Усадебный ансамбль был сооружен в Никольском-Урюпино при Голицыных, которые владели им с 1774 года вплоть до революции 1917 года. Считается, что в его проектировании принимал участие французский архитектор Шевалье де Герн, причастный к строительству дворца в Архангельском. В 1920–1929 годах в усадьбе был музей, а после его закрытия художественные предметы и усадебная библиотека были распределены между музеями-усадьбами Архангельское, Остафьево и Новоиерусалимским музеем. А бывшая усадьба Голицыных была передана военному ведомству. В советское время усадьба была не только музеем, но и центром космических исследований. После вывода из усадебных зданий музея комплекс стал принадлежать военным инженерам и в усадьбе разместился инновационный исследовательский центр, который стал колыбелью российской космонавтики.
В 1999 году известный в те годы депутат и бизнесмен Владимир Брынцалов заключил на поместье договор аренды на три года и взял на себя обязательство полностью восстановить его. Но у него ничего так и не вышло, и бывшая усадьба осталась без владельца, продолжив разрушение. В 2004 году главный дом сгорел. В настоящее время собственником усадьбы является ОАО «Распорядительная дирекция Министерства культуры Российской Федерации». Усадьба последний раз выставлялась на торги 30 октября 2015 года по программе "Зеленый коридор". Министерство Обороны РФ в 2014 году подало иск в Арбитражный суд Московской области на собственника с целью вернуть 2/3 земель, рационально избегая той части, на которой находится Белый домик и главный дом. Материалы Дела № А41-77834/14 можно посмотреть здесь. Пока покупатель не нашелся, главное архитектурное творение "Белый домик" - стоит в запустении и доступ к нему закрыт...
Усадьба Никольское-Урюпино. Часть 2. Никольская церковь.
Владельцы усадьбы: 1621-1721 г.г. - Одоевские, 1721- сер. XVIII в. – Долгоруковы, сер. XVIII в. - А.И. Кайсаров, 1748-1774 гг. – Долгоруковы, 1748-1917 гг. - Голицыны.
Архитектор усадьбы: Шевалье де Герн (?).
Архитектор "Белого дома": И.О. Петонди (внутренняя роспись была выполнена по рисункам Ф. Буше).
Сохранность усадьбы: руинированные Большой дом 1790-х годов (выгорел изнутри в конце 2004 г.) и одноэтажный с антресолями Белый (Охотничий) домик 1776–1780 гг., руины Кухонного флигеля. Регулярный липовый парк конца XVIII века с прудами (один из них с островом); пейзажный парк из смешанных пород деревьев XIX в. на берегу запруженной р. Липенки; Никольская церковь 1664-1665 гг., с колокольней 1840 г.; около церкви старые надгробия, в том числе и владельцев усадьбы. Хозяйственные здания, статуи сфинксов у Большого дома, парковая скульптура и Руинные ворота утрачены.
Адрес усадьбы: 10 км от МКАД. Московская область, Красногорский район, Николо-Урюпино.
Дата фотографий: 2015 год, 12 апреля.
Усадьба Никольское-Урюпино. Генплан. 1- Белый домик, 2 - Большой дом, 3 - кухонный флигель, 4 - руинные ворота, 5 - церковь. Источник: ПАМО, 1975 года. |
||
2. Одноэтажный, с колонной лоджией, павильон «Белый домик». Здание в стиля французского классицизма эпохи Людовика XVI. Павильон был возведен в 1776—1778 годах. Внутри, особенно в «Золотом зале» (средняя часть здания), сохранилась великолепная отделка стен, тонкая лепка и фрески. Роспись фресками была произведена по гравюрам известного французского художника Буше.
