министерства культуры и собственника усадьбы («Росимущества») соответствующие разрешения. |
2. Никого нет. |
3. Мой поводырь. |
Фасады главного дома были окрашены светлой охрой, а металлическая кровля - в красный свет. Строительство главного дома началось в 1787 г. под руководством архитектора Ф.И. Буци, возможно, по проекту Н.А. Львова. |
4. Парковый фасад главного дома. |
5. Пес привел меня в главный дом. |
Главный дом прямоугольный в плане, имеет центрическую композицию, внутри спланирован по анфиладному принципу. Цокольный этаж был хозяйственным, нижний - жилой, а верхний - парадный. |
Главный дом усадьбы Знаменское-Раек. Продольный разрез. Обмерный чертеж А.М. Харламовой, 1960. Бумага на картоне, тушь, акварель. 31.4х41,8. Поступил в музей архитектуры им. Щусева в 1983 году. |
Первые упоминания о работе в Райке крепостных живописцев Н. Устинов, И. Ефимова, И. Алимпиева и А. Соколова относятся к 1791 году. В конце июля 1794 года сообщалось, что в главном доме "двери навешивают, а в среднем этаже, в бильярдной расписывают, как следует быть". Среди мастеров упоминается "слесарь господина Львова". |
1 этаж. Овальный вестибюль. |
6. Стены вестибюля имели полихромную отделку, были разбиты на зеркала с рамками желтого теплого цвета с фоном внутри рамок серовато-голубого цвета и завершались сложным по рисунку лепным карнизом. |
В 1797-98 гг. клался паркет мастерами из Санкт-Петербурга и Москвы. В 1798 г. работы в главном доме завершаются и приезжают хозяева Глебовы. Торжество продолжалось около трех недель. |
7. Правая филенчатая дверь из вестибюля ведет к парадной лестнице. |
Парадная лестница на второй этаж. |
До середины XIX века планировка и отделка помещений не претерпела значительных изменений. Лишь в конце XIX века новыми владельцами усадьбы Дубасовыми были осуществлены небольшие ремонты, поновления живописи и изменения в отделке интерьеров в соответствии со вкусами времени и повышением комфорта. |
8. Деревянный марш парадной лестницы. |
Художественное оформление интерьеров сохранялось до 1930-х годов. Последующие ремонтные работы привели к утратам. Исчезла плафонная роспись в бильярдной, заменены паркетные полы, утрачена часть дверных полотен, полностью изменена цветовая гамма, в которой были решены все помещения в целом и каждое в отдельности. |
9. Тумбы с вазами, лепные рамочки появились при переделках в конце XIX века. |
В 1990-92-е годы специалистами Центральных научно-реставрационных мастерских И.В. Калугиной и Е.А. Приступой совместно с художником-реставратором МНРХУ В.Г. Витошновым были проведены комплексные исследования интерьеров главного дома. Послойные раскрытия красочных слоев обнаружили уцелевшие остатки росписей, а химико-технологические исследования выявили полихромную покраску дверей. Все элементы декора были выполнены крепостными живописцами и относятся к концу XVIII века и представляют огромную художественную ценность. |
10. Световой фонарь появился над парадной лестницей в конце XIX века. |
11. Металлическая решетка ограждения и пилястры конца XIX века. |
12. |
13. Фрагменты орнаментальной росписи плафона над парадной лестницей. |
2 этаж. Парадная столовая. Таблиниум. |
Таблиниум - помещение римского дома, где находился семейный архив и портреты предков. В Райке таблиниумом стала парадная столовая. |
14. Проем входа в парадную столовую фланкировался двойными колоннами ионического ордера, а со стороны зала завершался аркой. |
Стены зала первоначально имели светлый голубовато-зеленый фон и роспись. |
15. В верхней части стен находился фриз из 24 императорских портретов в овальных медальонах. |
16. Галерею начинали портреты царя Михаила Романова и его супруги - Евдокии Лукьяновны Стрешневой, указывающие на родство с владельцами усадьбы. |
17. В полукруглых тимпанах над дверями были масляные мифологические композиции "под итальянцев". |
Сохранившийся плафон (смотрите заглавное фото поста) дополнял живописную декорацию интерьера и представляет собой сложную композицию из ряда отдельных панно, цветочных гирлянд, медальонов, заключенных во фризовую полосу из гризайлевых розеток на розовом фоне. |
18. Панно в плафоне парадной столовой. |
19. Панно в плафоне парадной столовой. |
20. В парадной столовой размещался стол и двенадцать стульев с обивкой из голубой соломки. |
Сохранилась старая фотография 1920-х годов из которой видно, что комната была расписана в помпейском стиле. |
1925-1929 годы. Спальня в бывшей парадной столовой главного господского дома. |
21. В нишах, завершенных сандриками с лепными кронштейнами, располагались расписные филенчатые двери. |
22. Вид на аллею в сторону реки Логовежь. Обратите внимание на тосканские колонны, А.Н. Греч в книге "Венок усадьбам" писал, что колонны садового фасада были коринфского ордера. |
2 этаж. Парадный зал. |
Парадный зал похож на римский Пантеон, а также близок к аналогичному залу виллы Тиени в Чиконье. Сам зал прямоугольный в плане, но перекрыт куполом с круглым проемом вверху, открывающимся в "небо" бельведера. |
