2. Из спальни можно попасть в музыкальную гостиную и далее в анфиладу Дворца. |
П.И. Ковалева-Жемчугова выступала перед царствующими и знатными особами: императрицей Екатериной II, императором Павлом I, польским королем Станиславом Августом Понятовским, графом Сегюром. Все были очарованы молодой актрисой с первой же сцены, когда она, осыпанная бриллиантами, в рыцарском уборе, появлялась стоя на колеснице. Екатерина II после выступления вручила актрисе дорогой подарок.
В покоях графа Шереметева хранится много вещей связанных с Прасковьей Жемчуговой, в том числе и с ее театральной историей. В спальне находится только ее портрет работы Аргунова.
|
3. По сравнению с "парадной спальней", здесь все скромнее. |
4. Что за этой дверью скрывается - неизвестно, возможно, хозяйственное помещение или бывшая гостиная. |
Сенатор, тайный советник, Николай Петрович Шереметев по воцарении Павла I занимал видное место при дворе - он был обер-гофмаршалом, а затем обер-камергером. С 1797 года граф - командор Мальтийского ордена, обосновавшегося по воле Павла I в России. |
5. Из спальни можно было пройти в кабинет или выйти на улицу. |
Прасковья Жемчугова дебютировала в качестве актрисы в неполные 11 лет. Ее талант и красота голоса (лирико-драматического сопрано теплого тембра, отличавшегося изяществом колоратуры) определили творческий успех актрисы. Крепостная певица стремилась преодолеть условность многих партий, порой создавая свои варианты речитативов, арий и пассажей. Ее талантливая импровизация фиксировалась в оперных партитурах крепостным композитором и капельмейстером С.А. Дегтяревым. Главной ролью, где талант трагической актрисы особенно ярко проявился, была партия Элианы в опере А.-Э. Гретри – “Самнитские браки”. Артистизм и великолепные вокальные данные позволили ей сыграть девушку, преступившую законы старейшин, запрещавшие ей любить избранника, и добившуюся своего права через героический подвиг. Впервые в этой роли Прасковья Жемчугова выступила в 1785 году, после чего она исполняла ее на протяжении 12 лет. Гениальную актерскую игру дополняли роскошные декорации и богатые костюмов этого спектакля. По описанию управителя театра А. Агапова, костюм Элианы, запечатленный на пастельном портрете Прасковьи Жемчуговой, состоял из флеровой сорочки, атласной белой юбки с золотой и серебряной бахромой. Мантия на зеленой атласной подкладке и корсаж были расшиты золотом, рукава украшены серебряным кружевом. На голове — нарядный шлем - “шишак” с белыми и голубыми страусовыми перьями, украшенный блестками и большим сердоликовым камнем. |
6. |
7. Портрет Прасковьи Жемчуговой-Шереметевой. Николай Иванович Аргунов, холст, масло. |
«Кончина супруги моей, графини Прасковьи Ивановны, — писал Н.П. Шереметев, — столько меня поразила, что я не надеюсь ничем другим успокоить страждущий мой дух, как только одним пособием для бедствующих, а потому, желая окончить давно уже начатое строение Странноприимного дома, сделал я предложение к устройству оного, отделяя знатную часть моего иждивения». |
8. |
В последний путь Прасковью Шереметеву провожали актеры, музыканты, слуги поместья и крепостные. Шествие замыкал совсем седой, хоть и молодой мужчина с маленьким ребенком на руках. Господа из высшего общества, которые всю жизнь восхищались голосом актрисы, проститься с ней не пришли, посчитав ниже своего достоинства признать бывшую крепостную графиней. |
Ссылки
Сягаева Л.В. - Усадьба Шереметевых Кусково - 2012 год. |
Journal information