По красоте отделки и торжественности «Золотой зал» является одним из лучших усадебных залов Подмосковья. |
||
Усадьба была основана князьями Одоевскими в 1621 году, и принадлежала им до 1721 года. В середине XVII века в имении Одоевских уже стояла деревянная церковь, помещичий дом, и три крестьянских двора. К концу XVII века двор бояр был перенесен на правый берег Липенки. В 1664 — 1665 князь Никита Иванович Одоевский заменил деревянный храм каменным, который сохранился до нашего времени. Авторство церкви приписывают крепостному мастеру Павлу Потехину. Как и другие постройки Потехина, храм двухстолпный одноглавый, обстроен по углам четвериками приделов, в миниатюре повторяющими облик главного. |
||
Прогуляемся сначала по парку, посмотрим на главный усадебный дом и вернемся к "белому домику". | ||
3. Небольшой регулярный парк был создан со вкусом. Аллеи подстриженных лип, «руинные ворота», остров с беседкой в центре круглого пруда, дамба плотины, обсаженная ветлами... |
||
Возле большого дома, огибаемого запруженной речкой, в XIX веке был создан обширный пейзажный парк. В регулярной части парка сохранились единичные деревья сосны кедровой сибирской (высота до 26 м, диаметр ствола 80 см), сосны веймутовой (высота 22 м, диаметр ствола 68 см) и ели колючей голубой (высота 18 м, диаметр ствола 49 см). Один экземпляр пихты сибирской (высота 28 м, диаметр ствола 41 см) семян не дает. Выделяются куртины из мощных экземпляров сибирской лиственницы, максимальные из них достигают высоты 32 м при диаметре ствола 115 см, обильно семеносят. |
||
4. Одна из многочисленных аллей. |
||
5. Аллея, в конце которой стояли "руинные ворота". |
||
Фото 1959 г. "Руинные ворота, которые находились на одной оси с Главным домом". Источник: levakov.livejournal.com . |
||
В 1721 году имение перешло в род Долгоруких, а после того, как они впали в немилость при Анне Иоанновне, было передано А.И. Кайсарову. Но он также потерял Урюпино в ходе дворцовых интриг и вернул его при Елизавете в дворцовое ведомство. В 1748 году императорским указом имение было пожаловано вдове князя С.Г. Долгорукова. У ее сына Урюпино в 1774 году купил князь Н.А. Голицын, создавший здесь своего рода филиал своей главной усадьбы Архангельское. Вдова Голицына владела Никольским-Урюпиным до 1820 года, затем их сын князь М.Н. Голицын и его потомки. |
||
6. |
||
Парк делится на две части. Регулярный парк с расходящимися лучами-аллеями ранее стриженных на высоте трех метров лип разбит в центральной части усадьбы в последней четверти XVIII века. На главной оси перед Белым домиком — куртина, заменяющая парадный двор, за домом — партер, в конце которого выкопан пруд с «островом уединения». В глубине парка находятся еще два пруда. |
||
7. |
||
В книге "Древесные растения парков Подмосковья" за 1997 год указано: "Из мероприятий по уходу за парком можно рекомендовать лишь удаление отдельных поврежденных экземпляров и очистку прудов, а также возобновление старой планировки регулярной части парка. Необходимо заповедовать парк как объект, содержащий ценные экзоты". |
||
8. |
||
9. |
||
В середине XIX века Никольское-Урюпино перешло от Н.А. Голицына к его сыну - князю М.Н. Голицыну. А в конце столетия – жене его сына, княгине М.С. Голицыной (урожд. Сумароковой). Последняя владелица до 1917 года - её дочь княжна А.Н. Голицына. При Голицыных в Никольском-Урюпине был сооружен великолепный усадебный ансамбль. Считается, что в его проектировании принимал участие французский архитектор шевалье де Герн, причастный к строительству дворца в Архангельском. Был разбит регулярный сад, а на главной оси усадьбы посреди двора был сооружен Белый домик, затем выстроен жилой Большой дом и службы. Реконструкция была закончена к 1811 году. |
||
10. Липовая аллея переходит в хвойную. |
||
11. Вид на Никольскую церковь (рассказ о церкви в следующем посте). |
||
12. Усадьба граничит с заброшенной базой техники. В 2015 году большая часть техники была вывезена. |
||
Из книги А.Н. Греча "Венок Усадьбам": На зеленом лугу — две мраморные вазы. За ними — одноэтажный, нежно-палевый павильон с колонной лоджией. На фасаде четко проложены тени, подчеркивающие спокойную грацию удивительно благородных форм раннего классицизма. Перед лугом — водоем; в нем отражение синего неба; посреди бассейна — миниатюрный островок, здесь, конечно, была прежде статуя. Мраморная Афродита или, может быть, Эрот, шаловливо приложивший палец к губам? Тот самый Эрот, которому Вольтер посвятил две строчки, вечно истинные и потому бессмертные: Qui que tu sois — voici ton maitre. II Test, le fiit, ou le doit etre. (Кто бы ты ни был — вот твой наставник. Он таким был, есть и должен быть (франц.)). Так нетрудно представить себе — вместо луга подстриженный газон; в павильоне — раскрытые окна и доносящиеся оттуда звуки музыки, закругленные и законченные каденции Рамо или Люлли. И кажется, что это не Россия, тем более не измученная страна послереволюционных лет. Может быть, запущенный и мало посещаемый уголок Версальского парка или скорее — забытый и заброшенный павильон в обширных садах Шантильи. |
||
13. Пруд с «островом уединения». |
||
Нахабинский краевед Алексей Иконников рассказывает: "Посередине острова стояла беседка, сделанная из высоких белых каменных столбов. Дно пруда было полностью уложено дорогостоящим мрамором, когда территорию усадьбы передали в пользование воинской части, мраморные плиты были оттуда извлечены, но при желании и сейчас можно увидеть остатки былой роскоши. Причем слышал от очевидца и непосредственного участника осушения пруда и поднятия мраморных плит, что при этом было найдено немалое количество различных старинных монет, причем многие из них были иностранные, некоторые из них были серебряные и золотые!" |
||
13. Беседка. |
||
В 1812 году усадьба от рук наполеоновских захватчиков пострадала несильно:
«Отбившись от отступавшей французской армии, мародеры рыскали по окрестным селениям, грабили и жгли. Такой отряд дошел и до Никольского села. Казаки, спрятавшиеся на церковной колокольне, начали стрелять. Крестьяне, вооружившись вилами, топорами, лопатами и баграми, выгнали мародеров из усадебного дома и погнали их по направлению к торфяным болотам, где они и погибли в глубоких трясинах. Потом крестьяне крестным ходом обошли болото, и священник окропил могилы безвестных солдат наполеоновской армии».