23. В зале был дубовый паркет простого геометрического рисунка, где основные шашки паркета светлых и темных тонов дополнительно объединялись диагонально вставленными рейками из мореного дуба. |
На стенах находились фрески, в основном это был лепной гризайль, медальоны и легкий орнамент, арабески. В рамках над дверьми были живописные виды усадеб. Над каминами располагались зеркала в золоченых рамках. |
Парадный зал дома в Райке. С акварели неизвестного художника |
24. Живопись купола имитирует кессоны для расширения пропорций зала. |
25. Вокруг светового проема изображены в двенадцати овалах знаки зодиака. |
26. Розетки разного рисунка, написанные на коричневом фоне, повторяют по композиции лепнину купола мавзолея в усадьбе Никольское-Черенчицы и купола церкви в Арпачеве, построенных Н.А. Львовым. |
27. "Небо" бельведера. По описаниям Греча "в куполе светового фонаря на фоне синего неба летят в божественных позах боги Олимпа". |
28. Двери зала были расписаны под карельскую березу, отдельные детали окрашены в белые и голубые тона. |
29. Над каминами в неглубоких нишах располагались зеркала в золоченых рамках. |
30. Вид на лоджию. |
2 этаж. Парадная спальня. |
Парадная спальня замыкает парадную анфиладу. Декоративная отделка этого помещения сохранилась наиболее полно. Стены на всю высоту сохранили первоначальную отделку из искусственного мрамора серо-зеленого цвета с включениями естественного камня в виде цветов. |
31. |
Откосы окон, дверей декорированы плоскими филенками также из искусственного мрамора розового цвета., обрамленные рамками белого цвета. |
32. Стены спальни завершаются высоким лепным карнизом со своеобразными кронштейнами. |
2 этаж. Кабинет. |
33. В кабинете есть несколько стендов с информацией об усадьбе. |
2 этаж. Овальная гостиная. |
Овальная гостиная по форме повторяет овальный вестибюль первого этажа. Сейчас в потолке здесь одна из самых сильных протечек, паркет под протечкой проломлен. |
34. Фон стен был светло-розовый, оконные и дверные проемы были обрамлены полосами синего цвета. В центре пола размещался овал с чешуйчатым рисунком из светлых и темных пород дерева в темной рамке с рокайльными вставками. |
Композиция сохранившегося плафона построена на контрасте геометрических форм, в центре его совмещены по диагонали два квадрата с кругом по середине, по бокам расположены полуовалы. В их пределах заключены фризовая полоса с грифонами и изящные гирлянды чайных роз. |
35. Плафон овальной гостиной. |
2 этаж. Буфетная. |
36. |
37. Зимний Раек. |
2 этаж. Кондитерская. |
38. |
Обмеры дверных полотен в интерьерах. Чертеж А.М. Харламовой, 1957. Бумага на картоне, карандаш, акварель. 40х60. Поступил в музей архитектуры им. Щусева в 1983 году. |
39. Филенчатые полотна дверей имели голубой цвет, а детали были окрашены в сиреневый, желтый, бордовый и белый цвета с вызолоченными калевками. |
40. Ложная дверь на площадке вокруг лестницы. |
41. |
42. Пилястры вокруг площадки парадной лестницы. |
43. Вид с верхнего этажа на триумфальную арку. |
Спустимся опять на первый этаж. |
1 этаж. Овальный вестибюль. |
Нижний этаж отличался от верхнего более скромной отделкой. |
44. |
45. |
1 этаж. Жилая комната. |
Комната не сохранила декоративной отделки, кроме живописного панно в простенке между окнами. |
46. |
47. По легенде, эта роспись принадлежит хозяйке усадьбы Елизавете Петровне Стрешневой. |
48. Внизу слева нерасшифрованная надпись. |
49. Деталь росписи. |
1 этаж. Комната, где была лестница. |
50. Здесь возле печки была лестница наверх в девичью. |
51. Сохранились печные изразцы. |
1 этаж. Жилая комната. |
Здесь сохранилась угловая печь, облицованная белыми изразцами с синим рисунком в виде корзиночек цветов. Первоначально эта гостиная была в розовых тонах имела три оконных проема и была больших размеров. |
52. |
53. Потолок комнаты. |
54. Печные изразцы. |
55. |
56. Тишина. |
57. |
58. Да поможет нам в сохранении усадьбы Пресвятая Богородица, которая охраняет усадьбу от полнейшего разорения. Она сохранила её во время войны, и ни одна бомба не упала на территорию, и воинствующие крестьяне не сожгли ее после революции |
59. Интерьер храма. |
60. Храм в Знаменском-Райке возведен в честь чудотворной иконы «Знамение», родовой святыни Глебовых. |
Ссылки
1. Н.А. Львов. Жизнь и творчество: Ч. IV. Новые материалы (дополнение к сказанному). Сборник статей исследователей творчества Н.А. Львова. - Вышний Волочек: Изд-во "Ирида-прос", 2013. - 768 с. Статья И.В. Калугиной "Последние реставрационные открытия в усадьбе Знаменское-Раек". 2. Архитектор Н.А. Львов. Коллекция Музея архитектуры им. А.В. Щусева. Том 3. - Москва. Кучково поле, 2015. 3. Греч А.Н. Венок усадьбам. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010. -336 с. http://www.tversvod.ru/event394/ https://www.flickr.com/photos/deadokey/albums/72157664819559266 |
Journal information