Ее жемчужиной является Покровский храм 1767 года, выдержанный в стилевых формах барокко с элементами декора рококо и является уникальным памятником не только для Липецкой области. Со слов архитектора Г.И. Гунькина известно, что на фасаде храма когда-то была мраморная доска с надписью "Храм построен на средства И.О. Кожина по проекту Растрелли". В интерьере храма сохранились колонны в виде стволов деревьев, которые символизировали "райский сад".
Тихон Задонский, приглашенный освятить колокольню, отказался это делать, мотивируя свое решение тем, что помещик построил ее вопреки церковным канонам. Колокольня стояла так что, главный усадебный дом находился между ней и храмом. Разгневанный Кожин ударил святителя по щеке, а тот в ответ не благословил вешать на нее колокола. Известно, что еще задолго до революции, колокольня в усадьбе Кожиных использовалась как кузница. Наконец в 1902 году в усадьбе появилась вторая колокольня, выстроенная по канонам рядом с храмом. В 1923 году старая четырехярусная барочная колокольная была разобрана на кирпич, но и вторая колокольня простояла недолго...
Дата фотографий: 2016 год, 16 января.
Версия причастности Растрелли к архитектуре храма опровергается А.В. Чекмаревым в 2004 году в 10-ом сборнике "Русская усадьба" [1]. В каталоге объектов культурного наследия Липецкой области 2008 года выдвигается версия о причастности к проекту Д.В. Ухтомского [2]. И.Е. Путятин сравнивал «интерьерный театр» с внутренним оформлением несуществующего теперь Спасо-Преображенского храма в Вифанской пустыни, устроенной митрополитом Платоном неподалеку от Троице-Сергиевой лавры [4]. |
1948 г. |
Кроме главного усадебного дома хорошо сохранился регулярный парк, южный флигель. Однако, после того, как из здания усадебного дома в 2014 году съехала сельская школа, существование всего комплекса встало под угрозу. |
2. Общий вид на главный усадебный дом. |
1780 год. План села Покровское, Репец тож. |
Усадебный комплекс в селе Репец начал складываться в конце XVIII века. Именно тогда, в 1761 году, Иосиф Иванович Кожин купил эти земли у Федора Андреевича Апраксина. В эти же годы началось активное благоустройство усадебной территории. |
3. Усадьба находится всего в восьми километрах от Задонска - знаменитого центра паломничества многих россиян. |
Для строительства главного дома Кожин выбрал территорию на низком мысу правого берега реки Репец. После сооружения на реке мельничной плотины усадьба стала с двух сторон окруженной прудом, а еще с двух – рекой. |
1948 год. План усадьбы Репец. |
С Кожиными связана история древних верхневолжских городов Кашина, Калязина, Мышкина. В селе Кожино (на окраине Кашина) находится церковь 1730-х гг., являющаяся усыпальницей нескольких поколений этого рода. |
4. Главный фасад дома. |
Усадебный двухэтажный дом с мезонином и двумя флигелями построен на самой высокой части участка. Первоначально, дом практически не имел декора, но был очень сложным и интересным по своей форме, сохраняя черты классицизма. Архитектурный декор восходит к стилевым формам русского ампира. |
5. Три окна на уровне второго этажа с полуциркульными завершениями декорированы лепными архивольтами. |
Центральный его объем соединялся с двумя флигелями сложными в плане одноэтажными переходами, а парковый фасад, и вовсе, был вогнутым. |
6. Оконные проемы второго этажа декорированы чередующимися сандриками. |
7. Дом является памятником архитектуры регионального значения. |
Усадебный дом стали украшать красивые композиции из лепнины с элементами растительного орнамента, венками, лентами и маскаронами |
8. До 2014 года в усадебном доме находилась сельская школа. |
9. Орнаментальня лепнина надоконных ниш торца здания. |
Планировка главного дома очень оригинальна. По его длинной оси проходит капитальная стена с дверями в парадный зал, два аванзала и прочие помещения южной стороны дома. Северная часть дома сохраняла привычную для дворянских усадеб планировку – анфиладную. |
План первого и второго этажа усадебного дома. Чертеж Г.И. Гунькина, 1988 год. |
10. Угловые окна торцовых фасадов размещены в плоских прямоугольных нишах с полуциркульным завершением, обрамленных пилястрами коринфского ордера с профилированными архивольтами. |
Кожины очень любили и ценили музыку. У них даже была «капелла», составленная из крепостных. Современники вспоминают, что в усадебном доме у Кожиных было много самых разнообразных музыкальных инструментов. |