|
||
14. Высохший пруд. |
||
В 1920–1929 годах в усадьбе был музей, художественные предметы и усадебная библиотека из которого были потом распределены между музеями-усадьбами Архангельское, Остафьево и Новоиерусалимским музеем.
После закрытия музея, в 1929 году, постройки были переданы военному ведомству.
|
||
15. |
||
16. Руины кухонного флигеля. |
||
17. Вид на главный дом от кухонного флигеля. |
||
В 1970-е на территории усадьбы проходили съемки кинофильма «И жизнь, и слёзы, и любовь». В 2000-х годах здесь снимался сериал "Дело о «Мертвых душах»". |
||
18. |
||
19. Руины кухонного флигеля. |
||
В 1999 году депутат и бизнесмен Владимир Брынцалов заключил на поместье договор аренды на три года и взял на себя обязательство полностью восстановить его. В первый же год он обязался провести необходимые противоаварийные работы, а затем — полную реставрацию зданий и реконструкцию парка, а взамен требовал передать ему строения и участок в собственность. Однако право собственности на Николо-Урюпино Брынцалову так и не досталось, а реконструировать усадьбу без этого он не стал. В 2001 году вышло постановление Правительства РФ о понижении статуса усадьбы с федерального до местного, что открывало путь к ее приватизации. Три года памятник разрушался, а в 2001 году суд расторг с Брынцаловым арендный договор по иску Министерства культуры. После этого "Большой дом" остался без хозяина. |
||
20. Главный дом усадьбы — протяженный, с массивным фронтоном на тонких колоннах построен в 1809 — 1811 годах. Строили дворец, вероятнее всего, крепостные мастера, не слишком разбиравшиеся в архитектурных тонкостях. |
||
21. На входной лестнице главного дома стояли небольшие пушки; их можно было раньше найти и в других усадьбах (например, в Архангельском), так как в старину было в обычае палить из пушек по праздникам и в торжественных случаях. Позднее дворец перестраивался. |
||
Фото конца XIX века. "Главный дом
а Никольском-Урюпине". Из книги А.Н. Греча "Венок усадьбам". |
||
22. И одна сохранившаяся балясина... |
||
ПАМО 1975 года. План дома. |
||
Из книги А.Н. Греча: В главном доме были большая угловая комната-столовая, собственно зала с типичными громадными портретами в рост наиболее значительных "вельможных представителей" семьи Голицыных. Все они были исполнены по одинаковому почти шаблону — на фоне пышных драпировок и колонн с жезлами и развернутыми указами в руках собственным доморощенным живописцем Ивановым. В обширной комнате свободно разместились бильярд, типичные старинные столы с откидными овальными досками, низкие шкафы-буфеты с размещенными на них фарфором и осветительными приборами. |
||
23. |
||
24. |
||
|
||
25. Интерьеры дома в наше время. |
||
26. Внутри последствия незаконченного ремонта при Брынцалове. |
||
27. Колоннада. |
||
28. |
||
29. Фасад главного дома со стороны Белого домика. |
||
1973 год. Никольское-Урюпино из архивов Красногорского историко-художественного музея. |
||
30. |
||
31. Кухонный флигель на закате. |
||
В 2004 году главный дом пострадал от пожара, в результате которого все деревянные перекрытия полностью сгорели. |
||
32. |
||
33. |
||
34. |
||
35. Вид на запруду и храм. |
||
В советское время усадьба была не только музеем, но и центром космических исследований. После вывода из усадебных зданий музея, комплекс стал принадлежать военным инженерам. В усадьбе разместился инновационный исследовательский центр, который стал колыбелью российской космонавтики. В соседнее Нахабино были передислоцированы опытные мастерские и начато строительство военно-научного центра, который ныне называется 15ый Центральный научно-исследовательский и испытательный институт, а вначале деятельность этого иннограда 20-х годов XX века была развернута в Никольском-Урюпино, и ещё до войны между Нахабино и Никольским-Урюпино был развёрнут испытательный полигон из нескольких площадок, включая тогда первые пусковые для ракет. Полигон в общем виде существует и до сих пор. |
