Талицы - первая усадьба отреставрированная по программе "Рубль за метр". Усадьба постоянно развивается, коллекция музея пополняется новыми экспонатами. Именно с учетом этих позитивных изменений и был обновлен аудиогид! В озвучке и создании аудиогида принимали самое активное участие Директор Международного института антиквариата ASG Алина Булгакова, Директор проектной мастерской Международного института антиквариата ASG Альбина Хайруллина, а также пресс-секретарь ASG Татьяна Славкина.
Установив приложение, в поиске пишем Талицы и слушаем аудиогид.
Прогулка по усадьбе Талицы и Музей усадьбы Талицы.
2. Усадебный комплекс "Талицы". |
3. Слева виднеется подворье Свято-Троицкого Стефано-Махрищского женского монастыря. |
Рядом с усадебным комплексом находится пещерный храм Димитрия Солунского и Часовенный столб. Чтобы увидеть эти достопримечательности, нужно от комплекса повернуть направо в сторону старой Ярославской дороги. Там будет видна часовня. |
4. Пещерный храм Димитрия Солунского и Часовенный столб. |
В 1818 году в Талицах поселился монах Стефано-Махрищского монастыря Антоний. По достоверным данным, он начал рыть пещеры "для уединенных молитвенных и постнических подвигов" и занимался этим делом "денно и нощно" девять лет - вплоть до своей кончины 10 февраля 1827 года.
Похоронен он был здесь же. Могила не сохранилась, по некоторым сведениям, она находится под часовней. В то же время, по мнению ряда людей, пещеры также могли служить местом погребения иноков.
В 1892 г. вместо деревянной была построена новая каменная часовня, которую освятили в честь преп. Стефана Махрищского. Часовня была действующей до 30-х годов ХХ века. Согласно сохранившимся свидетельствам, вход в пещеру был напротив часовни, через дорогу. Когда он перестал существовать, точно не известно; возможно, это случилось во время закрытия часовни в 1930-х годах. Также непонятно, был ли он засыпан или заложен.
В 2007 году появилась возможность начать исследование и реставрацию пещер. Найдены были четыре небольшие кельи. В них монахи уединялись для молитв за себя и за весь мир, погружаясь в тишину и удаляясь от мирской суеты. Была отрыта большая келья, служившая для совместной молитвы. На ее месте, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, ныне сооружен маленький пещерный храм в честь св. вмч. Димитрия Солунского, небесного покровителя великого князя Димитрия Донского. 8 июня 2009 году Талицкое Подворье посетил Святейший Патриарх Кирилл, который осмотрел пещеры и благословил освятить пещерный храм.
Каждую субботу в 8:00 в пещерном храме совершается Литургия и панихида о упокоении душ иноков, потрудившихся в создании пещер, а также всех усопших православных христиан.
|
5. Подворье Свято-Троицкого Стефано-Махрищского женского монастыря. |
С 1816 года в ведении Свято-Троицкого Стефано-Махрищского монастыря находится подворье, расположенное в 35-ти километрах от Москвы в селе Талицы Пушкинского района Московской области.
В 1996 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, подворье в селе Талицы было возвращено Махрищской обители. Благодаря заботе и помощи руководителя художественно-производственного предприятия «Софрино» Е.А. Пархаева каменная часовня была приведена в порядок и устроен алтарь в честь Новомучеников и Исповедников Российских. 24 ноября 2002 г. храм был освящен Архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием. На подворье начались регулярные богослужения.
|
6. Главный усадебный дом и хозяйственный двор, включавший конюшни, коровники и каретный сарай, построены из кирпича, изготовленного на заводе Аигиных, с включением деревянных объемов. Все постройки были объединены переходами в единый комплекс. |
Давайте пройдемся по комнатам Главного дома и посмотрим самые интересные экспонаты. |
7. Набор из шести стульев (Франция, вторая пол. XIX в). Каркасы токарной работы выполнены в виде витых деталей («соломоновы колонны»). Между ними объемные резные вставки с растительным орнаментом. Спинки имеют мягкий средник. Широкие резные навершия декорированы грифонами, держащими картуш с гербом. Ножки -«кубики» украшены резным декором. Стилизация барочных и ренессансных форм и элементов.
|
8. Набор из четырех стульев со спинками-«гондолами». (Франция, первая треть XIX в.).