11. |
Интерьеры дома были весьма богатыми. Владельцы усадьбы любили необычные вещи, мебель из красного и ильмового дерева. Комнаты дома во второй четверти XIX века также были декорированы лепниной. |
12. Торец главного дома. Полуциркульные надоконные ниши декорированы орнаментальной лепниной. |
Современное состояние главного усадебного дома вполне можно назвать тревожным. Долгое время в доме располагалась сельская школа. И, даже несмотря на то, что планировку здания пришлось изменить в связи с его новым назначением, усадьбы все равно поддерживалась в надлежащем состоянии. Здесь сохранились две печи с изразцами и декор из лепнины по потолкам и верхней части бельэтажа. |
13. Учащиеся школы ухаживали за парком и поддерживали его в отличном состоянии на протяжении многих лет. |
Однако, в последние годы состояние главного усадебного дома начало ухудшаться, местными властями перестали выделяться деньги на ремонт школы. Все это привело к тому, что в 2014 году школа закрылась. Судьба усадебного дома остается неопределенной. |
14. Заросший пруд перед главным фасадом дома. |
Местными краеведами неоднократно высказывались идеи и восстановлении главного усадебного дома под музей, но пока они не нашли соответствующего отклика и финансирования. |
15. К усадебному дому примыкало два флигеля. Сейчас сохранился только южный. |
Во флигелях усадебного дома в разное время размещались людские, а затем – мастерские. |
16. |
От главного дома мы направляется в южную сторону, и, обогнув флигель, попадаем в усадебный парк. |
17. Парковый фасад усадебного дома. |
Перед нами – единственный парк в Липецкой области, сохранивший свою планировку и основные древесные насаждения. |
18. Одна из террас парка. |
Площадь регулярного липового парка, которая составляла свыше 2,272 га, была расположена к югу от дворца на трех террасах. Террасы образовывались при разбивке двух аллей, идущих параллельно парковому фасаду дворца. |
19. |
Сложная планировка парка и его уникальный рисунок его аллей делают его одним из самых интересных образцов садово-паркового дизайна того времени. |
20. Липовые аллеи. |
Следует отметить также и то, что парк дошел до наших дней, во многом, благодаря тому, что в усадебном доме размещалась школа. |
21. Регулярный парк раскинулся на трех террасах. |
Ученики регулярно проводили здесь субботники и всеми силами старались поддерживать порядок в старинном саду. |
22. Практически все деревья, посаженные здесь при Кожиных, тоже сохранились. |
Ученики регулярно проводили здесь субботники и всеми силами старались поддерживать порядок в старинном саду. |
23. Две аллеи, которые идут вдоль террас, пересекают под прямым углом три аллеи, которые идут от главного дома. |
После того, как школу закрыли, вопрос о том, кто будет осуществлять уход за парком, тоже остается открытым… |
24. Остатки некогда обширного сада. |
Плодовый сад, который примыкал к парку с севера и юга, к сожалению, практически полностью был вырублен в 1948 году. Однако, некоторые деревья здесь еще сохранились. При Кожиных площадь сада составляла 10,4 га. |
25. |
Если дом еще в хорошем состоянии, то Покровский храм доживает свои последние рокайльные дни. |
26. Покровский храм уже восьмой год стоит в строительных лесах. |
1948 г. |
1930-е гг. Граненый купол с глухим барабаном сгорел в 1943 году. |
Осмотрев парк, мы следуем к главной достопримечательности усадьбы – каменной Покровской церкви. На первый взгляд, этот храм ничем не примечателен. Его форма достаточно проста: он бесстолпный, бесколокольный, сооружен по типу «восьмерик на четверике». |
27. Одна из ниш у входа в храм. |
Сейчас весь храм в строительных лесах, что затрудняет обзор. Однако, подойдя к нему ближе, вы увидите совершенно удивительный декор и резьбу, и поймете, что перед вами – уникальный образец русской архитектуры. |
28. Лепное рокайльное украшение окна второго света. |
29. Остатки скульптуры св. Георгия. |
1970-е гг. |
При входе в храм с южной и северной сторон располагались ниши. В них стоили «рельефные изображения» в человеческий рост. В одной из ниш находилась статуя Михаила Архангела, который держит дьявола на цепи, в другой – великомученика Георгия, поражающего дракона. Точных сведений о том, какие скульптуры находились в остальных нишах, нет. Однако, в некоторых архивных документах говорится о том, что там находились изображения «воинов в доспехах, может быть «..», святых мучеников». После революции статуи были разрушены и украдены. |