||
36. |
||
И вернемся к Белому домику, который был восстановлен в 1970-х годах, с тех прошло много времени и его нужно восстанавливать снова. | ||
37. Детали белого домика. |
||
Из книги А.Н. Греча: Белый дом в Никольском-Урюпине строил таинственный и неведомый Шевалье де Герн (de Guerne) — он возводил дворец в Архангельском, он же, несомненно, проектировал для кн. Н.А. Голицына этот прелестный, полный тонкого вкуса pavilion de chasse (охотничий павильон) в лесу или скорее — маленький Эрмитаж — petite maison (маленький домик), где, несмотря на то, что прошло уже более столетия, все еще чувствуется присутствие женщины. На садовом фасаде — лоджия с изящными ионическими колоннами. Над дверью в крошечный вестибюль — полинявшее, выцветшее фресковое панно. В дверь видно трехчастное среднее окно зала, красиво разделяющее фасад с двумя колонными портиками-подъездами по краям. На всей архитектуре — печать тонкого и изящного мастерства. Оттого еще более интересным делается творческое лицо шевалье де Герна, этого мастера без биографии, создавшего весь ансамбль Архангельского и, возможно, строившею еще в Денежникове Талызиных, где дом композицией чрезвычайно близок к белому павильону Никольского-Урюпина. |
||
38. |
||
39. |
||
40. Вход в здание раньше украшали мраморные скульптуры львов. |
||
ПАМО 1975 года. План Белого домика. |
||
41. "Белый домик" за забором. |
||
Фото 1959 г. "Белый домик". Реставрация живописи и внутренней отделки "Белого домика" начиналась неоднократно. Источник: levakov.livejournal.com . |
||
42. |
||
Фото 1959 г. "Белый домик". Источник: levakov.livejournal.com . |
Старые фотографии |
ПАМО 1975 года. "Белый домик со стороны парка". |
ПАМО 1975 года. "Золотой зал. Фрагмент флакона в Белом домике". |
Фото 1959 года. "Сфинкс" в Никольском-Урюпино. Сейчас находится в музее-усадьбе Архангельское. Источник: levakov.livejournal.com . |
Фото 1975 г. "Главный дом". Источник: levakov.livejournal.com . |
Фото 1959 г. "Интерьеры главного дома". Источник: levakov.livejournal.com . |
Фото 1959 г. "Интерьеры главного дома". Источник: levakov.livejournal.com . |
Фото 1959 г. "Интерьеры главного дома". Источник: levakov.livejournal.com . |
Фото начала ХХ века из книги А. Н. Греча "Венок усадьбам". Библиотека в главном доме Никольскоrо-Урюпина (не сохранилась). |
Фото начала ХХ века. "Белый домик
в усадьбе кн. Н.А.Голицына. Никольское-Урюпино,
Звенигородскоrо
уезда". Из книги А.Н. Греча "Венок усадьбам". |
Фото 1959 года. Ваза сейчас находится в музее-усадьбе Архангельское. Источник: levakov.livejournal.com . |
Фото 1959 года. "Интерьеры Главного дома". Источник: levakov.livejournal.com . |
В лицах |
Николай Алексеевич Голицын (1751 - 1809). При дворе императрицы Екатерины II исполнял различные дипломатические поручения, состоял в свите великого князя Павла Петровича, являлся членом Комитета для управления зрелищами и музыкой, стал тайным советником, сенатором, кавалером орденов Св.Анны и Св.Александра Невского. |
Старые карты |
1766 год. |
1797 год. |
1878 год. |
1878 год. |
1925 год. |
1931-1957 года. |
1931 год. Усадьба-музей. |
1939 год. |
1987 год. |
2005 год. У главного дома нет крыши. |
2009 год. Появилась крыша. |
2015 год. |
Ссылки
http://levakov.livejournal.com/68584.html |
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1064858 |
А.Н. Греч, "Венок усадьбам". |
ПАМО, 1975 года. |
Населенные местности Московской губернии. С алфавитным указателем и картою Московской губернии. М., 1913., с. 255; |
Полякова Г.А. Флора и растительность старых парков Подмосковья. М., 1992.., с. 106; |
Страмнова Е.В. Экспозиционная работа в Николо-Урюпинском художественно-бытовом музее // Остафьевский сб.. вып. 2, с.37>40; |
https://www.youtube.com/watch?v=VX34bDSyRlM |
Продолжение рассказа во второй части...
Journal information