Фасадная часть сидений – прямая. Передние ножки – вогнутые, задние – выполнены в форме "сабель". |
В середине XIX века имение перешло к лесоторговцам Аигиных, которые устроили здесь свою усадьбу. |
9. Лепная потолочная розетка. Один из немногих сохранившихся элементов внутреннего убранства дома, бережно отреставрированный мастерами. Розетка в византийском стиле, окрашена в советский период. |
10. Платяной шкаф (Германия, конец XVII в.). Фасад декорирован витыми «соломоновыми» колоннами с небольшими гермами-путти внизу. Колонны украшены виноградной лозой. В центре каждой дверцы – колонны меньшего размера, внутри которых на капителях коринфского ордера – фигуры двух путти с гербами. Над ними – стилизованные маскароны. В верхней части – плоды граната. Внутри – сложный стальной запорный механизм и навесы с гравировкой. Ножки в форме «сплюснутых пузырей» (фр. «boules aplaties»). Композиционно шкаф близок работам рейнских мастеров. |
11. Напольный регулятор (Англия, ок.1820 г.).
Корпус часов красного дерева декорирован в технике маркетри. Верхняя часть выполнена в виде разорванного фронтона с валютными завитками и украшена парой каннелированных колонн. Фасадная дверца застеклена. Средняя часть также обрамлена каннелированными пилястрами и имеет замочную личинку с бронзовой накладкой. Часовой механизм и циферблат подписаны: «Стриплинг в Личфилде» («Stripling à Lichfield»). Циферблат с арабскими цифрами декорирован изображениями четырех времен года в виде женских аллегорических фигур и пейзажей. Здесь же – второй циферблат, показывающий ход секунд и дату.
Сведения о мастере: Стриплинг, Томас Младший (Stripling, Thomas Junior, 1765 – 1848) – часовых дел мастер из Англии, последний из представителей прославленной династии Стриплингов, основателем, которой является также Томас Стриплинг, родившийся в нач. XVIII в. |
12. Русская школа, XIX век.
"Берег моря ночью".
|
Усадебный комплекс в селе Талицы построен во второй половине XIX века при владельцах села, купцах Аигиных. Василий Петрович Аигин владел небольшим кирпичным заводом, лесопильным заводом и, совместно с Армандами, двумя лесопильными заводами и мастерской. |
13. Игральный столик-бобик, XIX в. Столешница декорирована набором маркетри в виде ромбов с цветами. По центру подстолья – выдвижной ящик с круглой бронзовой ручкой. Изогнутые S-образно ножки также украшены золочеными бронзовыми накладками у оснований и под столешницей.
Свое название данный тип столиков получил по форме округлой столешницы, вогнутой с одной стороны, и напоминающей плод боба.
|
14. Франция, первая четверть XIX в. Люстра на шесть свечей на ободе золоченой бронзы с рельефами. Чашечки украшены ромбами с цветочными розетками, изогнутые рожки – растительными завитками. На дне, окрашенной в синий цвет жести – бронзовые накладки в виде маскаронов и лиственного орнамента. По центру – шишка пинии. Обод, держащийся на трех цепях, обрамлен цветочными корзинами и композициями с рожками и горящими факелами. В центре – фигура амура. Корона образована пальметтами. |
15. Франция, середина XIX в. Угловая тумба на фигурном основании. В центре декорирована набором маркетри в виде геометрических вставок по углам с цветочным узором и овальной композицией с вазой и цветами, обрамленной бронзовым декором. Боковые выступы в верхней части украшены эспаньолетами, внизу – стилизованными листьями аканта. Царга с "арбалетом" – изогнутой формы. |
16. Франция, первая четверть XIX в. Набор мебели, состоящий из канапе и четырех кресел с плоскими спинками. Квадратные в сечении подлокотники украшены резьбой в виде волют, листьев аканта и нескольких рядов нервюр. Стойки с резным цветочным декором. Фасадная часть сидений – округла. Ножки выполнены в форме "сабель".