30. Сложные орнаменты. |
Покровская церковь в селе Репец – это редчайший образец русского рококо. В России существует всего несколько храмов, выполненных в подобном стиле. Данный стиль характерен для пышных императорских резиденций и крупных городов. |
31. Фрагменты лепнины внутри храма. |
32. |
План храма 1948 г. |
Образец столь редкого стиля, находящийся в небольшом селе – это совершенно уникальный случай! Посмотрите на необычные колонны, закрученные в спираль в виде стволов деревьев. |
33. Колонны в виде стволов деревьев символизировали "райский сад". |
1970-е гг. |
Храм был построен в 1767-1770 годах в качестве усадебного храма владельцев усадьбы. До сих пор никто не знает, кто был архитектором этого храма. Стиль рококо в России связан с Растрелли и Ринальди. |
1947 год. |
34. Со слов старожилов известно, что после закрытия храма в 1937 году колхозники "залезли под мраморный пол и вытащили шпагу" из могилы И.И. Кожина. [3] |
Помимо репецкой усадьбы И.И. Кожин владел селом Кривец вблизи Мышкина. Он был заказчиком построенного там в 1756 г. удивительного храма, до наших дней не дошедшего. Троицкую церковь внутри украшала пышная деревянная резьба в стиле барокко. |
1948 г. Интерьер храма в Репце. |
Весь храм украшали сложные и причудливые узоры из лепнины, выполненные в лучших традициях стиля рококо. |
35. Плафон храма был украшен аллегориями. |
Среди пышного убранства храма особого внимания заслуживают необычные колонны. В нижнем ярусе расположены колонны типа «соломоника», а в верхнем ярусе – колонны в виде стволов деревьев. Такое архитектурное убранство призвано было олицетворять собой символический райский сад.
В ста саженях от храма располагалась стоящая отдельно колокольня. Ее история крайне любопытна и изобилует большим количеством преданий. О колокольне ходила дурная молва. Считалось, что она «заклята» самим святителем Тихоном Задонским. По легенде, помещик Кожин, известный на всю округу как своевольный и деспотичный барин, решил построить колокольню не рядом с храмом, а с южной стороны усадебного дома, поместив, тем самым, дом между храмом и колокольней. |
36. Восстанавливать храм помогали липецкие краеведы и студенты на общественных началах. |
Тихон Задонский, пригашенный освятить колокольню, отказался это делать, мотивируя свое решение тем, что помещик построил ее вопреки церковным канонам. Разгневанный Кожин ударил святителя по щеке. Однако, по воспоминаниям очевидцев: «..смиренный святитель земным поклоном прочил простить его». |
37. В храме была частично заменена кирпичная кладка. |
После революции колокольню, как и остальные усадебные постройки, ожидала печальная участь. Храм постепенно разграбили, колокольню разобрали на кирпич, была разорена могила Кожина, а в усадебном доме разместилась школа. |
38. Местные котята тоже жалуются на состояние усадьбы. |
В 1947 году усадебный комплекс обследовал Михаил Викторович Каплинский, благодаря его стараниям памятник поставлен на охрану. В 1966 году усадьба была обследована Г.И. Гунькиным и в 1974 году памятник из местного перешел в разряд памятников регионального значения. В конце 1980-х годов деревья, выросшие в церкви были вырублены членами общества клуба реставраторов "Русь". |
В 2008 году были предприняты попытки начать ремонтные работы в Покровском храме. В этом же году храм «оброс» лесами, отсюда вывезли мусор и частично заменили кирпичную кладку. Краеведы и студенты Липецкого педагогического университета на общественных началах помогали рабочем в восстановлении храма. Однако, в 2009 году финансирование реставрационных работ прекратилось, а Покровская церковь так и осталась стоять в лесах. |
39. В 2009 году начавшиеся восстановительные работы были приостановлены. |
40. Остановка "Бывшая школа". |
Еще одна печальная страница в истории усадьбы началась в 2014 году и продолжается до сих пор. Сельская школа, которая располагалась в главном усадебном доме, была закрыта. А это значит, что усадебный комплекс сейчас находится в бесхозном состоянии и, возможно, скоро придет в плачевный вид. |
Старые фотографии |
1940-е годы. |
1947 г. |
Старые карты |
1792 год. |
1871 год. |
1970-1919 год. |
1932 год. |
1941 год. |
1942 год. |
1954 год. |
Современная карта Липецкой области. |
2006 год. Google. |
2014 год. Google |
2015 год. Google |
Ссылки
|
Journal information