|
17. Франция, середина XIX в. Низкий шкаф на фигурном основании. В центральной части декорирован набором маркетри в виде геометрических вставок по углам с цветочным узором и овальной композицией с вазой и цветами, обрамленной бронзовым декором. Слева и справа от нее, а также по фризу, – канделябровый растительный орнамент. Боковые выступы в верхней части украшены эспаньолетами, внизу – стилизованными листьями аканта. Царга с "арбалетом" – изогнутой формы.
|
18. Франция, первая треть XIX в. Набор из четырех стульев со спинками-«гондолами». Фасадная часть сидений – прямая. Передние ножки – вогнутые, задние – выполнены в форме "сабель". |
19. Ломберный столик, Франция, XIX в. Круглая столешница украшена набором маркетри, изображающим сцену детских игр. В подстолье с маркетри в виде гирлянд цветов – выдвижной ящик. Четыре сужающиеся к низу квадратные в сечении ножки установлены на металлических основаниях.
|
20. Голландия, XVIII в. Набор из четырех стульев с ажурными спинками, с изображением букетов цветов, листьев, ваз и насекомых на спинках, царгах и ножках. Основания передних ножек выполнены в форме звериных лап. |
21. Набор из шести стульев, Франция, вторая половина XIX в. Каркасы токарной работы выполнены в виде витых деталей («соломоновы колонны»). Между ними объемные резные вставки с растительным орнаментом. Спинки имеют мягкий средник. Широкие резные навершия декорированы грифонами, держащими картуш с гербом. Ножки -«кубики» украшены резным декором. Стилизация барочных и ренессансных форм и элементов. |
22. Франция, вторая половина XIX в. Комод-поставец с тремя выдвижными ящиками сверху, украшенными симметричным овоидным орнаментом и четырьмя головами львов. Центральные ящики декорированы шестью филенками с фацетами и прямоугольными деталями в центре каждого, тонированными под черное дерево. На выступах между фацетами - гермы в виде сатиров и вакханок. Основание с четырьмя выступающими акантовыми листами и филенками с накладными овами между ними. Ножки выполнены в форме «сплюснутых пузырей».
|
24. Русская школа второй половины XIX в. Портрет дамы.
|
25. Франция, середина XIX в. Зеркало в прямоугольной раме с золоченым декором в виде растительных и цветочных мотивов. В верхней части – стилизованная гербовая композиция с листьями аканта, ормушлями и цветочными розетками. Выполнено в стиле Регентства. |
26. Германия, XVIII в. «Высокий» шкаф с карнизом. Фасад декорирован тремя каннелированными пилястрами коринфского ордера с амурами в середине. Основания пилястр украшены растительным декором с изображениями летящих амуров с яблоками в руках и орлов. На створках – такие же пилястры меньшего размера с ажурным декором и головкой путти в верхней части. |
27. Внутри шкафа – дополнительные дверцы. Ящики в нижней части украшены растительным орнаментом и разделены выступами с «алмазными гранями». Ножки – шарообразной формы. |
28. Голландия, XVIII в. Консольный столик со столешницей вогнуто-выгнутой формы на четырех ножках-«кабриоль». В подстолье – два выдвижных ящика с бронзовыми личинками и развитым ризалитом округлой формы, имеющим окончание в виде «арбалета» сложного контура. Набор маркетри по всей поверхности столика с изображениями путти, ваз с цветами, птиц и листьев аканта. Основания ножек – «коготь и шар» (англ.«сlaw and ball»). |
29. Франция, 1-ая четверть XIX в. Набор мебели для сиденья, состоящий из канапе и пары кресел с плоскими спинками. Подлокотники цилиндрической формы округло переходят в стойки. Ножки выполнены в форме "сабель". |
30. |
31.
|
32. |
Установив приложение, в поиске пишем Талицы и слушаем аудиогид.
Прогулка по усадьбе Талицы и Музей усадьбы Талицы.
Journal information